Информационное агентство «Русская линия» опубликовало открытое письмо «обеспокоенного гражданина России Владимира Александровича Сурина» к Президенту России Дмитрию Медведеву. В письме гражданин Сурин призывает Президента остановить продажу 25 тонн принадлежащего России золота за доллары США. Такое решение планирует реализовать возглавляемое Алексеем Кудриным Министерство финансов за счёт ресурсов контролируемого им Гохрана.
Ранее сайт «Национальный манифест» уже писал о том, что продажей золота Россия включается в выработанный, видимо, финансовыми органами G20 план спасения доверия к американской валюте. Инвесторы уходят в товар. Если ранее тех, кто об этом говорил, публично обличали в «ретроградстве», то сейчас этот процесс становится всё очевиднее. Во всяком случае, о бегстве от денег в товар и о безумии тех, кто поступает наоборот, в интервью газете «Ведомости» 5 ноября с.г. заявил один из богатейших людей России владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков.
Курс доллара США продолжает своё стремительное падение. На этом фоне, как сообщает РосБизнесКонсалтинг, ведущий валютный аналитик The Bank of New York Mellon Майкл Вулфолк прогнозирует неконтролируемый обвал американской валюты, если его курс опустится ниже отметки в 1,6 доллара США за один евро. Сейчас курс колеблется в районе 1,5 долларов США за один евро. В то же время, по словам первого заместителя Председателя Банка России Алексея Улюкаева, которые также приводит РосБизнесКонсалтинг, всего за один день Банк России для недопущения излишнего удорожания рубля выкупил 1 миллиард долларов США. Также господин Улюкаев заметил, что Банк России не исключает возможности выкупа предлагаемого к продаже Минфином золота на приемлемых условиях (Банк России по закону независим от Правительства).
Какие выводы можно сделать из этих разрозненных данных?
Монетаристско-кейнсианский антикризисный план спасения экономики финансового тельца терпит полный крах. Печатанье миллиардов не обеспеченных товарами денежных знаков не привело ни к каким последствиям, кроме вырубки лесов и загрязнения окружающей среды при производстве резаной бумаги. Финансовые средства ушли на финансовые же рынки, надув новые финансовые пузыри, не приведя к оживлению в реальном секторе экономики. Соотношение денежной массы к товарной с каждым днём всё сильнее ухудшается, надежды на долгосрочное удержание уровня цен при таких условиях нет и быть не может. Это значит, что мир ожидает кризис переоценки ценностей. И не только хозяйственных.
Россия не сильно зависит от мировых финансовых рынков, имея преимущественно товарную экономику. И этот нюанс нужно использовать в сложившейся ситуации. Последние месяцы, если посмотреть учётные цены на золото, устанавливаемые Банком России, и сравнить их с курсами основных иностранных валют, можно заметить, что де-факто Банк России уже перешёл к привязке курса рубля именно к золоту, а не к какой-либо из конвертируемых валют. В то же время очевидно, что в Минфине нацелены на использование ресурсов России для спасения американской финансовой системы. Отсюда и желание продать реальные активы в обмен на бумагу, стоимость которой должна неизбежно обесцениться в разы. И в такой ситуации остаётся только удивляться действительно продуманной политике Банка России, который не допускает девальвации рубля и постепенно диверсифицирует резервы, уводя их в сторону от американских облигаций и доллара США (Банк России можно критиковать разве что за скорость предпринимаемых шагов, за степень их решимости, но не за направление движения). Если это не игра на публику, а действительное противостояние между банкирами с Неглинной и финансистами с Ильинки, то остаётся только порадоваться, ведь это говорит о том, что из второй волны глобального финансового кризиса Россия выйдет сильнее, чем другие. Если, конечно, победу одержит курс на удержание реальной экономики и отказ от поддержки американского финансового пузыря за российский счёт, за что ратует Минфин.
О том, что крах американской валюты неизбежен, ещё в 1970-е гг. впервые заговорил Линдон Ларуш. Последние десять лет об этом же не устаёт повторять и российский экономист Михаил Хазин. Но доллар США всё это время упорно оставался символом богатства (новой инкарнацией библейского золотого тельца) и, выражаясь менее поэтично, мировой резервной валютой. Дело в том, что по очень меткой терминологии Людвига фон Мизеса доллар США – это «фидуциарные деньги», т.е. «деньги на доверии». Фидуциарные деньги лишены какой-либо внутренней стоимости, кроме цены того доверия, которое им оказывают. Если нет доверия, то цена равна нулю. Начинается процесс галопирующей инфляции, который в 1920-е гг. наблюдался в Германии, а в последние годы был наглядно продемонстрирован в Зимбабве. Где находится порог доверия к доллару США? Однозначного ответа на этот вопрос не может дать ни один человек, каждый, не как «учёный» или «аналитик», а как предприниматель, может лишь составить свой прогноз с той или иной степенью вероятности. Однозначно лишь то, что денежные активы уже сегодня стоят реально (т.е. «товарно», т.е. res – это «вещь» по-латыни) гораздо меньше, чем за них предлагают. Это массовая предпринимательская ошибка. Система работает лишь до тех пор, пока гигантские денежные накопления хранятся в финансовых же «активах», которые на самом деле являются долгами, т.е. пассивом. Стоит этой денежной массе хлынуть на товарные рынки, и система рухнет, как падает червивая шапка у гриба.
Антикризисная политика монетаристско-кейнсианского толка, проводившаяся правительствами G20, была направлена не на лечение экономики, а на восстановление статус-кво, который существовал до 2006 г. Это привело лишь к образованию нового финансового пузыря. Логика экономического цикла такова, что падать после каждого последующего пузыря будет больнее, а последствия будут тяжелее, нежели после предыдущего. На это указывает вся логика процесса создания не обеспеченных товарным наполнением финансовых «активов» после 1971 г., когда США де-факто вышли из Бреттон-Вудского золотодевизного стандарта. Единственный путь преодоления последствий глобального кризиса, единственный путь возврата экономики на путь стабильного развития со сбалансированным спросом и предложением – это восстановление реального обеспечения денег. Путь же к этому один – расплатиться по счетам, назвав банкротов банкротами и передав их активы кредиторам. Единственный путь к недопущению повторения хрематистики, выражаясь терминологией Аристотеля, последних 40 лет – восстановление золотого стандарта. Иных рецептов просто не существует, сколько бы мудрых интегралов и дифференциалов, не имеющих никакого отношения к жизни, ни силились рисовать математики, присвоившие себе самозвано право называться «экономистами».
Уникальность сегодняшнего положения России состоит в том, что, несмотря на все просьбы последних двадцати лет, нам так и не дали последний билетик на «Титаник». Этим нужно пользоваться, а не пытаться схватить его в тот момент, когда нам согласятся даже доплатить за то, что мы его возьмём.
Версия для печати