Бесплатно

С нами Бог!

16+

12:58

Суббота, 23 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Пенсионные ухищрения

Автор: Любич Антон | 25.06.2011 01:45

С 2012 г. ставки страховых взносов в России будут снижены. Это позволяет вновь серьёзно поговорить о пенсионной системе нашей страны.

Установление в России государственных пенсий отражает социальный характер российского государства, что следует из ст.7 Конституции России. Статья 39 (часть вторая) Конституции содержит отсылку к закону: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Закон должен определять гарантии каждому социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основы пенсионной системы России установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Нетрудоспособные граждане, по общему правилу, вправе рассчитывать, на основании этого закона, на социальную пенсию в размере 2562 рубля в месяц. Государственные пенсии устанавливаются военнослужащим, гражданским служащим и некоторым другим категориям граждан.

Указанный закон дополняют нормы Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Обязательное пенсионное страхование осуществляется путём уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, которые, по определённым нормативам, учитываются на индивидуальных лицевых счетах граждан. Порядок уплаты страховых взносов определяется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Страховые взносы уплачивают лица, производящие выплаты физическим лицам. Чаще всего – это работодатели.

Итак, как же устроена наша пенсионная система? Федеральный бюджет делает трансферты в бюджет Пенсионного фонда на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению. За счёт собственных средств, формируемых за счёт страховых взносов работодателей и приравненных к ним лиц, Пенсионный фонд по определённым нормативам осуществляет выплату пенсий лицам, застрахованным в фонде. Средства аккумулируются на протяжении трудоспособного возраста гражданина, управляются и после достижения лицом возраста нетрудоспособности начинают выплачиваться. Это если коротко, ясно и без ненужных подробностей.

Как же закон воплощается на практике? На практике средняя трудовая пенсия в России на начало 2011 г. составляла 7594 рубля, до конца года она должна возрасти до 8498 рублей.

Чтобы обеспечить такой размер пенсионных выплат в Пенсионном фонде аккумулируются немалые средства. Если ещё в 2008 г. в бюджете Пенсионного фонда аккумулировалось 6,6% ВВП, то в 2010 г. – уже 10,4%. В 2010 г. суммарные доходы Пенсионного фонда составили 4,6 трлн рублей, из федерального бюджета в Пенсионный фонд было перечислено 2,64 трлн рублей. На покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда было израсходовано 1,3 трлн рублей. Эти средства пошли на обеспечение пенсий 39,7 млн российских пенсионеров.

Средняя заработная плата в России в январе 2011 г. составляла 20 782 рубля. По данным Росстата, в России 75 млн экономически активного населения. Таким образом, несложно посчитать, что ежемесячный фонд заработной платы в стране – 1,56 трлн рублей. В то же время, на выплату пенсий необходим 301 млрд рублей, т.е. 19% от фонда оплаты труда. Вместе с тем, страховой взнос в Пенсионный фонд за работников, чей годовой доход не превышает 463 тыс. рублей, составляет 26%. Разница в 7% полученная условным расчётом примерно соответствует ставке в 6% от заработной платы, которая зачисляется в накопительную часть пенсии работника. Речь идёт о примерно 1,12 трлн рублей в год (ВВП России в 2010 г. составил 44,9 трлн рублей). Таким образом, изъятие средств для оплаты накопительной части пенсии составляет около 2,5% ВВП – это очень много.

Для чего это делается?

Сторонники пенсионной реформы настаивали на «неправильности» принципа «сегодняшние работающие платят пенсии сегодняшним пенсионерам»: в условиях демографического провала число работающих будет сокращаться, а число пенсионеров расти, и эта система не сможет обеспечивать достойного уровня пенсий. Поэтому необходимо, утверждали сторонники пенсионной реформы, чтобы сегодняшние работающие откладывали себе на старость пресловутую накопительную часть пенсии, которую они начнут получать, если доживут до возраста нетрудоспособности.

Однако, что означают эти накопления? Любые деньги имеют ценность постольку, поскольку они обеспечены товарной массой: от пресловутого золота до телогреек и зубочисток включительно. Деньги лишь обслуживают товарный поток, но не подменяют его. В условиях, когда деньги утратили товарную форму и товарное наполнение (после отмены золотого стандарта), инфляция (процесс увеличения денежной массы, не связанный с запасами товара-эталона эмиссии) порождает постоянный и устойчивый рост цен. Деньги обесцениваются. Поэтому сегодняшние вложения пенсионеров не смогут обеспечить им достойную пенсию через двадцать – тридцать лет, если не будут преумножены и не будет обеспечены товарным наполнением (выполнены должны быть оба условия).

Накопительная часть пенсионных сбережений граждан, как и средства добровольного пенсионного страхования, управляется особыми управляющими компаниями. Если мы говорим о средствах, находящихся в Пенсионном фонде Российской Федерации, то управление ими осуществляет Внешэкономбанк (ВЭБ). Управление пенсионными сбережениями осуществляется т.наз. «консервативными» методами, т.е. очень осторожно. Управляющие компании и пенсионные фонды существенно ограничены в выборе финансовых инструментов, в которые они могут инвестировать денежные средства, взятые из пенсионных накоплений граждан. Результат известен: финансовая отчётность большинства пенсионных фондов и их управляющих компаний показывает, что доходность капитала не покрывает темпов инфляции. Деньги, изъятые для формирования накопительной части трудовой пенсии, с каждым годом неуклонно обесцениваются.

Зачем и кому это нужно?

Система пенсионного страхования заимствована из США. И там пенсионные фонды играют важнейшую роль. Официальные пропагандисты и «мэйнстримовые» экономисты объясняют, что пенсионные фонды создают в экономике «длинные» деньги (т.е. обеспечивают долгосрочное финансирование), что содействует экономическому росту. Конечно, это так. Но это побочное следствие главной цели. Пенсионные фонды выводят необеспеченные доллары, которые щедро печатает Федеральная резервная система, из обращения на рынке товаров и переводят их на финансовые рынки, где эти деньги вращаются, участвуя в надувании то одного, то другого пузыря.

В советской экономике был такой феномен – подавленная инфляция. У вас были деньги, только вы на них не могли ничего купить. Официальные цены не поднимались, а деньги печатались. Возникал дефицит. Поскольку отоварить деньги не получалось, люди несли их в сберегательные кассы. Там эти деньги, не обеспеченные товарами, копились и благополучно докопились до 1991 г. Что дальше произошло с этими накоплениями произошло, рассказывать не нужно. Конъюнктура политического момента требует воскликнуть «плохой Гайдар обокрал народ!», желание всё же быть правдивым заставляет вместо этого произнести: «Накопленная за долгие годы строительства коммунизма скрытая инфляция была в сжатый срок выплеснута наружу». Инфляция, накопившаяся, по меньшей мере, за тридцать лет, но скрывавшаяся за фасадом планово-административной экономики, была почти одномоментно отыграна. Шоковым методом.

В советском случае была большая издержка – в Советском Союзе так и не научились делать красивые упаковки. Не было красивой упаковки – образа сладкой жизни. Как же побороть подавленную инфляцию, создав при этом притягательный образ сладкой жизни? Либеральная модель решила эту задачу гораздо хитрее и лучше, нежели модель социалистическая. Вместо сберегательной кассы людям был предложен фондовый рынок. Компании как «Фэйсбук» или «Гугл» стоят дороже, чем нефтяные и горнорудные гиганты. А ведь кроме фондового рынка, где торгуются акции – капитал, возник срочный рынок – рынок производных финансовых инструментов («деривативов»). Фьючерсы, форварды, опционы разных видов, сложные математические инструменты связали триллионы долларов и создали для небольшой группы финансовой олигархии миллиардные состояния, материализованные в виллах, яхтах и т.п.

Как мы видим, картинка подобна той, которая была в СССР, только нарисована ярче и сыграна лучше. Актёры лучше, режиссёр-постановщик лучше, но пьеса та же самая. И в постановке этой пьесы по борьбе с подавленной инфляцией пенсионные фонды играют не последнюю роль.

США важно связывать доходы граждан. Чтобы с одной стороны они могли поддерживать свой текущий уровень потребления, а с другой стороны товаров, которых США производят всё меньше, а импортируют всё больше, хватало и дефицита не возникало. Иллюзия благополучия не должна заканчиваться. Шоу должно продолжаться.

С США понятно. А России это зачем? Страна, в которой главная и острейшая проблема – системное и повсеместное недофинансирование самых разнообразных проектов, – отвлекает из экономики ежегодно немотивированно 2,5% ВВП… И эти деньги перетекают т.наз. «надёжным заёмщиком» (которым только и можно доверить средства пенсионных фондов). А эти надёжные заёмщики – крупнейшие российские олигархические структуры, прежде всего, сырьевые олигополии. Они получают дополнительное долгосрочное низкопроцентное финансирование за счёт малого и среднего предпринимательского сословия, которое платит повышенные страховые взносы на пенсии своих работников, отвлекая деньги из оборота. Оправдывается это словами о заботе о пенсионерах. Но мы уже выяснили, что будущие пенсионеры свои деньги постоянно теряют, ибо деньги обесцениваются. Получается, что мы имеем систему поддержки крупного бизнеса и торможения пресловутой модернизации, ибо деньги изымаются как раз у движущего развитие страны слоя.

Что же делать? Как ни парадоксально – отказаться от системы пенсионного фондирования. Государство должно определить, какую часть ВВП ежегодно оно выплачивает в виде пенсий, изымать эти деньги в форме налогов и выплачивать их пенсионерам. Что национальная экономика произвела, от того и получены деньги. Чем лучше работает экономика, тем выше государство платит пенсии. Чем больше в экономике работающих, чем активнее женщины рожают детей, тем больше средств приходится на одного пенсионера. Всё честно и без ухищрений.

При этом важно понимать, что размер пенсий при нынешнем уровне развития экономики не уменьшится. А при росте экономики продолжит расти. Одновременно снизится нагрузка на предпринимательство – предприниматели получат дополнительные оборотные средства для развития своего дела. А это дополнительные рабочие места, уверенность в завтрашнем дне, желание женщин рожать детей… Всё же, цена вопроса – более 1 трлн рублей в год в текущих ценах.

У России пока нет задачи сдерживать подавленную инфляцию за счёт создания пенсионных подушек безопасности. Россия может ограничить экспорт нефти, и проблема избыточного потока денег исчезнет сама собой. Но не будем углубляться в эту тему – она заслуживает отдельного рассмотрения. Главное, что действующая система пенсионных сбережений избыточна и является тормозом для инновационного развития России, для развития малого и среднего предпринимательства, а значит – для развития территорий, ибо способствует перераспределению ресурсов в пользу крупного бизнеса, сконцентрированного в Москве, которую при таком раскладе не спасёт никакое изменение границ города.

Президент провозгласил идею снижения страховых взносов. Но это вновь – полумера. Полумера, которая закончится дефицитом Пенсионного фонда и необходимостью финансировать этот дефицит за счёт средств федерального бюджета. Цена не нефть будет расти всё больше, а нам её всё больше будет не хватать. Потом цена на нефть опустится, и… И нам это сильно не понравится.

Люди могут и должны заботиться о себе сами. Государство должно предоставлять гарантии социально необходимого минимума, который общество объективно может и готово финансировать. Создавать иллюзии обеспеченности, за которые придётся расплатиться будущим поколениям избирателей и новым поколениям политиков – безответственное решение, хотя и имеющее определённую политическую конъюнктуру. Делать дополнительные сбережения, откладывать их на старость и управлять ими на протяжении жизни – задача человека, беспокоящегося о собственной старости. Задача государства в такой ситуации – не повторять ошибок 1990-х гг.: т.е. заниматься финансовым просвещением народа, повышать уровень финансовой грамотности людей, чтобы новые АО «МММ» и «Василиса» были менее вероятны.

В этой связи представляется честным и правильным формировать фонд выплаты пенсий, гарантированных Конституцией, за счёт средств федерального бюджета, а граждан освободить от принудительных сбережений. К тому же, эти сбережения делаются иезуитским способом: якобы «сверх заработной платы» (поскольку их уплачивает работодатель). Но в действительности, поскольку работодатель, в отличие от Центрального банка, печатным станком не обладает, он распределяет поступающие к нему денежные средства уже с учётом необходимости уплаты страховых взносов, и эти деньги просто не идут на оплату труда, на обновление производственных фондов, на развитие новых направлений бизнеса.

Однако как и всякая кардинальная назревшая реформа, реформа пенсионной системы требует понимания и ответственности, а также решимости, ведь затрагивает не просто 31 млн пенсионеров, она затрагивает подавляющее большинство активных избирателей, на чём зиждется демократическое республиканское устройство.

Версия для печати