В эту поездку я отправлялся со смешанными чувствами. Память о Лиенцевской трагедии - это боль и скорбь для каждого русского сердца. Но меня радовала мысль, что после 10-летнего перерыва возобновляется одна из традиций нашего прихода. За это время много старых прихожан, принадлежавших к 1-й и 2-й волнам русской эмиграции, ушло в лучший мир. А многие из нынешних прихожан мало знакомы и с историей нашего прихода и с его традициями. Поэтому, эта поездка представлялась мне своеобразным восстановлением преемственности поколений, утраченной связи времен.
Я очень боялся опоздать, мой городок в альпийских предгорьях удален от Мюнхена да и мало ли что может случиться на автобане. Но подъехав к собору, убедился что опасения мои были напрасны. Автобус стоял пустой. Приятно удивило, что в нашей группе почти 40 человек. И вот, последние сборы окончены, все удобно разместились в креслах, автобус тронулся. За чтением утреннего молитвенного правила незаметно пролетело время.
Через час мы достигли Куфштайна, первого города на австрийской стороне. Здесь автобус свернул в горы. Из залитой солнцем долины Инна мы оказались в узком горном ущелье. Сразу похолодало - серый утренний туман еще не успел
развеяться и не пропускал солнечные лучи. Начался извилистый подъем, а впереди у нас было три часа езды и два перевала (1400 и 1600 м. над уровнем моря). Почему-то мелькнула мысль о том, как мало приспособлены были казачьи телеги к горным дорогам и к "серпантинам" в особенности...
Начало войны с Германией у многих граждан Советского Союза и русских эмигрантов вызвало надежды на свержение Сталина и близкое освобождение России от коммунистической диктатуры. В первые месяцы войны многие встречали немецкие войска, как освободителей. А параллельно с советско-германской войной вновь вспыхнула война Гражданская. Для русских патриотов по обе стороны фронта встал мучительный вопрос - кто враг? Кто более опасен для России: Сталин и коммунисты, превратившие Россию в огромный концлагерь; или Гитлер, с его расовой теорией и планами порабощения славянства? К 1943 году надежды на Германию развеялись, нацисты показали себя «во всей красе». Но ненависть и страх перед НКВД были сильнее. Особенно в казачьих областях. И вместе с немецкой армией потянулись десятки тысяч беженцев - скорбный, невиданный в русской истории исход. На территории Польши казаки-беженцы соединились в Казачий Стан. Казалось, это кочевая орда времен переселения народов перенеслась в охваченную огнем мировой войны Европу 20-го века. Польша-Германия-Северная Италия - вот путевые вехи Казачьего Стана, чей трагический путь завершился в тирольских Альпах...
...Последний "серпантин" позади, мы уже в долине и въезжаем в город. Залитый ласковым солнечным светом он радостно-безмятежный. Кажется, здесь невозможна даже мысль о чем-то недобром. Но увы, именно Лиенцу суждено было стать синонимом
предательства и жестокости. Мы проезжаем мимо небольшой церкви - в ней с 1945 года помещается приход РПЦЗ. Еще несколько минут и мы у цели нашего паломничества - небольшое казачье кладбище на берегу реки Дравы.
И само кладбище и прилегающее к нему пространство запружены народом. Внутри кладбища, вдоль ограды, знаменные группы и почетные караулы различных исторических и ветеранских объединений.
Рядом с живописными формами тирольских горных стрелков - казачьи группы. Донское, Кубанское, Терское казачьи войска представлены казаками, приехавшими из России и Зарубежья. Особенно выделялась своим молодцеватым видом и дисциплиной группа оренбургских казаков. ОРЮР (Организация Российских Юных Разведчиков основана в Баварии в 1945 году для воспитания подростков и юношества в русском и православном духе), русские скауты, представлены сводной группой из Германии, Люксембурга и Франции.
С нами прибыла разведчица мюнхенской дружины "Смоленск" Полина Кондратьева. Радостно было видеть среди австрийских знамен и флагов, русские триколоры.
Взоры присутствующих устремлены к новопостроенной деревянной часовне. Для ее строительства городская община подарила участок земли, прилегавший к кладбищу. Созданием часовни руководила австрийская организация "Черный крест" (она занимается уходом за военными кладбищами). Пожертвования на строительство часовни собирались как в Австрии, так и в России, Германии, Канаде, США, Австралии. Сама часовня была изготовлена на Украине. Подробно об осуществлении этого проекта рассказал представитель "Черного Креста". Было произнесено еще несколько речей. Среди выступавших были представители земельных и городских властей, представители казачьих организаций, автор книги "Жертвы Ялты" (посвященной насильственной репатриации советских граждан после окончания Второй мировой войны) граф Николай Толстой-Милославский. Особенно трогательным было выступление госпожи Эрики Петцольд, которая подростком стала свидетелем английского злодеяния.
Чин освящения совершили Владыка Марк Берлинский и Германский и Архиепископ Михаил Женевский и Западно-Европейский. С ними прибыли клирики обеих епархий РПЦЗ и сестры Свято-Елизаветинского монастыря (Бухендорф, Германия). После освящения часовни последовала Литургия, на которой многие наши паломники причастились Св. Тайн. Это было очень символично. Ведь мы молились рядом с местом, где была отслужена последняя Литургия Казачьего Стана.
1 июня 1945 года, узнав о планах англичан депортировать в СССР всех обитателей Казачьего Стана, казаки решили оказать пассивное сопротивление. На поле перед лагерем собралась огромная толпа. В центре, у импровизированного алтаря священники, вокруг женщины, старики, дети. А по краю - живая цепь из молодых казаков, прикрывавших собою остальных. Над толпой развивались хоругви и большой плакат на английском языке: "Лучше смерть здесь, чем возвращение в СССР!". Начался молебен - люди наивно верили, что молящихся не тронут. Внезапно раздалась короткая команда, и английские солдаты устремились на коленопреклоненных людей. Их избивали палками и прикладами винтовок. Тех, кого удалось захватить, тащили к грузовикам. Чтобы легче было справиться с людьми, солдаты старались выхватывать детей. Родители бросались за ними и в образовавшиеся промежутки врывались англичане, осыпая ударами беззащитных людей. Раздались первые выстрелы... Наконец, казачьи ряды дрогнули и люди побежали. Очевидцы рассказывают о кошмарных сценах самоубийств, о волнах Дравы, уносивших десятки трупов. К вечеру все место напоминало поле битвы: всюду кровь, трупы, разбитые и втоптанные в грязь иконы. На следующий день была проведена облава на тех, кто пытался укрыться в окрестных лесах и горах...
Служба кончилась. Собравшиеся стали понемногу расходиться. А нам, после трапезы, предстояло посетить церковь, где вот уже семь десятков лет молятся русские прихожане, и казачий музей.
Небольшая, вросшая в землю, церковь Антония Падуанского была построена в 16 веке. В обычные дни она ничем не отличается от других католических церквей. И только икона Богоматери в одном из притворов и памятная доска свидетельствуют о том, что здесь совершаются православные богослужения. Этот храм предоставлен православной общине Апостола Андрея Первозванного Католической Церковью еще в 1945 году. Вся утварь и иконостас сделаны руками спасшихся от выдачи казаков. К сожалению, они находились в ризнице и нам не удалось их увидеть. Зато, в казачьем музее, находящемся в соседнем доме, мы смогли увидеть много казачьих реликвий.
Говоря о русском приходе и казачьем музее, невозможно не упомянуть имя протодиакона отца Георгия Кобро. Именно его трудами здесь не только сохранилась православная община, но и создан казачий музей. О. Георгий многие годы трудится над сохранением памяти о трагедии Лиенца. Он и его супруга, Елена Витальевна, радостно встретили нас и показали собрание, в создание которого они вложили много сил и средств. Среди книг, фотографий, картин, представлены также личные вещи и оружие казаков. Осмотр музейной экспозиции сопровождался живым и ярким рассказом о. Георгия о казаках в эмиграции, о выдаче в Лиенце и в других местах, о жизни спасшихся казаков в лагерях беженцев, многих из которых о. Георгий знал лично... Особенно поразила меня фотография детской могилы. Ее в музей передал местный житель пару лет назад. Спасаясь от англичан и не имея времени, родители передали своего погибшего ребенка австрийцам, встретившимся им в горном лесу. Они похоронили маленького страдальца и вот уже 70 лет ухаживают за его могилой...
На обратном пути, вновь мысленно возвращаясь к событиям минувшего дня, я вспомнил слова некоего российского автора о том, что тему Лиенца широко можно будет обсуждать в России лет через 100. Такой взгляд мне представляется неверным. Лиенц - это не политический или идеологический вопрос. Это вопрос христианской совести. Георгий Победоносец, которого англичане считают своим небесным покровителем, прославлен Церковью не за ратную доблесть, а за измену - он нарушил воинскую присягу и отказался выполнять приказ своего императора. Следование Христу он поставил выше всех законов, интересов, государственных резонов. А для английских солдат приказы земных властей оказались важнее Божественных Заповедей. То же делают и многие наши современники. Для них страшная правда о Лиенце (да и о многом другом из нашего недавнего прошлого) неудобна и неприятна. Легче от нее отмахнуться, ибо она разрушает приятные стереотипы, а главное побуждает делать выбор - с кем ты? с жертвами или палачами?
В заключение моего очерка мне хотелось бы выразить благодарность Валерии Литвиной и Денису Кондратьеву за организацию этого паломничества и пожелать им успеха в дальнейших начинаниях.
Версия для печати