Министерство образования и науки РФ объявило конкурс на создание движка для компьютерной игры «Битва за Москву», сообщают "Известия". Максимальная цена контракта на создание программного ядра для трехмерной "стратегии", которую уже успели окрестить «русским конкурентом World of Warcraft», составит 90 миллионов рублей.
Мы связались с исполнительным директором компании «GameNet» Русланом Шелеховым и попросили его откомментировать эту новость. По словам IT-специалиста, цена аналогичных движков с мировым именем — “iD Tech”, “Unreal Engine”, “CryEngine” — составляет около 1 млн. долларов (примерно 30 млн. рублей). Сделать такой движок в СНГ «с нуля» можно, но его качество будет хуже, «не потому что мы тупые, а потому что «там» опыта больше примерно на десять лет. Поэтому купить — да, разумный ход; делать свой — будет и хуже, и дольше, и дороже, и много рисков».
Один из этих рисков недвусмысленно указал другой опрошенный нами IT-специалист, представившийся Дарином: «Когда эта новость прошла, первое, что я подумал: украдут минимум 40 процентов».
Итоги конкурса, объявленного Минобрнауки, планируется подвести 22 сентября нынешнего года. Идея создания «русского World of Warcraft» принадлежит Президенту России Дмитрию Медведеву, который в июле выступил с предложением о создании отечественной многопользовательской военной стратегии, основанной на исторических событиях. Предложение выглядит и здравым, и потенциально успешным, а выбор Минобрнауки в качестве генерального заказчика — нет. Компьютерные игры к образованию и его организации имеют отношение опосредованное — это коммерческий, потребительский продукт. Выбирать, что будет хорошо, а что плохо, могут и должны только участники рынка игр, ориентированные на вкусы потребителей. Если выбор сделает чиновник, которому — мы надеемся — играть в Гудериана и Жукова некогда, игра пользователям с наибольшей вероятностью не понравится.
Коммерческие интересы — предпочтения потребителей — не имеют ничего общего с «государственными», даже если под последними понимать декларируемое желание властей пропагандировать «несфальсифицированную» историю. К сожалению, слишком вероятным представляется и «государственный интерес», названный Дарином, — использовать историю как повод для ещё одной «монетизации»; бюджетные средства в России обладают повышенной липкостью к рукам. Что за продукт разработают в этом случае, даже думать не хочется.
Между тем, российская история, очень мало известная за пределами России, представляет собой Клондайк для разработчиков игр. Можно сказать: это вполне себе коммерческий экспортный ресурс, позволяющий, помимо всего прочего, повысить престиж нашей страны за рубежом. При одном, правда условии: только бизнес и ничего личного. То есть, пардон, государственного. В ту же самую «Битву за Москву», как нам представляется, не откажутся поиграть и немецкие подростки, если, конечно, им представят продукт того качества, к которому они привыкли. Производители игровых движков не одержимы, вопреки почвенническо-государственнической паранойе, никакой русофобией, стремлением «нагадить России» и всё исказить из чистой вредности. В действительности всё обстоит куда циничнее: на Россию им плевать, им надо делать деньги. Если их можно делать на русской истории, они будут делать их на русской истории; российский рынок для них ничуть не отличается от любого другого. И слава Богу: те, кого волнуют деньги потребителей, куда оперативнее реагируют на возможные протесты этих самых потребителей, а уж свою историю русские игроманы в обиду не дадут, поверьте.
Только причём здесь министерство образования?
Версия для печати