Бесплатно

С нами Бог!

16+

22:51

Понедельник, 27 янв. 2025

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

300-летие присоединения Прибалтики

Автор: Гурова Мария | 29.06.2010 01:25

Три века вместе: исполняется 300 лет присоединению Петром Великим Прибалтики к России.

Балтское население Прибалтики и русские имели давние, многовековые, добрососедские контакты, начало которых относится к самому основанию Русского государства в IX в. Достаточно вспомнить основание в 1030 г. великим князем Ярославом Мудрым крепости Юрьев вблизи Чудского озера (ныне – город Тарту в Эстонии). Эти земли были вассалами Киевской Руси, затем – Новгородской республики. Русские княжества содействовали культурному развитию этого края, принесли в Прибалтику православное христианство. Однако в период феодальной раздробленности русских земель Прибалтика вышла из сферы нашего влияния.

В 1219 г. датчане предприняли крестовый поход и захватили север Эстонии, но уже в 1223 г. местное население подняло восстание против датчан и призвало на помощь русские княжества. Русские пришли на помощь, но последовавшее в 1223 г. поражение русских войск от монголов на Калке заставило нас перебросить силы из Прибалтики на защиту русских земель. В результате к 1227 г. войска Дании и Ордена меченосцев вновь захватили Эстонию. По договору 1238 г. Эстония была разделена между Данией и Орденом: датчанам достался север, а немцам – юг Эстонии. Крестоносцы занимались систематическим истреблением эстов, насильно обращая их в католичество и убивая несогласных. Это повлекло серию восстаний против немецко-датского господства, но без русской помощи эти восстания были обречены на неуспех, а Россия тогда сама находилась под монголо-татарским игом.
По договору 1346 г. датский король продал свои эстонские владения Ливонскому Ордену, который с тех пор владел всей Эстонией.

Приход немцев в Прибалтику начался с территории современной Латвии. В 1197 – 1199 гг. немецкие рыцари предприняли удачный поход, высадив свою армию с моря в устье Западной Двины, и завоевали часть Лифляндии. В 1201 г. ими была основана крепость Рига. В то время латы были вассалами русских княжеств и пользовались их защитой, а в верховьях Западной Двины располагались крепости Полоцкого княжества. В результате уже в 1207 г. разгорелся первый военный конфликт между Орденом меченосцев и Полоцким княжеством. 

В результате долгих войн и набегов немецкие рыцари утвердились на землях Латвии и Эстонии, объединившись в Ливонский Орден. Орден вёл очень жестокую, кровавую политику по отношению к местному населению. Так, балтский народ пруссов, родственный современным латышам и литовцам, был немецкими рыцарями истреблён полностью. Латы и эсты были насильно обращены в католичество.

Государство Ливонского Ордена на территории Латвии и Эстонии просуществовало до Ливонской войны, начатой окрепшим Русским государством при Иване Грозном для защиты русских земель от угрозы со стороны крестоносцев и для защиты местного населения от немецкого произвола. В 1561 г. после военных поражений от русских войск великий магистр Готхард Кетлер принял титул герцога Курляндского и признал себя вассалом Польши. По итогам Ливонской войны, завершившейся в 1583 г., Эстония и север Латвии (Лифляндия) отошли Швеции, а юг Латвии (Курляндия) стал вассальным владением Польши.

Великое княжество Литовское, Русское и Жамойское, как полностью называлось это государство, существовало с XIII века по 1795 г. Ныне на его территории находятся Литва, Белоруссия и Украина. По наиболее распространённой версии Литовское государство было основано князем Миндовгом около 1240 г., который объединил литовские племена и начал поступательно присоединять раздробленные русские княжества. Эту политику продолжили и потомки Миндовга, особенно – великие князья Гедимин (1316 – 1341), Ольгерд (1345 – 1377) и Витовт (1392 – 1430). При них Литва присоединила земли Белой, Чёрной и Красной Руси, а также отвоевала у татар матерь городов русских – Киев. Официальным языком Великого княжества был русский (именно так он назывался в документах, украинские и белорусские националисты именуют его, соответственно, «староукраинским» и «старобелорусским»). 

С 1385 г. между Литвой и Польшей было заключено несколько уний. Литовская шляхта стала перенимать польский язык, польскую культуру, переходить из православия в католичество. Местное население подвергалось притеснениям по религиозному признаку. На несколько веков раньше, чем в Московской Руси, в Литве (по примеру владений Ливонского Ордена) было введено крепостное право: православные русские крестьяне стали личной собственностью полонизированной шляхты, перешедшей в католичество. В Литве полыхали религиозные восстания, а оставшаяся православная шляхта взывала к России. В 1558 г. началась Ливонская война.

В ходе Ливонской войны, неся ощутимые поражения от русских войск, Великое княжество Литовское в 1569 г. пошло на подписание Люблинской унии: Украина полностью отходила от княжества Польше, а сохранившиеся в составе княжества земли Литвы и Белоруссии входили с Польшей в состав конфедеративной Речи Посполитой, подчиняясь внешней политике Польши.

Результаты Ливонской войны 1558 – 1583 гг. закрепили положение Прибалтики на полтора века до начала Северной войны 1700 – 1721 гг.

Присоединение Прибалтики к России в ходе Северной войны совпало с проведением Петровских реформ. Тогда Лифляндия и Эстляндия вошли в состав Российской Империи. Сам Пётр I пытался невоенным способом наладить отношения с местным немецким дворянством, потомками немецких рыцарей. Первыми были присоединены Эстония и Видземе (по итогам войны в 1721 г.). И лишь спустя 54 года по итогам третьего раздела Речи Посполитой Великое княжество Литовское и герцогство Курляндское и Семигальское вошли в состав Российской Империи после подписания Екатериной II манифестов от 15 апреля и 19 декабря 1795 г. 

На момент присоединения Лифляндии и Эстляндии на прибалтийской территории большую часть дворянства составляли именно немцы. Это объясняется тем, что орденское рыцарство до XVI в. регулярно пополнялось пришельцами из Германии. Вопреки опасениям, никакого ущемления в правах со стороны Петра I и последующих царей не наблюдалось, скорее наоборот, экономическую и судебную системы урегулировали постепенно. В Эстляндии и Лифляндии после включения в состав России был сохранён местный законодательный корпус, в губерниях, ранее входивших в состав Великого княжества Литовского (Виленская, Витебская, Гродненская, Минская, Могилёвская губернии) было сохранено действие литовского Статута 1588 г. Дворянство Прибалтики без каких-либо ограничений получило права и привилегии российского дворянства. Более того, остзейские немцы (преимущественно – потомки немецких рыцарей из Лифляндской и Курляндской губерний) были если не более влиятельной, то, во всяком случае, не менее влиятельной, чем русские, национальностью в Империи: многочисленные сановники Империи имели остзейское происхождение. Екатерина II провела ряд административных реформ касательно управления губерниями, прав городов, где самостоятельность губернаторов возросла, однако фактическая власть, в реалиях времени, находилась в руках местного, прибалтийского дворянства.

К 1917 г. прибалтийские земли делились на Эстляндскую (центр в Ревеле – ныне Таллинн), Лифляндскую (центр – Рига), Курляндскую (центр в Митаве – ныне Елгава) и Виленскую губернии (центр в Вильно – ныне Вильнюс). Губернии характеризовались большой смешанностью населения: к началу XX в. в губерниях проживало около 4 миллионов человек, примерно половина из них была лютеранами, около четверти – католиками, и около 16% - православными. Губернии населяли эстонцы, латыши, литовцы, немцы, русские, поляки, в Виленской губернии была относительно высокая доля еврейского населения.

Следует отметить, что в Империи население прибалтийских губерний никогда не подвергалось какой-либо дискриминации. Наоборот, в Эстляндской и Лифляндской губерниях крепостное право было отменено, например, гораздо раньше, чем в остальной России, – уже в 1819 г. При условии знания русского языка для местного населения не было никаких ограничений при приёме на государственную службу. Императорское правительство активно развивало местную промышленность. Рига делила с Киевом право быть третьим по значимости административным, культурным и промышленным центром Империи после Санкт-Петербурга и Москвы.

С большим уважением царское правительство относилось к местным обычаям и правовым порядкам. 

Как мы видим, ни в средневековой истории, ни в истории царского периода не существовало какой-либо напряжённости в отношениях между русским и прибалтийскими народами. Наоборот, именно в России эти народы находили источник защиты от иностранного угнетения, находили поддержку для развития своей культуры и сохранения своей самобытности под надёжной защитой Империи.

Но даже богатая традициями добрососедства русско-прибалтийская история оказалась бессильна перед современными проблемами в отношениях между странами, вызванными периодом коммунистического правления. 

В 1917 – 1920 гг. прибалтийские государства (Эстония, Латвия и Литва) получили независимость от России. Тогда же в Прибалтике нашли прибежище многие представители русского дворянства,  офицерства, купечества, интеллигенции, вынужденные бежать из России после победы красных в братоубийственной гражданской войне. Но, как известно, в 1940 г. после заключения пакта Молотова – Риббентропа последовало включение прибалтийских государств в состав СССР, что сопровождалось массовыми репрессиями и депортациями по социальному и политическому признаку в отношении местного населения со стороны советских карательных органов. Коммунистические репрессии как в 1940 – 1941 гг., как и фактическая гражданская война в Прибалтике в 1940-е – 1950-е гг. за возвращение стран на путь независимого цивилизованного развития против коммунистов, оставили глубокий болезненный рубец в исторической памяти у эстонцев, латышей, литовцев.

В 1990 г. прибалтийские государства провозгласили восстановление государственного суверенитета. Попытка коммунистов силой удержать власть, бросив танки и ОМОН против мирных демонстраций в Вильнюсе и Риге, не принесла успеха. Коммунизм в Прибалтике пал. К сожалению, многие отождествляют теперь русских и коммунистов. Со стороны прибалтов это влечёт распространение на весь русский народ вины коммунистического правительства, от которого русский народ также пострадал, что вызывает русофобию. Со стороны русских это, увы, вызывает попытки оправдывать преступления коммунистов, которые не имеют оправдания. Но даже при таких отношениях в последние десятилетия стоит отметить, что до сих пор население прибалтийских стран, помимо официального языка, говорит и по-русски. Между Россией и прибалтийскими государствами развиваются экономические, культурные, туристические отношения. Нас связывают родственные связи, многолетняя история и культура. Хочется верить, что в дальнейшем отношения прибалтийских стран и России станут вновь дружественными и добрососедскими, ведь история имеет свойство повторяться не только в чём-то отрицательном…

Версия для печати