В Госдуме хотят обязать граждан России отчитываться за те деньги, которые хранятся, грубо говоря, дома в кубышке. В противном случае придётся заплатить штраф. Хотя сами чиновники по закону могут не публиковать свои декларации. И ничего за это им не будет. Ожидаемо, что это вызовет возмущение у людей. Тогда зачем такие провокации?
Совет Федерации России не стал публиковать никакой информации по доходам и расходам сенаторов за 2022 год. На сайте Общественной палаты нет даже обобщённой информации по декларациям. Источник РИА Новости в Совфеде заявил о том, что ничего не будет.
Не опубликовали свои декларации о доходах и расходах также и депутаты Госдумы. Хотя закон позволяет каждому народному избраннику, если он пожелает, делать это самостоятельно.
Что касается непубликации данных в этом году, да, документ содержит эти формулировки. В Администрации президента все, кому полагалось, сдали в установленные сроки декларации в соответствующие контрольные подразделения. Сейчас они изучаются. Но публикация не предусматривается. Собственно, вся база для антикоррупционной работы, она сохраняется. Эта работа продолжается последовательно, — прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
По его словам, в этом случае главное не публикация деклараций чиновниками, а то, что эти документы подаются и проверяются так же скрупулезно, как и раньше. То есть ничего не изменится, добавил Песков.
После этого совершенно неожиданно депутат Госдумы Анатолий Вассерман выступил в Госдуме с новым законопроектом. Он предложил гражданам, хранящим наличные в рублях или в валюте на сумму свыше миллиона рублей, сообщать об этом налоговикам и объяснять происхождение этих средств. А иначе их конфискуют. Кроме того, такого человека могут подвергнуть штрафу, в два раза превышающему сумму хранимых таким образом денег.
По словам ведущего "Первого русского" Юрия Пронько, с одной стороны, нам говорят, что декларации стали добровольным понятием. Чиновники, депутаты и сенаторы их сдают, но не публикуют. Однако это всё происходит в рамках действующего законодательства.
А с другой стороны, этот народный избранник по фамилии Вассерман выходит и говорит: "Я тут сочинил закон, согласно которому если у вас есть миллион наличных либо в валюте, эквивалентной одному миллиону, то вы должны об этом заявить и сообщить в ФНС. А не заявите, то тогда двойной штраф и другие санкции, — сказал Пронько.
Вот как на это реагировать? Этот вопрос Юрий Пронько обсудил с экспертами Дмитрием Журавлёвым и Владимиром Лепехиным в программе "Царьград. Главное".
Удар по собственным воротам
Политолог Владимир Лепехин сказал, что не видит никакой логики в том, что чиновники перестали публиковать свои декларации. Он считает, что в экстремальной ситуации власть должна быть более открыта к своему народу. Но вместо этого принимаются решения, которые выгодны им, а не простым людям.
В экстремальной ситуации в обществе, допустим, проводится СВО, многие чиновники и руководители государства начинают на этом наживаться. Необязательно в материальном смысле — торговать амуницией, чем-то ещё по завышенным ценам. Вообще — принимать решения, которые выгодны именно им. С точки зрения простого человека, это непонятно. Должно быть наоборот. Если экстремальная ситуация, то общество должно консолидироваться. И власть должна идти навстречу народу, брататься с ним, если хотите. Становиться более открытой по отношению к народу. И, может быть, чисто из популизма, принимать какие-то решения, чтобы вот это хотя бы ощущение единства возникало. А по факту чиновники начинают валом — под предлогом того, что у нас экстремальная ситуация, СВО — принимать решения вроде того, чтобы не публиковать данные о своих доходах. В чём логика, непонятно. Не указывать адреса своих поместий, вилл, чего-то ещё — это понятно. Потому что могут какие-нибудь диверсанты с Украины навестить по этому адресу какого-нибудь чиновника. А почему нельзя указывать доходы? — сказал Лепехин.
Законопроект, который предложил Вассерман, по мнению Лепехина, нелогичный, так как создаёт дополнительное напряжение в обществе. Однако политолог не исключил того, что это может быть превентивной мерой в рамках принятого закона об электронных повестках военнообязанных и связанных с ним ограничений.
Наверное, учитывая его популярность в народе, его специально каким-то образом сподвигли, чтобы он с этим абсолютно нелогичным предложением вышел на трибуну Госдумы. Но с какой стати? Почему люди должны сообщать о том, что у них находится на счету? <…> Я тут усматриваю такую комбинацию. Подписан закон о так называемых электронных повестках, о тех санкциях, которые могут быть применены ко всем мужчинам в возрасте от 18 до 50 лет. То есть к 100% российских мужчин. Не отследил эсэмэску в "Госуслугах" — у тебя счёт закроют. Народ начал давать друг другу рекомендации забирать деньги из банков. Цифровая мафия побеждает банковскую мафию. Народ начинает увеличивать свою наличку. А тут вылезает Вассерман и говорит: а ну-ка, сообщите, сколько у вас под матрасом находится? Это некая превентивная мера, что ли? Зачем эта информация? У нас мало других проблем? — сказал Лепехин.
Эксперт заметил, что подобные предложения похожи на начало "второй СВО против собственного народа". Причём не так важно, от кого они исходят — от бухгалтеров, финансистов или депутатов Госдумы. Людей просто заводят.
Людей заводят всё больше и больше. Это слияние самых разных логик антинародного характера, направленных на то, чтобы сделать жизнь в России для людей невыносимой. Я взаимодействую с организацией "Родители Москвы". Они говорят, что после принятия закона об электронных повестках сразу после окончания школы детей надо увозить отсюда. А это десятки тысяч молодых людей, которые после окончания школы должны будут во избежание будущих каких-то репрессий выехать учиться за рубеж. И это только одно из последствий, — сказал Лепехин.
Деньги кончаются, дайте нам!
Доцент Финансового университета при правительстве России Дмитрий Журавлёв лишь отчасти согласен с мнением коллеги. По его словам, логика в этом есть, и вполне конкретная: "у нас кончаются деньги, дайте их нам".
Мы с Владимиром Анатольевичем знакомы 40 лет. И с точки зрения логики он всё-таки прав. А я с точки зрения логики и политики скажу. Вот нужны государству деньги. Госдума: "Где бы их взять? А вот здесь можно взять!". О, как просто и ясно! Прав Владимир Анатольевич в том, что это связанные вещи. Чиновники не будут сообщать о своих доходах, а граждане должны сообщать о своих деньгах, которые они, может быть, вообще под этот матрас засунули ещё при Борисе Николаевиче [Ельцине] и хранили на случай, простите, смертных денег. Потому что надо, чтобы тебя хотя бы похоронили, а похоронить в Москве стоит недёшево. Да я думаю, что и в других регионах тоже. Поэтому логика как раз есть. Как в Америке говорят: "Своим — свобода, противникам — право или закон". Мы видим именно это, — сказал Журавлёв.
Он подчеркнул, что никто не может обязать обычного человека сдавать какие-то декларации. Это обязанность госслужащего, который, приходя на госслужбу, берёт на себя некоторые обязательства, в том числе и по ограничению своих свобод, "поскольку он на государевой службе".
А теперь нам говорят: нет, мы подумали и решили, что Бог с ними, с этими ограничениями, не будем мы себя ограничивать, нам и так хорошо. Это логика моего государства, государство — моё. Я им владею и как хочу, так им и пользуюсь. Вот и всё. Логика простая. Наша задача — собирать с вас деньги, ваша задача — не задавать вопросов, куда они потом денутся, — добавил собеседник Царьграда.
По словам Журавлёва, в основном страной управляют бухгалтеры. А задача бухгалтера, который "не отвечает за всю жизнь, а отвечает за каждый квартал в отдельности", — получить деньги сегодня.
Помните, как в одной пародии на знаменитую комедию говорили: "Есть ли жизнь за МКАДом, нет ли жизни за МКАДом, это науке не известно". Наука не в курсе дела, — пояснил Журавлёв.
По мнению ведущего Царьграда Юрия Пронько, утверждение о том, что "страной управляют бухгалтеры", звучит некорректно по отношению к тем, кто реально управляет процессами в стране. Но предложение Вассермана и его натолкнуло на мысль о том, нормально ли это предлагать народу?
Ни дня не проходит, чтобы не появилась очередная новелла. Причём ладно бы во благо… Но выходит Вассерман и говорит: а я тут законопроект сочинил. Хочу тут поиметь вас всех на миллион и выше. Ну, это нормально? Не нормально. При этом я вам честно скажу, Владимир же неоднократно вспоминал закон об электронных повестках. Когда день в день был принят этот закон, мы не могли найти депутатов, которые бы сказали, для чего они это сделали. Вы не поверите! Мы прозванивали депутатов, которые нажимали кнопки, и они говорили: слушайте, это не наша тема. В итоге в эфир включились те, кто вышел из зала. Ну так же тоже не бывает? Они же понимают, что не всё так хорошо? — сказал Пронько.
Журавлёв пояснил, что под "бухгалтерами" он имел в виду людей, которые "не хотят и не собираются задумываться над социальным ответом, их это не интересует". А интересует эффективность решения задачи в единицу времени.
"Вот мы решили свою задачу, как мы её понимаем сегодня, да? У нас есть электронные повестки. Значит, никто не убежит. Ну, так им кажется. У нас есть возможность изымать у вас деньги. У нас есть возможность не показывать вам свои деньги. Прекрасно же? Одни плюсы, минусов нет. Некая плюсовая сумма. Прекрасно! А то, что эта плюсовая сумма кого-то раздражает… Помните, у барда Александра Галича: "А то, что придётся потом платить, так это ж, пойми, потом". Может, вообще не мы будем, а следующее поколение начальников, — заключил Журавлёв.
Источник Версия для печати