Бесплатно

С нами Бог!

16+

08:57

Воскресенье, 23 фев. 2025

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Отказ от госкапитализма – ключ к трансформации российской экономики

22.02.2025 21:52

Снижение сырьевой ренты в условиях санкций и грядущего «зеленого перехода», перенастройка экспортно-импортных потоков (40 % российского импорта в 2022 году уже из Китая) делает необходимым создание реальных стимулов для превращения сырьевой экономики с высокой долей госучастия в перерабатывающую и высокотехнологичную с высоким уровнем экономических свобод для обеспечения конкурентоспособности России в новых условиях мировых рынков.

Часть 1

 Введение

Снижение сырьевой ренты в условиях санкций и грядущего «зеленого перехода», перенастройка экспортно-импортных потоков (40 % российского импорта в 2022 году уже из Китая) делает необходимым создание реальных стимулов для превращения сырьевой экономики с высокой долей госучастия в перерабатывающую и высокотехнологичную с высоким уровнем экономических свобод для обеспечения конкурентоспособности России в новых условиях мировых рынков.

В то же время, сложившаяся модель экономики с высокой долей государства и вмешательства в работу рынков (имеющая черты госкапитализма), как показывает опыт стран Латинской Америки, развивающихся стран «глобального Юга» и вполне «рыночных» стран Европы, хотя и может приносить определенные результаты на этапе выхода из кризисов, впоследствии теряет свою эффективность.

Серьезные проблемы и ограничения, связанные с избыточной ролью государства и недостаточной конкурентоспособностью предпринимательства, характерны сейчас и для России. Трансформация сложившейся модели – давно назревший вопрос, который требует принятия системных, комплексных решений, направленных как на ограничение монопольной власти государственных компаний, так и на развитие частного предпринимательства в нашей стране.

Мы решили показать роль государства в текущей экономической модели России на отдельных примерах и рассмотреть возможные изменения на пути к построению сильной, эффективной и современной рыночной экономики на основе развития конкуренции, частного предпринимательства, отечественного производства, малого и среднего бизнеса, внедрения новых технологий.

 

Общие замечания

 

§ 1

Сырьевой вектор развития с преобладанием основной доходности в сегменте крупных компаний, прежде всего с государственным участием, привел к появлению «ресурсной» экономики с концентрацией основного потенциала в руках государства и последующим его дозированным перераспределением прежде всего в кругу государственных/ квази- государственных структур. К примеру, объем проектов частных компаний в общей доле из финансируемых ФНБ составляет только 18 % (3 проекта из 23), а частные компании практически отсутствуют среди 10 крупнейших эмитентов облигаций.

§ 2

Последствиями стала монополизация/олигополизация рынков, высокая степень вмешательства государства в экономку и потеря стимулов для развития высокомаржинального обрабатывающего и технологичного секторов, составляющих основу экономик современных мировых лидеров. Экономика обрела   черты государственного капитализма (доля государства в экономике по оценках РАНХиГС более 56 %). В итоге за 10 лет средние темпы роста составили в России 1,2 % (2009-2021 год). При этом даже в санкционный 2022 год объем инвестиций в сырьевой сектор вырос на 9,2 %, в то время как в обрабатывающий упал на 6,3 %.

 

§ 3

Мировой  опыт  говорит  об  опасности «ресурсной» модели госкапитализма, которая искажает рынки, создает преференциальные условия узкому кругу бенефициаров, что снижает конкуренцию, производительность, усложняет доступ к капиталу, снижает эффективность денежно-кредитной политики за счет роста монопольных цен и в целом затрудняет структурную перестройку экономики и                                     развитие предпринимательства.

 

§ 4

В мировой практике выделяется два направления преобразований излишне «огосударствленных» экономических систем – снижение доли госсектора/ повышение эффективности оставшихся госпредприятий (Китай и другая Юго- Восточная Азия, Европа и Латинская Америка 1980х, Австралия) и широкая поддержка частного конкурентного бизнеса на основе интенсивного набора стимулов         и        свободы  предпринимательства (Китай, Вьетнам, Южная Корея, Малайзия, Япония, послевоенная западная Европа, постфранкистская Испания, ОАЭ, Индонезия). В успешных примерах оба направления      реализуются одновременно.

 

§ 5

В России целесообразно перейти к «умной» реформе госкапитализма, которая откроет дорогу к повышению конкуренции на рынках, росту доли частного конкурентного предпринимательства с созданием масштабного несырьевого сектора и, одновременно, снижению доли государства и росту эффективности его действий. Среди возможных мер можно выделить следующее:

- «Умная» приватизация через передачу пакетов акций госкомпаний в специальный пенсионный фонд для выплат пенсий из их дивидендов, продажа акций госкомпаний мелкими пакетами гражданам на бирже с сохранением у государства «золотой» акции, продажа хронически убыточных госпредприятий (МУПов и ГУПов) за 1 рубль;

- Децентрализация управления компаниями с госучастием путем их разукрупнения и выделения на региональном уровне независимых бизнес-единиц в монополизированных секторах;

- Опережающий рост частного конкурентного предпринимательства путем предоставления доступа к капиталу по конкурентной стоимости (проектное финансирование, развитие фондового рынка, смягчение денежно-кредитной политики), достаточных налоговых стимулов для инвестиций (инвестиционный налоговый вычет 50 % из всех налогов), повышения безопасности ведения бизнеса через отказ от административного и уголовного давления;

- Структурная реформа по снижению монополизации рынков и развитию конкуренции путем ограничения рентабельности государственных монополий уровнем не выше 5 %, снятия барьеров для независимых производителей на рынке электро- и газоснабжения, ограничения доли присутствия госмонополий на рынке, обеспечения более равных условий конкуренции частного сектора с госсектором на различных рынках;

- Изменение роли государства – отказ от концентрации управления на обеспечении прибыли крупнейших компаний и перераспределении ресурсов «сверху-вниз» с фокусированием на формировании стратегических предпосылок для роста «снизу- вверх» через выделение приоритетов и создание для них максимально комфортных условий с возможным непосредственным участием как в создании секторов «технологического прорыва», так и в реструктуризации наиболее пострадавших от санкций бизнесов, но с обязательным выходом из них после структурной адаптации и достижения KPI.

 

Глава I

Понятие госкапитализма и его современные формы

Государственный капитализм – система, при которой государство выступает в качестве ведущего экономического агента.

 

Государства могут вмешиваться в деятельность рынка посредством владения значительной долей производственных активов, посредством различных форм регулирования (этатизма), таких как государственные субсидии, инвестиции, закупки и др., а также посредством формальных и неформальных механизмов координации (Wright et. al, 2021). Отталкиваясь от понимания того, что государство и рынок неотделимы и, что роль государства в экономических отношениях может варьироваться, принято выделять несколько форм (составляющих) государственного капитализма:

прямое участие в капитале, преобладание государственной собственности и управление предприятиями. Всё это предполагает широкое распространение влияния правительства на экономику путем владения контрольным пакетом акций или преобладания государственной собственности над частной;

регулирование (этатизм) и интервенционизм – контроль или влияние государства на деятельность частных экономических субъектов, включая предоставление им субсидий, иных стимулов.

 

Исторические предпосылки возникновения госкапитализма

 

В мировой практике возникновение госкапитализма было связано с тем, что он помогал преодолевать негативные последствия рынка.

Тенденция к распространению государственного капитализма в мире наметилась после Первой мировой войны. Послевоенное восстановление и мировой кризис конца 1920-х потребовали от государств смягчения макроэкономических последствий, таких как безработица. В результате Великой депрессии, а также консолидации европейских режимов родилась совершенно иная форма взаимодействия государства и рынка (Pollock, 1941; Polanyi, 1957). К примеру, Италия централизовала контроль над множеством компаний в рамках государственного холдинга, а Франция в этот период национализировала железные дороги, авиалинии и ряд других отраслей (Wright et. al, 2021).

После Второй мировой войны распространение госкапитализма  продолжилось. В развивающихся странах его формирование было связано с необходимостью        перестройки национального хозяйства и/или преодоления конфликта     с международными корпорациями, которые доминировали на их рынках после деколонизации. В других случаях череда авторитарных переворотов приводила к национализации наиболее прибыльных отраслей экономики для получения ренты. Ярким примером госкапитализма в 1950- 1980-е гг. стали латиноамериканские экономики, где концентрация капитала в руках государства позволяла осуществлять фактически директивное управление экономикой. Пик распространения госкапитализма в мире был достигнут к концу 1970-х годов.

Таким образом, можно выделить следующие причины возникновения и усиления государственного капитализма:

• внешние вызовы национальной безопасности и необходимость консолидации экономики и общества;

• внутренние кризисы экономики и необходимость государства смягчать макроэкономические последствия рыночных механизмов;

• социальная функция перераспределения доходов, сокращение неравенства;

• защита национального бизнеса от транснациональных монополий.

 

 

 

 

 

Неэффективность и реформирование госкапитализма

 

Несмотря на определенные успехи госкапитализма в определенные исторические периоды (послевоенная Европа, Южная Корея, Китай, Сингапур, страны Латинской Америки), мировой опыт показывает, что со временем госкапитализм приводит к недостатку конкуренции, снижению эффективности производств и, в конечном итоге, к замедлению экономического роста. Государственный капитализм ведет к структурным дисбалансам, неэффективности бюрократии и управления. Так или иначе, госкапитализм в чистой форме, без преобразований заканчивается замедлением социального и экономического прогресса. Вопрос об эффективности государственного капитализма возник в результате глобального нефтяного кризиса и стагфляции 1970-х и 1980-х гг., а также опыта латиноамериканских и азиатских стран в эти годы. Этот период отметился неспособностью государства справиться с проблемами внерыночными методами. Для преодоления затяжной рецессии правительства стран провели масштабные приватизационные кампании.

Концентрация капитала в руках государства часто была причиной замедления экономического роста. Например, в Великобритании это привело к стагфляции. Ответом на это стали реформы кабинета Маргарет Тэтчер, характеризовавшиеся, с одной стороны, массовой приватизацией госкомпаний, с другой стороны – социальными потрясениями.

Вслед за Великобританией Япония, Корея и Австралия стали пересматривать свою политику в отношении государственного предпринимательства, поскольку столкнулись с кризисом, связанным со снижением эффективности компаний – «национальных чемпионов», во многом привыкших полагаться на значительную господдержку.

В странах Латинской Америки госкапитализм в конечном итоге привел к низкой конкурентоспособности, дефолтам и стал основой т.н. потерянного десятилетия 1980-х годов. Увеличивая государственное влияние на экономику, страны либо теряли потенциал роста и застряли в развитии (Аргентина), либо совсем обрушили рынок и обесценили национальную валюту (Венесуэла).

Китай, который является одним из самых ярких примеров госкапитализма, также начал реформы. С 1980-х гг. руководящая роль Компартии Китая сочетается с рыночной экономикой и относительной свободой рынка. В дальнейшем, с внесением в 2002 году поправок в устав партии представители частных предпринимателей также были допущены и в политику (Островский, 2021). В 1990–2010-е гг. в Китае, по мере развития частного сектора, доля государства в экономике последовательно снижалась.

Низкая эффективность госкапитализма связана со многими факторами: ограничения возможности государственного контроля при сильном разрастании и усложнении экономики; попытки государства использовать госпредприятия не только для экономических, но и для социальных и политических целей; растущий уровень коррупции и бюрократии; хозяйственный гигантизм и сложность адаптации больших структур к изменению рыночной ситуации; отсутствие стимулов менеджмента госкомпаний к повышению эффективности из-за надежды на постоянную поддержку со стороны государства; отсутствия инициативы из-за установления на предприятиях жесткой властной вертикали; монополизация и подавление частных субъектов рынка.

Исследователи Д. Неллис и С. Кикери еще в конце 1980-х выделяли следующие причины большей эффективности в частном секторе:

  •           При частной собственности меньше политического вмешательства в процесс принятия решений в бизнесе;
  •           Менеджеры (и, возможно, также работники) в частных компаниях получают заработную плату, более четко увязанную с нормами производительности         и прибыльности;
  •           Частная собственность усиливает финансовую дисциплину компаний (в противоположность “мягким бюджетным     ограничениям”,  которыми так часто пользуются компании с госучастием);
  • Перевод              государственной собственности в частную заменил бы надзор со стороны незаинтересованных правительственных бюрократов надзором акционеров, непосредственно заинтересованных в повышении эффективности компании.

Основными направлениями реформы госкапитализма в  мировой практике являются приватизация, коммерциализация/децентрализация государственных предприятий, отказ от наращивания госсектора и предоставление максимальной свободы предпринимательству на фоне сложности немедленного сокращения доли и роли государства в экономике.     

Эти меры подразумевают передачу активов компаний в частную собственность и повышение их эффективности за счёт внедрения рыночных        методов управления соответственно (более подробно это будет рассмотрено     в разделе 19 данного исследования), запрет на разрастание государственных/квазигосударственных предприятий на отдельных рынках, устранение преимущества госкомпаний по сравнению с частными, смягчение регулирования и  административного давления  на  предпринимательское сообщество.

 

Продолжение следует

Версия для печати