Бесплатно

С нами Бог!

16+

17:35

Суббота, 29 мар. 2025

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Отказ от госкапитализма. Продолжение.

07.03.2025 11:20

Продолжение

2. Высока ли доля государства в российской экономике?

 Имеющиеся оценки показывают, что в России в значительной степени присутствуют и прямое участие государства в экономике, и финансовый интервенционизм.

Оценки доли госсектора в экономике России в последние годы варьируются от 30 до 70% ВВП, однако за консенсусную оценку можно принять 50% ВВП, учитывая вклад в совокупный выпуск как государственных компаний, так и сектора госуправления. Это выше, чем в среднем в мире, и чем в среднем в развивающихся странах.

Так, по оценке РАНХиГС, доля государства в ВВП России в 2022 г. превысила 56%. Счётная палата РФ в 2019 г. приводит оценку в 53,1%1, ссылаясь на расчёты ИПЭИ РАНХиГС. При этом Федеральная антимонопольная служба в проекте доклада «О состоянии конкуренции в 2018 г.»2 оценила долю государства в 60-70% (по сравнению с около 25% в 1998 г., 40-45% в 2008 году и более 50% в 2013 г.). В свою очередь, по оценке Международного валютного фонда, доля государства в российском ВВП составила около 33% в 2016 году (Di Bella, Dynnikova, Slavov, 2019), причем госуправление на тот момент обеспечивало 13,5% российского ВВП, а государственные предприятия – 19,3%. При этом в 2018 МВФ дает оценку роли госпредприятий в ВВП России в 33%, и если суммировать это с долей сектора госуправления в ВВП, то получается более 40 %. По оценкам Moody’s, с учетом частично приватизированных компаний доля госсектора в российском ВВП находится на уровне 40-50%. Примерно того же мнения придерживался и Центр стратегических разработок, эксперты которого в 2016 году подсчитали, что доля государства в российском ВВП составляет 46%3. При этом ряд экспертов, например, экономист   Bloomberg   Economics А. Исаков, в 2022 г. оценивал расширенную долю госсектора в России меньше – в 40%. Различия в оценках, безусловно, объясняются различиями в методологии.  

Для сравнения, вклад госкомпаний и сектора госуправления в экономику во многих странах значительно меньше российских показателей. Например, для Франции это не больше 30% ВВП по данным различных аналитических исследований, в Германии – не больше 28% ВВП. В Китае доля госсектора сейчас составляет порядка 40% ВВП, а в США государственные компании и сектор госуправления обеспечивают 17-18% ВВП.

Значительное влияние госсектора в экономике России проявляется также в структуре инвестиций. Доля бюджетных средств в структуре инвестиций в основной капитал составляет 19-20%, а в некоторых регионах превысила 2/3. Например, в 2020 г. доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в РФ по данным Росстата составила 18,7%. При этом в Ингушетии эта доля достигла 84,9%, в Северной Осетии-Алании – 78,3%, в Кабардино-Балкарии – 72,6%, в Дагестане – 70,8%, в Севастополе – 79,8%.

 Согласно данным отчетности компаний с госучастием в 2021 г., инвестиции по крайней мере 10 крупнейших из них составили более 6,3 трлн руб., или порядка 32% от инвестиций российского происхождения. Учитывая, что российские компании с государственным участием проводят экспансивную политику, активно поглощая менее крупных частных игроков, можно ожидать, что эта доля будет расти и дальше.

 Для России также характерна высокая доля государственного потребления в ВВП. Например, в 2020 г. доля государственного потребления в ВВП России составила 20,7%, хотя в США – 14,7%, в Китае – 16,7%, в странах ЕС – 22,5%. Необходимо                  также                            учитывать существование в России специальной категории квазигосударственного потребления – закупок компаний с государственным участием, объем которых составляет около 20 трлн руб. Эта категория содержится в других компонентах ВВП – в частном потреблении и в инвестициях.

Необходимо отметить, что проблема высокой доли госсектора в экономике России связана не только с доминированием госкомпаний в сырьевых и инфраструктурных отраслях, но и с тем, что другие секторы экономики, где доля государства относительно невелика (ряд отраслей промышленности, сфера торговли и бытовых услуг населению), вносят весьма небольшой вклад  в  экономику.  В  этом  контексте преобразования высокой доли госсектора в российской экономике лежат не только (и зачастую не столько) в определении наиболее эффективных способов управления нынешней госсобственностью, но и в кардинальном наращивании выпуска отраслей, предполагающих высокие степень обработки и уровень добавленной стоимости.

1  https://ach.gov.ru/news/pora-dat-ekonomike-povzroslet

2 https://fas.gov.ru/documents/685117

3 https://www.ng.ru/economics/2018-12-26/4_7474_gossektor.html

3. Доля государства на отдельных рынках

 За последние 20 лет влияние государства в российской экономике возросло. В значительной степени оно сосредоточено в добыче энергоресурсов, энергетике, банковском секторе, транспорте, телекоммуникациях и нескольких других стратегических» секторах. В документе МВФ за 2019 г. выделены 8 секторов российской экономики, где роль государства наиболее ощутима.

Финансовый сектор

Доля государства в финансовом секторе достигла порядка 70%. Среди 20 крупнейших банков концентрация государства еще сильнее: около 90% их активов приходится на госбанки и банки, контролируемые государственными корпорациями.

За последние 10 лет количество банков в России сократилось более чем в 3 раза. На 1.10.2020 активы банков, контролируемых госструктурами и госкомпаниями, составляли 65,9% от общей суммы нетто-активов российских банков. При этом доля частных коммерческих банков в общих активах составляла почти 70% в середине 2000-х годов, а к 2015 г. она сократилась вдвое.

 fh

Рынок электрогенерации

Реформы                                   в   российской электроэнергетике привели к созданию формально конкурентного рынка. За последние 20 лет в электроэнергетике России произошли радикальные преобразования: изменилась система государственного регулирования отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии, были созданы новые компании. Изменилась и структура отрасли: было осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

Однако, когда речь идет о конечных потребителях, определение цены осуществляется на основе неэффективных моделей, которые позволяют сбытовым и генерирующим компаниям включать в тариф  неоправданные (или неподтвержденные) затраты, пользуясь своим монопольным или олигополистическим      положением, оказывая влияние на региональные тарифные комиссии. Также стоит отметить, что несмотря на реформу, под контролем государства осталась значительная часть рынка электрогенерации.

 konst

Для сравнения, в других странах и регионах мира сложилась значительно меньшая доля электрогенерации, приходящаяся на долю электрогенерации компаний с госучастием.

 fh

Рынок авиаперевозок

Для российского рынка авиаперевозок поворотным моментом стало банкротство частной авиакомпании Трансаэро в 2016 г. Если до своего банкротства Трансаэро занимала около 20% российского авиарынка, то в результате ее долю получила группа Аэрофлот,  73,77%  акций  которой принадлежит государству (в группу Аэрофлот   входят   авиаперевозчики «Аэрофлот», «Россия», «Победа»). В 2022 г. доля Аэрофлота на российском рынке авиаперевозок составила 38% (меньше чем в 2021), но в планах компании к 2030 г. нарастить ее до 50%.

museum

 

Транспортная инфраструктура и производство транспортных средств

Государство имеет высокий уровень участия в сфере транспортной инфраструктуры, где основную роль играют железные дороги, газо- и нефтепроводы  (более        90% общероссийского грузооборота).  Например,  железнодорожная инфраструктура  контролируется  ОАО «РЖД» - компанией с 100% государственным участием. Вклад госсектора в сектор транспорта составляет 73%.

Производство судов, летательных и космических аппаратов также имеет высокий уровень огосударствления (57%). Государство контролирует ряд ведущих предприятий аэрокосмического комплекса, а также имеет существенную долю в крупнейших судостроительных активах. В частности, государственное участие сильно в таких компаниях, как РСК МиГ, Уфимское моторостроительное производственное объединение, Казанский вертолетный завод, Улан-Удэнский авиационный завод, НПО "Сатурн", Объединенная судостроительная корпорация.

 Международные сопоставления

Государство активно вмешивается в рыночные отношения во многих странах мира, однако в России доля госсектора в отраслевом разрезе превышает мировые уровни.

rozhd

museum

 

 

Версия для печати