Бесплатно

С нами Бог!

16+

20:09

Среда, 22 янв. 2025

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Русская гвардия - герои былых времён

Автор: Савельев Андрей | 01.09.2010 00:49

Новый памятный день был учреждён указом Президента Российской Федерации В.В.Путина в 2000 году «в целях возрождения и развития отечественных воинских традиций, повышения престижа военной службы и в связи с 300-летием российской гвардии». 2 Сентября — День российской гвардии.

Дата была избрана на основании «Хроники Российской Императорской армии» Николая I, в которой зафиксировано официальное именование Преображенского и Семёновского полков лейб-гвардией со 2 сентября (22 августа по старому стилю) 1700 года. Дата носит условный характер, так как Семёновский полк назывался лейб-гвардией уже в 1698 году в документах, связанных с походами под Азов. При Александре III 200-летний юбилей Преображенского и Семёновского лейб-гвардии полков отмечался 30 ноября, позднее гвардия справляла день рождения 23 мая.

Под «гвардией» (итал.guardia — охрана, защита) обычно понимается совокупность привилегированных, особым образом отмеченных воинских частей. Изначально отличие гвардии было связано с функцией охраны монарха и высшей власти в целом, а также с участием в выдающихся сражениях. Подобные элитные формирования известны с античных времен. Можно считать «гвардией» царский отряд из 300 спартанцев, павших при Фермопилах. Такая же численность была у беотийского «священного отряда». В древней Македонии существовали «царские любимцы», в Персии — «бессмертные» (10-тысячный отряд, всегда пополняемый в случае потерь до изначальной численности). В Древнем Риме императором Августом была учреждена преторианская гвардия.

В России аналог гвардии появился в 1550 году. Царь Иван Грозный создал конный Государев полк численностью 1000 человек, а также стрелецкий Стремянной полк численностью 3000 человек. Через 100 лет к ним добавились два Выборных полка численностью по 2000 человек, позднее (уже при Петре I) был сформирован Третий выборный полк численностью 800 человек. Из него были сформированы первые гвардейские полки — Преображенский и Семёновский. В 1707 году оба полка стали конными.

Гвардия была военной школой для дворян, которые до производства в офицеры должны были поступать в рядовые гвардейских полков. Будущий Генералиссимус Суворов начал службу рядовым лейб-гвардии Семёновского полка. Гвардия была центром культурной жизни общества, престижным местом службы. Но также и силой, на которую опирались дворцовые перевороты. Пока реформы Павла I не определили окончательно место гвардии в русской армии.

Русские гвардейские полки участвовали в сражениях Северной войны 1700—1721 гг., в Персидском походе 1722—1723 гг., в русско-турецких войнах, в войне с Наполеоном, в Первой паровой.

В битве под Аустерлицем атака лейб-гвардии Конного и Кавалергардского полков, описанная Толстым в романе «Война и мир», явила пример героизма царских гвардейцев. На Бородинском поле за Семёновскими флешами стояли лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки, потерявшие в бою почти половину своего состава. В 1813 года в битве под Кульмом Семёновский полк потерял убитыми и ранеными половину своего состава, но позиций не оставил, а на следующий день с подходом основных сил принял капитуляцию противника. В 1877 году под болгарским местечком Телиш, укреплённом противником, лейб-гвардии Егерский полк потерял при штурме более половины своего состава и способствовал капитуляции турецкого гарнизона через три дня. В Первую мировую войну гвардия воевала на ключевых участках фронта — в 1914 в Мазурских болотах (за общий успех русских войск в Галиции гвардия заплатила тяжелейшими потерями), в 1915 году под Вильно, в кампании 1916 года.

Сентябрь — ноябрь 1916 года был временем гибели царской гвардии в болотистой пойме реки Стоход, а затем у деревни Свинюха, где гвардия ходила в атаку до 17-ти раз в день. Вполне вероятно, что гибель гвардии была частью заговора по свержению самодержавия, который вполне обозначился во властных верхах и генералитете к концу 1916-го. Не случайно будущий лидер заговорщиков-февралистов, начальник штаба генерал Алексеев говорил уже весной 1916 года: «Я знаю, что война кончится нашим поражением, что мы не можем кончить её Чем-нибудь другим».

Один из участников боёв под Свинюхой позднее вспоминал: «За все годы войны мне не пришлось видеть ничего подобного выдвижению 2-го батальона и его стремительной атаке, которая смела и погнала перед собой немецкие цепи. Как только его передовые цепи показались на горизонте, не менее пяти тяжёлых и большое количество лёгких батарей неприятеля открыли по нему заградительный огонь. Цепи двигались, как бы по огнедышащей горе, ни разу не останавливаясь, ни разу не нарушая порядка выдвижений под артиллерийским огнём. Из командного поста в бинокль было видно, как батальон лавирует, уходя всё время из-под неприятельского огня — совсем как на манёврах, как отзывались свидетели его марша. Искусному и бесстрашному водительству А.П.Кутепова, шедшего посреди построения со своей связью, батальон обязан тому, что он прошёл расстояние в одну версту между исходным положением и передовой линией, не понеся сколько-нибудь значительных потерь».

Мужество и героизм гвардейцев обеспечили успех Брусиловского прорыва — крупнейшей наступательной операции Первой мировой войны, в результате которой от противника была освобождена территория в 2000 кв км, а его потери составили до 1,5 млн человек убитыми и ранеными.

К сожалению, генерал Брусилов (также один из будущих заговорщиков) не собирался считаться с потерями и даже презрительно отзывался о требовании Ставки бережливо относиться к «человеческому материалу». Брусилов бросил гвардию на штурм Ковеля без достаточных резервов и технических средств. Геройски сражаясь и неся чудовищные потери, Особая Гвардейская армия генерала В.М.Безобразова атаковала Ковель с юга, взяла в плен 20 тысяч пленных (в том числе двух генералов) и 56 орудий, но овладеть городом не сумела. Брусиловские атаки на Ковель, продолжавшиеся до ноября 1916-го, военные историки назвали «безумным самоистреблением».

После февраля 1917 года начала рассыпаться не только армия, но и государство. Октябрьский переворот окончательно уничтожил смысл гвардии. 2 декабря 1917г. командир Преображенского полка А.П.Кутепов отдал приказ о роспуске, позднее были распущены и другие полки. Гвардейские офицеры влились в силы сопротивления большевикам. Большинство из них сложило голову в Гражданской войне. Остатки гвардии ушли за границу. О них напоминает селение под Парижем — Измайловское.

Новая власть создавала свою «гвардию». То, что сейчас мы бы назвали вооружёнными бандами — отряды красногвардейцев, обеспечивших сначала силовое прикрытие деятельности самозваных Советов, а потом насильственное свержение самозванной власти Временного правительства. Осенью 1917 в тылу воюющей страны действовали отряды Красной гвардии, насчитывавшие около 200 тыс. человек (примерно по 30 тыс. только в Петрограде и Москве).

Собственные вооружённые формирования пыталась создать и «демократическая революция» 1991 года. 20 августа 1991 года у Дома Советов было объявлено о создании отрядов российской гвардии. При действующих высших органах власти СССР Верховный Совет РСФСР поддержал это незаконное начинание, а президент РСФСР Ельцин приступил к организационным мерам. Новая «гвардия» была предназначена «для усиления защиты конституционного строя и демократических завоеваний, создания дополнительных гарантий законности и правопорядка на территории страны». Хорошо, что эта затея была вовремя пресечена. Иначе «демократические» комиссары не замедлили бы развязать новую гражданскую войну.

Советская власть для достижения победы над фашистской Германией использовала опыт Российской Империи, включая создание гвардейских частей. В сентябре 1941 года в Красной Армии было введено понятие «гвардейская часть». Звания Гвардейских удостаивались за проявленный героизм, мужество и высокое воинское мастерство части, корабли, соединения и объединения вооружённых сил. Существовали гвардейские полки, дивизии, корпуса и даже армии.

В Российской Федерации гвардейский статус утратил своё значение. Общий развал армии и флота не позволял ни поддерживать статус гвардейских частей, ни присваивать новые гвардейские звания (известно лишь одно решение о присвоении звания Гвардейской Второй отдельной бригаде спецназа ГРУ).

И всё же российская власть пытается сохранить что-то от прежних славных станиц истории гвардии. Примечательно её стремление присвоить символы Императорской гвардии — особенно в истории создания в Эрмитаже Музея русской гвардии и передачи в этот музей Георгиевского знамени лейб-гвардии Гренадерского полка образца 1856 года, участвовавшего в Крымской, Русско-турецкой и Первой мировой войнах.

Знамя оказалось за пределами России после Гражданской войны и находилось в распоряжении эмигрантских организаций Гвардейское объединение и Объединение полков Русской Императорской гвардии, которые входили в состав антибольшевистского Русского общевоинского союза (РОВС). В 1957 году последние офицеры полка передали спасённое ими знамя на почётное хранение Первому Гренадерскому полку Британской Королевской гвардии. Условием возвращения в Россию было падение советской власти и воссоздание полка и его традиций.

В 2003 году Министерство культуры, посчитав, что эти условия выполнены, обратилось к британским гвардейцам, которые на общем офицерском собрании решили вернуть знамя России. Тогда же члены РОВС обратились к английской королеве с посланием, где говорилось: «Российская Федерация при своём образовании в 1992 г. официально объявила себя правопреемницей СССР, но не Российской Империи, существовавшей до 1917 г. Следовательно, нынешняя власть в РФ, имеющая юридическую правопреемственность от преступной власти узурпаторов-большевиков, а не от свергнутой ими законной Российской власти, не имеет юридического права на обладание какими-либо символами исторической России, в том числе и знамёнами старых полков Русской Императорской армии».

Это не помешало процессу передачи знамени. Англичане предали русскую эмиграцию ещё раз. И это естественно. Ведь англичане соучаствовали в организации февральского мятежа 1917 года, а в 1945 году передали Сталину русских казаков, которые никогда не присягали «советам» и не были гражданами СССР. Большинство из них были казнены или погибли в лагерях, опозоренные несправедливым званием предателей.

При передаче знамени 24 июня 2003 года Президент РФ В.В.Путин сказал: «Сегодня в России созданы условия, которые были в своё время сформулированы офицерами, хранившими это знамя как святыню, в том смысле, что знамя возвращается в свободную демократическую Россию. Создан соответствующий музей в Санкт-Петербурге, где знамя будет храниться».

Действительно, в современной РФ Российская Империя рассматривается только как музейный экспонат. Кроме музеев, РФ ничего не связывает со славной историей России. Именно поэтому РФ претендует только на музейные экспонаты, но не на наследство Империи — её статус, её исторические завоевания, её международные обязательства, её собственность и вывезенный за рубеж золотой запас.

Конечно, в современной России есть и лейб-телохранители, и элитные части. Но это уже совсем другая история. Чтобы история русской гвардии продолжилась, необходимо продолжение Российской Империи — множество правовых и управленческих решений, восстанавливающих связь времён. Но больше всего — восстановление связи народа с собственной историей, оболганной и искажённой в течение многих десятилетий.

 

Версия для печати