Но если это новое теряет связь с тем, что дало ему жизнь, оно становится не жизнеспособным. Эти процессы универсальны в пространстве и времени и могут быть соотнесены и с процессами этногенеза, которые для различных этносов идентичны, как бы далеко во времени и пространстве эти этносы не находились друг от друга..
Это можно сказать и о Советской Красной России 20-го века и о других новообразованиях возникших и возраставших на руинах СССР. Эстония и Финляндия обрели свою государственность в разные периоды и разными историческими путями. Для народа Эстонии и соседней Латвии, это был длительный путь формирования национального самосознания этих народов внутри Российской государственности. В Эстонии, как и в других новообразованных странах, выпавших из лона бывшей Российской-Советской империи, до сего времени, прочно утвердилось мнение что, так называемое "русское время" ( по-эстонски "Vene aeg") было бременем для народов этих стран. В Эстонии и Латвии забыли, что в Орденский период и шире, в период остзейского правления, основной категорией социальной принадлежности служили понятия: Deutsch (немец) и Undeutsch (ненемец). У правящих по праву завоевателей остзейских баронов отношение к коренному населению края могло быть лишь как к полезной рабочей скотине. Сейчас в отношении Имперского периода официальная позиция звучит так: народ Эстонии, подвергшийся насильственной "русификации", особенно во второй половине 19 века, обретает свою свободу, только с падением Имперской деспотии. Но факты говорят об обратном. Именно благодаря политике Российской империи эстонский народ и другие народы обширной территории Российско-Советского государства, в тот самый период "русификации", стали иметь возможность, получать, как начальное, так и высшее образование на родном языке, издавать свои газеты, книги и, как итог, - сформировать свою собственную культурную и политическую элиту, свою собственную национальную литературу, искусство и науку. В Эстонии, так называемая "русификация" 19 века, направлена была, прежде всего на упорядочение законодательных отношений центральной государственной власти и местного губернского управления, состоящего преимущественно из Ост-зейского немецкого дворянства. "Русификация" коснулась повсеместного господства немецкого языка в образовании, в судопроизводстве, в ведении дел в муниципальных учреждениях. Эстонцы получили возможность слушать судопроизводство на родном языке. Отныне, - говорится в указе Сената 1885 года, - по Высочайшему соизволению, ходатайства, заявления и прочая корреспонденция должны приниматься чиновниками в Остзейской провинции на русском, эстонском и латышском языках без оговорок. Что касается религии и массового перехода эстонцев в 19 веке в Православие, то государство, в это время, покровительствовало свободным решениям со стороны коренных народов принимать крещение без насилия и принуждения. За 100 лет до этого, во времена правления Императора Петра Великого, жестокое обращение, к сожалению, имело место быть, но преимущественно в отдалённых от центра землях Сибири. В 1726 г., уже после смерти Петра I, в правление Государыни Екатерины I, вышел указ Сената, согласно которому, "запрещалось притеснять инородцев". (Надо отметить, что такого количества массовых убийств и казней на религиозной почве, случившихся в период реформации в Европе и Англии, в России не наблюдалось даже во времена Царя Иоанна Васильевича IV Грозного) В 19 веке Православие в России распространялось иначе. Церковный Синод уделял особое внимание переводам богослужений и молитвословов на языки коренных народов. Составлялись и переводились богослужебные книги. Как раз сейчас, 9 ноября 2025 года, в Эстонии, в Тарту, будет торжественно отмечаться 180- летие со дня совершения первой Литургии на эстонском языке.
Связь Эстонии с Российской Империей и Русским Царством уходит в глубь веков. И это не только история противостояния с Тевтонским, Ливонским орденами и Шведским Королевством. Ещё в период становления Киевской Руси, в 1030 году, Великим князем Ярославом Мудрым (в крещении Юрием), на территории бывшей Лифляндской губернии, был основан город Юрьев ныне Тарту. Там же им была построена первая Православная церковь во имя Святого великомученика Юрия (Георгия) Победоносца. Нынешний приход Юрьевской церкви города Тарту имеет прямую преемственность с той первой Православной общиной, основанной в 11 веке при князе Ярославе. Ещё один интересный факт: Царь Петр Первый, в поиске места для новой столицы Российской Империи, рассматривал город Ревель, как наиболее подходящий для этой цели город. В 1721 году по условиям Ништадского мирного договора бывшие шведские провинции были закреплены за Россией де-юре. Несмотря на это, русский царь для надёжности выкупил их у шведской короны за 2 млн ефимков (зап.европ. серебр. Иоакимовский Талер), что составляло половину годового бюджета целой империи. В 1714 году в пригороде Ревеля за 3500 талеров Петром была приобретена часть летней мызы вдовы Дрентельна. Петр лично составил план будущего царского имения, в котором было предусмотрено место для регулярного парка и дворца. Это летнее имение было подарено Царём своей дражайшей супруге Екатерине Первой. По её имени Дворец и парк носит теперь название Кадриорг (ранее Катариненталь, Екатериненталь). Автором проекта дворцово-паркового ансамбля был архитектор Николо Микетти, тот самый, что завершал строительство знаменитого фонтанного комплекса в Петергофе. Система водоснабжения фонтанов была опробована сначала в Ревельском Екатеринентале, а уже затем применена в Петергофе. Скульптуры Петергофа, так же, по началу, были предназначены для Екатериненталя, но потом Петр передумал делать Ревель столицей Империи и скульптурам нашлось другое более подходящее место. Во дворце Екатериненталя Петр установил мемориальную доску со своим именем, указанием Своего, Божьей милостью, Императорского достоинства и датой: "июль 1718". От этого периода судьбоносных решений Петра Великого в Ревельской Никольской церкви осталась и особая икона - "Литургия Господня" - богословское обоснование новой роли Петровской России в деле домостроительства Божия. Утверждение Империи и власти Императора, как катехона и охранителя искупительной чаши с кровью Спасителя посреди Европы и Скандинавии. Образ иконологически олицетворял Победу Православной Царской России, утверждение её, как морской европейской державы, под эгидой Святого Георгия, Империи посреди пяти морей. Кстати в этой же церкви сохранился иконостас 17 века, подаренный приходу Царицей Софьей, старшей сестрой Петра, противницей его правления и реформ. Над первым ярусом иконостаса сохранилась надпись об этом событии. Эту надпись обнаружили при недавней реставрации при очистке иконостаса от многослойных покрасок. Очевидно, что надпись первым слоем была закрашена в сентябре 1711 года перед торжественным въездом Петра Первого в Ревель. Так же в этом храме сохранился большой подсвечник - дар Царя Бориса Годунова.
В 1746 году Эстляндию посетила Императрица Елизавета Петровна. Визит был очень пышно обставлен. По пути следования кортежа были сооружены триумфальные арки украшенные цветочными гирляндами. Императрица Елизавета привезла в Ревель указ о подтверждении всех привилегий Остзейскому дворянству, Торговому сословию и особому положению Лютеранской церкви. Отношение к этим привилегиям и к тем на кого они распространялись было различным в разные периоды правления династии Романовых, в зависимости от личных предпочтений Императоров и Императриц. Такое непостоянство было обусловлено желанием Петербурга сохранить лояльность местной элиты к центральной государственной власти. Эта особенность самоуправления Остзейских владений Империи была, по словам Ивана Аксакова, "музеем исторических редкостей социального и общественного устройства"
Остзейский вопрос в императорской России так и остался нерешённым. В 1918 году эстляндский и лифляндский предводители дворянства "сочли себя вправе, согласно постановлениям ландтагов, вероятно, в качестве прямых потомков германских меченосцев, послать верноподданнические телеграммы императору Вильгельму и просить его о присоединении русских прибалтийских губерний к Германии". Но этого не произошло - земли рыцарей, (в том числе в результате Октябрьского переворота и "Освободительной войны") стали частью новых прибалтийских национальных государств".
Всем известно, что династия Дома Романовых очень любила бывать в Эстонии.
Известно так же, что первое исполнение Государственного гимна Российской империи "Боже Царя храни" было представлено в имении Графа Александра Христофоровича Бенкендорфа в замке Фалль, в местности Кейла-Йоа в присутствиии Императора Николая I Павловича и автора музыки гимна, композитора Алексея Фёдоровича Львова.
Дочери Государя Николая I Мария Николаевна и Ольга Николаевна часто приезжали на лето в Ревель для отдыха. Поселялись они в Кадриоргском дворце который, специально к их приезду, обставляли лучшей мебелью, одолженную на время отдыха августейших особ у богатых горожан.
Приезжали в Эстляндию не только для отдыха, но и по государственной надобности. В Нарве Государь Имп. Александр III с супругой Марией Феодоровной присутствовали при торжественной закладке храма Воскресения Господня, которая была приурочена к официальной встрече в Нарве Его Величества с германским Императором Вильгельмом II. Закладка была совершена 5 августа 1890 года преосвященным Арсением, епископом Рижским и Митавским, в присутствии императора и императрицы, а также великой княгини Ксении Александровны, великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Фёдоровны, великих князей Николая Николаевича (старшего) и Александра Михайловича и многих других высокопоставленных лиц. Первый камень в фундамент положил сам император Александр III.
30 апреля 1900 года (по старому стилю) Государь Николай II со свитой, присутствовал на освящении Кафедрального собора Св. благ. Вел. князя Александра Невского в Ревеле. Государь Николай II, так же лично присутствовал при закладке Русско- Балтийского Судостроительного Завода. Сейчас он называется БСРЗ.
Там же, на бывшей территории Судостроительного завода, находился, с 1913 года Храм Во имя Святителя Николая Чудотворца, который сгорел в 1934 году и был восстановлен в 1936. Именно в этом Храме казаки Посольской Станицы Императорского Конвоя Эстонии установили именную табличку, в честь верного слуги Дома Романовых, казака Тимофея Ксенофонтовича Ящика, а во дворе посадили липу в честь Цесаревича Алексия Николаевича Романова.
В 10 километрах от Таллинна, расположена Мыза Харку. Из архивных источников известно, что на этой мызе любил отдыхать Пётр Первый. И именно в стенах этой мызы,в сентябре 1710 года, Пётр Первый принимал капитуляцию шведского гарнизона и шведского дворянства. В самой мызе, в те времена, был штаб Русской армии. Известно так же, что на мызе любил отдыхать и Александр III, со своей семьёй.
В 90 километрах от Таллинна, есть тихий уютный городок Хаапсалу ( Гапсаль). Во времена Империи это был один из любимых городов династии Романовых, куда специально была проложена железнодорожная ветка. На лечебные грязи Гапсаля приезжали не только из Империи, но так же и из Европы, Англии и даже Америки. К сожалению, сейчас эта грязелечебница перестала существовать. Так же в Хаапсалу стоит единственный сохранившийся памятник императору Российскому, в Прибалтике. Это памятник Александру III. Бурные события XX века оставили следы на этом уникальном памятнике. Утрачены икона и барельеф, сбиты кресты, сам памятник покрыт трещинами и выбоинами от пуль. Место вокруг него превратилось в пустырь. Сейчас памятник усилиями казаков Посольской станицы частично восстановлен.
Владимир Аншон,
Ответственный по культуре в Посольской Станице Императорского Конвоя Эстонии
.jpg)
.jpg)
Версия для печати

.57d95ff65ebd9c35d2dfdc377a5016ff11219.jpg)

