Конгресс не хочет соглашаться с планами президента Обамы и не повышает верхний предел государственного долга США с нынешних 14,294 трлн долларов США (403,9 трлн рублей). Это может привести к тому, что уже 2 августа с.г. США не смогут расплатиться по своим обязательствам и будут вынуждены объявить дефолт. Default – это английское слово, означающее «неисполнение». Красивое иностранное слово сущности не поменяет – исполнить обязательства США не смогут.
Одно из ведущих рейтинговых агентств мира «Мудиз» (Moody’s) 13 июля также порадовало инвесторов всего мира – кредитный рейтинг (кредитный рейтинг – это экспертная оценка вероятности (!) неисполнения принятых долговых обязательств: чем выше рейтинг, тем ниже вероятность) Ирландии был понижен. Теперь он – Ba1. Это значит, что государственные облигации Ирландии спекулятивны и подвержены существенному риску неисполнения обязательств – дефолту. «Существенный» в данном случае – это слово, заменяющее фразу «вероятность дефолта составляет 3 – 4%». В агентстве полагают, что без очередной инъекции международной помощи стране святого Патрика не рассчитаться с долгами. А, между прочим, Европейский Союз и МВФ уже выделяли Ирландии помощь на сумму в 85 млрд евро (3,37 трлн рублей).
Неизбежность дефолта Греции (статистическая вероятность её дефолта превышает 20%), которая больно ударит по финансовым рынкам Германии и Франции, уже практически очевидна. Кредитный рейтинг Греции по версии «Стэндэрд энд Пурз» (Standard and Poor’s) – CCC, ниже – только D («объявленный дефолт»). Спасти Грецию может разве что чудо. На очереди Португалия и Испания. Но сложности ожидаются и в четвёртой по величине экономике Европейского Союза – в Италии. Если цепочка начнёт раскручиваться, то не справится с долгами и Франция. Тонущий единый европейский корабль Германии в одиночку не вытащить, особенно, учитывая заведомое нежелание Великобритании в этом участвовать.
Но крах грозит не отдельным странам, а всей структуре глобальной финансовой системы. Дефолт США обвалит не только финансового Левиафана Запада, но и ориентированную на экспорт экономику Китая. Рассказы о самостоятельности китайской экономики в исполнении доктора Анисимова на сегодняшний день пока ещё стоят мало.
Впрочем, кризис такого масштаба мир переживает не впервые. Аналогично, как карточный домик, разваливалась структура финансовой системы перед Второй мировой войной, которая и обнулила долги. Именно война, а не пресловутые «дороги в никуда», которые строил Рузвельт.
Как это стало возможным, писалось много. Пересказывать это в очередной раз не стоит. Лучше приведу пример одного «демотиватора». Он нагляден, прост и весьма близок к истине.
Толкнёт ли Конгресс мир в пучину кризиса, по сравнению с которым «некоторые проблемы» 2007 – 2009 гг. покажутся сказкой? Лично я, как и первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев, в этом сомневаюсь. У меня не исчезает ощущение, что за три недели политики на вашингтонском Капитолии найдут, как совершить очередной платёж. Увы, это не решит проблему, а лишь отсрочит неизбежный финал. Увы, причины финансовой лихорадки 2007 – 2009 гг. никуда не исчезли, а лишь были отсрочены и теперь вновь напоминают о себе.
В XIX в. европейские державы колонизировали Африку и Азию, обеспечив себе право на эксплуатацию их ресурсов. В третьей четверти XX в. было найдено нецелесообразным для этих целей держать войска – войска вывели, странам предоставили независимость, флаги, посольства, кресла в зале заседаний Генеральной Ассамблеи ООН и возможность менять невозобновляемые ресурсы на необеспеченные денежные фантики, печать которых осуществлялась по принципу Попандопуло – «берите-берите, я ещё нарисую». Менялись правовые формы, а не экономическое содержание. В результате возникли долги США, Франции и других стран Запада с одной стороны и огромные резервы Китая, арабских шейхов и России с другой стороны. Результат того, что 15% населения мира потребляет 85% продуктов мировой экономики (товаров, работ и услуг).
Можно ли из этого тупика выйти? Можно, но это будет очень больно. Да, больно, и не нужно обманываться, что больно не будет. Дефолт США – одна из лучших идей в этой связи. Можно сказать, что дефолт можно использовать на ранней стадии как прививку, потому что на поздней стадии он уже будет симптомом гангрены мировой экономики. Дефолт США, утрата долларом статуса мировой резервной валюты, международные договорённости о путях и способах реструктуризации долга – это правовая альтернатива повторению способов выхода из кризиса после Великой депрессии. После этого новая архитектура мировых финансов может быть выстроена заново на основе товарных (например, золотых) денег и обеспеченных материальным, реальным производством обязательствах стран-экспортёров, в т.ч. и России, но прежде всего – Китая и Бразилии (первый контролирует промышленное производство, вторая – кормит мир). Стоит ли объяснять, что по самым банальным потребительским мотивам этот вариант сегодня невозможен? Против него восстанут профсоюзы всех держав Запада. И не только профсоюзы. О том, как люди неохотно отказываются от потребления, наглядно свидетельствуют нынешние беспорядки в Греции.
Версия для печати