2 сентября Православное информационное агентство «Русская линия» опубликовало реакцию нескольких православных священнослужителей на инициативу Президента Медведева отрядить «представителей наших крупных предпринимательских кругов, в основном людей, чье состояние начинается, скажем, от миллиарда долларов» в школу — преподавать там «историю жизненного успеха».
На вопрос портала Regions.Ru: «Могут ли рассказы миллиардеров быть полезными для школьников? Не приведет ли это к распространению потребительской идеологии? Представителей каких еще профессий можно было бы привлечь к преподаванию (ученых, артистов, религиозных деятелей)?», протоиереи Павел Грачёв и Борис Михайлов ответили, что потребительская идеология и так уже победила, и потому «в школы надо приглашать не миллиардеров, а тех, кто может научить детей нравственному отношению к жизни»…
Честно признаюсь, если бы у меня в кармане лежал миллиард, я бы на этих священников обиделся. Потому как получается, что ни к какой нравственности я уже не способен и ничему такому хорошему никого научить не могу. А вместо меня в школу должен идти, скажем, «представитель науки и искусства» (о. Павел Грачёв). Какой-нибудь воинствующий атеист Людвиг Фаддеев или гей-фотограф Сева Галкин. Уж они то научат детей нравственному отношению к жизни.
Что, скажете вы? Не все учёные и не все художники такие? А с чего вы взяли, что все миллиардеры непременно такие? И на какой такой сумме лежит та грань, за которой уже «все такие»? И кто и когда эту сумму определял, и чем он в своём определении руководствовался?
Также объясните мне, люди православные, какая связь между миллиардами долларов и «потребительской идеологией»? Какому такому потреблению научат вероятные учителя-олигархи? Думаете, они пойдут (если пойдут) рассказывать про свои яхты и дворцы? Про это и так все знают, и, как очень точно подметил о. Борис Михайлов, «миллиардеры здесь вряд ли скажут что-нибудь новое». А вот про то, как на эти самые дворцы заработать знают не все, и здесь успешные коммерсанты могут рассказать очень даже много нового. Потому как многие и многие дети слышали от своих глупых родителей, что миллиарды эти нажиты самым нечестным путём, а о том, что долго оставаться успешным «самым нечестным путём» невозможно, многие дети и понятия не имеют. Как и о том, например, что хотя г-н Мордашов далеко не ангел, мягко скажем, «Северсталь» — очень эффективная компания и хорошо оплачиваемую работу она даёт тысячам этак тридцати — только на головном предприятии, не считая дочек. Надеюсь, это подходит под критерий третьего из опрошенных, о. Александра Кириллина, «социально ответственные, приносящие пользу обществу и стране». Надеюсь, он считает производство высококачественной стали полезным обществу и стране, потому что если нет, у него весьма своеобразные представления об общественной пользе. Только вот не понял я никак, почему, «если речь, например, идет о владельцах заводов, то обязательно нужно принимать во внимание оценку их деятельности теми, кто на них работает». А если речь идёт о генерале, обязательно принимать во внимание оценку их деятельности всеми солдатами, или можно так, без оценки в школу? А деятельность священника обязательно должны оценивать все прихожане? И с каких это пор, по какой такой русской традиции низшие оценивают высших?
Также не знаю я и понять не могу, а что есть «потребительская идеология». Вот «Лето господне» Ивана Шмелёва — это потребительская идеология или как? Все эти рассказы, как он ездил в постный супермаркет и что там такое к потреблению предлагалось за денежку… Ну «супер-» — это метафора, конечно, тогда ещё обычный рынок был, но выбор — супер. И в книге этой, которая справедливо считается русской христианской классикой, про потребление ох как много написано, потому что потребительской идеологией наша с вами страна была «побеждена» с того самого дня, как на свет появилась. Как и любая другая, впрочем.
Но одна особенность у Руси-матушки есть конечно. Она родилась из денег. Точнее, сложилась как государство. Случилось это, когда новгородские олигархи позвали к себе на княжение не вовлечённого в деловые конфликты интересов конунга Рюрика. А князь Олег поехал княжить олигархами киевскими: Русь представляла собой торговый путь «из варяг в греки», и из торговли той повстало быть Государство Российское. А дальше вы знаете, конечно.
Одно мне в инициативе Президента не очень: я бы пригласил в школы «в основном людей, чье состояние начинается, скажем, от миллиона долларов»: рассказы миллионеров о жизненном успехе интереснее и поучительнее, чем у миллиардеров. Да и реалистичнее к повторению.
Версия для печати