В денежном выражении это чуть более 67 млрд рублей. Однако если проанализировать в целом ситуацию за 2023 год, то российские банки продали коллекторам проблемных долгов уже на 239 млрд рублей, что на 14% больше, если сравнивать показатели год к году.
Более одного миллиона четырёхсот тысяч проблемных кредитов были переданы к взысканию. Средняя сумма долга увеличилась за год на 12%, до 168 тысяч рублей. Если детализировать, то самая безнадёжная ситуация – с кредитами в наличной форме. Здесь плохие долги составляют 65%, или 155 млрд рублей.
Далее кредитные карты – более 27%, или 65 млрд рублей. Минимальные показатели по плохим долгам в ипотеке – 0,5%, или 1,2 млрд рублей. Однако цена таких долгов самая высокая: их банки продают за 39% от суммы долга против 7,5%, например, в сегменте кредитов наличными.
«У нас в 2014 году произошла девальвация, обесценились издержки компаний, в том числе зарплаты. С тех пор на тот уровень зарплаты не вышли. Ну, вы же сами можете посчитать в валюте, что вы там в 2013 году зарабатывали, и сейчас, – объяснял нам финансовый аналитик Александр Разуваев. – Это тогда сохранило маржу, доходы казны, дивиденды олигархам. А люди оказались крайними. У нас не такой высокий уровень относительно нашей производительности труда зарплат. То есть при нашей производительности труда мы должны зарабатывать больше. И без повышения доходов проблему задолженности не решить».
Какой кредит считается "маловероятным к взысканию"? Тот, по которому заёмщик находится в процедуре банкротства (внесудебной или судебной). Кроме того, в категорию некачественных долгов подпадают небольшие суммы, а также те, по которым истекли сроки подачи исков о взыскании. Кстати, в минувшем году российские суды признали финансовыми банкротами более 350 тысяч российских граждан. Рост с предыдущим годом – более 26%. На 220% выросло число принятых обращений о внесудебном бесплатном банкротстве – почти 16 тысяч.
«Переплата по кредитам в России сумасшедшая. Особенно сейчас. Последний год у нас ставка рефинансирования 16%, а это говорит о том, что ипотеку дешевле, чем 18%, не возьмёшь. При аннуитетных платежах это переплата в пять раз, это 20 лет, – добавлял эксперт по правовым вопросам "Опоры России" Алексей Петропольский. – Ну представьте, вы покупаете одну квартиру, а переплачиваете за пять сверху. Люди не считают этого, отталкиваются лишь от ежемесячного платежа. Он может быть и небольшим, но фактически к концу срока выплаты он будет гигантским. Я уж молчу про кредиты потребительские, которые выдают сейчас от 30% годовых. А в среднем такая ставка по банкам доходит до 50% годовых. Многие, собственно, надеются, что по такой кредитной карте они смогут перехватить деньги до зарплаты, но фактически до зарплаты их никто не отдаёт. И после зарплаты не отдаёт».
Убеждён, что если в России не изменится подход к оплате труда, то мы так и будем продолжать доказывать на практике позорный тезис, однажды высказанный бывшим вице-премьером по социальным вопросам, о том, что Россия – уникальная страна, где работающий человек может быть бедным. Я бы не гордился этой "уникальностью", а постарался бы исправить ситуацию. И в этой проблеме у государства ключевая роль – карательная и фискальная. Обе функции, если их разумно применить, приведут к тому, что среди российских домохозяйств будет минимум банкротов. Однако надежда на этот разумный подход, к сожалению, лично у меня минимальная.
Источник Версия для печати