Плохие экономические новости — ожидание со дня на день дефолта Греции и возможного крушения зоны евро, новой повсеместной рецессии, серьёзных потерь инвестиций в акции — сопровождаются странным явлением: оба основных драгоценных металла резко теряют в цене. Обычно на тревожном фоне они дорожают, и причину этому объяснять излишне. Пессимисты, ожидающие краха нынешней монетарной системы, уже не один год настоятельно советуют покупать драгметаллы, ожидая резкого обесценения долларовых сбережений и ещё более резкого вздорожания серебра и золота. И вот, как кажется, все их прогнозы чудесным образом оказались тщетны.
Но это только кажется. Для объяснения происходящего нужно вспомнить несколько характерных черт «работы» рынка драгоценных металлов.
1. Рынок драгметаллов — один из самых «панических». Люди вкладываются в золото и серебро, когда ожидают апокалипсиса «сегодня к ужину». А если апокалипсис не случился к завтраку, они могут начать поскорее распродавать свои «спички, соль, мыло».
2. Этот рынок необычайно чувствителен к изменению предложения. К нему чувствителен любой рынок, но в особенности золотой, где объём теоретически возможного предложения — величина, близкая к постоянной. Наземные запасы золота меняются очень медленно. Если кто-то вдруг захочет продать сразу много, он обрушивает рынок. А 6 сентября это и произошло: кто-то выбросил на рынок 4000 фьючерсных контрактов, опустив цену за унцию на 50 долларов.
Интересно, что именно в этот самый день банк Швейцарии намертво привязал франк к евро, сделав национальную валюту страны менее привлекательным убежищем. А пару дней спустя Народная партия Швейцарии инициировала возращение в обращение золотых монет. А ещё – запрет центральному банку страны распродавать национальный золотой запас. И нам почему-то кажется, что в этот самый день в ФРС США кто-то трясся от бешенства.
3. Рынок драгметаллов — рынок спекулятивный, и на нём присутствует множество «медвежьих» коротких позиций. Резкое вздорожание металла может эти позиции обесценить, а их владельцев — обанкротить. Как это случилось, к примеру, в феврале 2008 года с банком «Bear Stearns» (вот уж точно как вы яхту назовёте, так она и поплывёт!). Этот «медвежий» банк имел огромные короткие позиции по серебру, когда один из его сотрудников, некто Роберт Готтлиб сделал следующее заявление: «Если взять 1-2% средств пенсионных фондов, инвестированных в твердые активы и вложить их в золото, то можно проецировать куда более высокие цены на него в будущем, чем сегодня». Серебро взлетело, и боевой бык по имени «JP-Morgan» поддел «Bear Stearns» на рога: банк обанкротился за несколько недель, все его короткие позиции по серебру перекочевали к Моргану, — а с ними и Роберт Готтлиб, занявший на новом месте пост управляющего директора.
Банк «JP-Morgan» — один из известнейших серебряных трейдеров мира, и его собственные позиции по «золоту бедных» не поддаются исчислению. Этот банк, как следует из материалов расследования, неоднократно устраивал обрушения: продавал сам себе большие пакеты фьючерсов, чтобы сбить цену на металл и набить цену коротких позиций. К примеру, 14-15 августа 2008 года действия банка привели к падению унции серебра на 1,41 доллара, а стоимость коротких позиций «JP-Morgan» на серебро на COMEX выросла на 220 млн. долларов.
Сегодняшнее падение цены на металлы, по мнению финансового аналитика и комментатора FinanceAndEconomics.org Алесдера Маклеода, — результат атаки. Кроме трейдеров в обрушении цен заинтересованы центральные банки, которые неизменно наращивают долю драгметаллов в своих международных резервах.
Этот и другие факторы говорят в пользу того, что сдерживание цен на золото и серебро не будет длительным: свои сбережения стремятся защитить миллионы граждан, как европейцев и американцев, так и индийцев и китайцев. Долгосрочная тенденция драгоценных металлов к удорожанию сохранится.
Версия для печати