Бесплатно

С нами Бог!

16+

03:45

Пятница, 18 апр. 2025

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Отказ от госкапитализма. Продолжение 2

09.04.2025 11:42

Продолжение 2

4. Институциональные проявления повышенной роли государства и преференции для госсектора

 

В России сложилось значительное число хозяйствующих субъектов в государственной собственности. По данным Росстата4, на 1 января 2023 г. в государственной собственности РФ находилось более 52 тыс. организаций, среди которых – коммерческие и некоммерческие организации, унитарные предприятия, государственные учреждения, а также фонды и публично- правовые компании, в т.ч. госкорпорации.

Коммерческих государственных компаний на 1 января 2023 г. насчитывалось 3 867.

Количество   хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, по данным государственной регистрации с 2017 г.

Рисунок 7. Количество коммерческих компаний, относящихся к государственной собственности в Российской Федерации, на 1 января

 1

В ключевых сферах экономики России действуют государственные корпорации, которых насчитывается 7: в энергетике, сфере технологий, космической промышленности, ЖКХ и в банковском секторе. При этом их совокупная доля в экономике России составляет, по различным оценкам, 7-10% ВВП.5

 

------------------

4 Количество хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, по данным государственной регистрации с 2017 г. https://www.fedstat.ru/indicator/58110  

5 https://fas.gov.ru/publications/18306

-------------------

Ряд госкомпаний являются монополистами. Реестр ФАС России содержит сведения о компаниях – естественных монополистах в таких сферах экономики, как связь, транспорт, ТЭК, водоснабжение и водоотведение, а также захоронение радиоактивных отходов. Таких компаний в настоящее время чуть менее 6 тысяч, и доля государственных компаний среди них весьма значительна. Так, в сфере водоснабжения и водоотведения ГУПы и МУПы занимают более 50% всего рынка, около    80% выработанной электроэнергии передается по сетям государственных дочерних предприятий, в транспортировке нефти и нефтепродуктов государственными являются 100% компаний.

fh

Многие из госкомпаний и госкорпораций являются крупнейшими российскими работодателями. Например, только для 7 крупных компаний с госучастием и 3 госкорпораций среднегодовая численность сотрудников составила в 2021 г. 4,7% среднегодовой численности занятых России.

 museum

Компании с госучастием получают значительный объем финансовой поддержки государства (субсидий и др.) по сравнению с частными компаниями. Реестр инвестиционных                          проектов, финансируемых за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании,  на  возвратной  основе,  по состоянию на март 2023 г. включает 23 проекта, на которые выделяются средства ФНБ в размере более 2,2 трлн руб., а также бюджетное финансирование в размере более 917 млрд руб. Из них только 3 проекта ведутся частными компаниями (из ФНБ на них выделяется 394 млрд руб.6 Остальные 1,8 трлн руб. распределены между государственными компаниями и госкорпорациями.

rozhd

-------------

6 https://www.economy.gov.ru/material/file/36588bfad8e351c25049612178876222/gos_reestr_investicionnyh_ proektov_03.2023.pdf

---------------

Существует немало примеров неконкурентного поведения госкомпаний на рынках. Ярким примером такого поведения является установление госмонополиями завышенных тарифов на электроэнергию. Практически ежегодно ФАС России отменяет необоснованные решения региональных энергетических комиссий о повышении тарифов на электроэнергию. Например, проверка в 2022 г. выявила завышение тарифов на электроэнергию в Свердловской, Новгородской, Псковской областях, Приморском и Хабаровском краях на 7,7- 31,1%7, а проверка в 2019 г. в Липецкой области выявила нарушения при установлении                 тарифов      на электроэнергию: тарифным органом неправомерно были включены 354,8 млн рублей в необходимую валовую выручку компании на 2017-2019 гг.8.

 Регулирование деятельности госкомпаний и компаний с госучастием также отличается преференциальностью. Наиболее показательным является установление                                            тарифов          в электроэнергетике и ЖКХ. Тарифы на электроснабжение и подключение к мощностям устанавливаются ФАС России и её региональными отделениями исходя из экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых электросетевой организации для осуществления деятельности. При этом стоимость электроэнергии, которую получает конечный потребитель, определяется рынком лишь на четверть. Остальные почти 75% состоят из постоянно растущих надбавок нерыночного характера. 9

 Другой пример – ограничение конкуренции в госзакупках через предъявление к участникам требований, которые не обусловлены характером предмета закупки или заказчика. Так, требование предоставить лицензии конкретных  ведомств  (или  допуск к государственной тайне) встречается в закупках по 223-ФЗ и зачастую относится к вполне «гражданским» работам, не содержащим секретных сведений (например, закупки услуг ЖКХ, санитарно- бытовой    химии, канцелярии, стройматериалов, бытовых услуг для военных  учебных  заведений  и т.д.). Попытки оспорить такие условия чаще всего проваливаются, ФАС и суд встают на сторону заказчика. 10

Продолжение следует

-----------

7 https://fas.gov.ru/news/32394

8 https://fas.gov.ru/news/32546

9 https://ruses.ru/ru/press-centre/publications/nerynochnye-nadbavki[1]na-rynke-elektroenergii-kak-ostanovit-rost-tsen-na-elektrichestvo/   

10 https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1143-dopusk

Версия для печати