Тогда, 11 марта 843 г., в первое воскресенье Великого поста, Императрица Феодора устроила в Константинополе торжественное богослужении в честь восстановления иконопочитания. Веками в этот день в церквях поминали тех, кто внёс неоспоримый вклад в победу истинного Православия над многочисленными ересями. Апофеозом этого праздника всегда было провозглашение анафем последователям наиболее опасных церковных ересей.
К 1917 г. в Российской Христианской Православной Кафолической Церкви провозглашались следующие анафемы, т.е. отлучения от Церкви Христовой:
Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
Первая анафема относится к атеистам, утверждающим, что нет Бога, а также ко всем тем, кто считает, что мир возник без участия Промысла Божия. В частности, следует отметить в этой связи такое учение о происхождении жизни на земле, как дарвинизм: Церковь признаёт, что последовательность возникновения живых существ, как она была описана Дарвиным, совпадает с тою последовательностью, которая описана в первой главе Бытия. Однако Святая Церковь учит тому, что всё живое возникло не в результате случайного взаимодействия молекул, а по разумному Промыслу Божию, по непосредственно выраженной Божией воле. Все же, кто дерзает отрицать это, предаётся анафеме.
Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
Вторая анафема отнесена к язычникам. От Церкви Христовой отлучаются и предаются анафеме те, кто утверждает, что Бог имеет телесную природу, утверждающим, что Бог не праведен, не милосерден и не премудр, а также не всеведущ. Таким образом, те, кто уподобляет Бога людям, наделяя Бога человеческими греховными пороками, является в глазах Святой Церкви еретиком и ему объявляется анафема.
Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
Третья анафема объявляется тем, кто отрицает, что Единый Бог – это Троица Святая, Единосущная и Нераздельная Отец и Сын и Святой Дух. Например, это относится к последователям еретической секты «Свидетелей Иеговы». Непостижимая для человеческого рассудка троичность ипостасей Бога была раскрыта людям, как тайна, в Новом Завете. Тем, кто отрицает, что Бог Сын существовал прежде всех век, т.е. до начала всякого времени, что Дух Святой, исходящий от Бога Отца через Бога Сына, составляет третье Лицо Святой Троицы, объявляется анафема.
Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
Четвёртая анафема объявляется Святой Церковью тем еретикам, которые считают, что спасение и очищение грехов было возможно и без страданий, смерть и тридневного воскресения Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Никто благ, только Бог, ничто в мире, кроме милости Божией, не способно даровать человеку прощения грехов, нераздельно присутствующих в падшей природе человека, и жизнь вечную. Тем же, кто это отрицает – анафема.
Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
Пятая анафема провозглашается тем, кто считает, что единственный путь ко спасению состоит не в исповедании того, что изложено в Евангелии, т.е. тем, кто отрицает спасительность Благой Вести, проповеданной миру Господом нашим Иисусом Христом. Тем, кто дерзает так утверждать – анафема.
Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
Шестая анафема посвящена тем, кто отрицает, что Дева Мария была Девой до Рождества Христова, в Рождестве Христовом и после Рождества Христова. Утверждающие обратное фактически утверждают, что зачатие Иисуса Христа произошло не от Духа Святого. Тем, кто дерзает так утверждает, Святая Церковь объявляет анафему.
Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
Седьмая анафема чрезвычайно важна. Ведь те, кто отрицает, что Дух Святой руководил апостолами и ныне наставляет на всякую истину верных христиан, отрицают Церковь Христову. Поэтому подобных еретикам и хулителям провозглашается анафема.
Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
Восьмая анафема объявляет еретиками и провозглашает анафему тем, кто считает или учит, что не будет будущего суда при Втором Пришествии, который воздаст за грехи осуждение, а за добродетели – вечное блаженство на небесах. Подобное учение означало бы, что следовать учению Спасителя не обязательно для спасения. Оно означало бы относительность Истины, утверждение, что Истина хранится не только в Церкви Христовой. Поэтому последователям подобных учений объявляется анафема.
Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
Девятая анафема защищает Таинства Церкви Христовой: крещение, миропозание, евхаристия, исповедь, брак, елеосвящение и священство. Отрицание Таинств равносильно отрицанию того, что через Святую Церковь Дух Святой передаётся верным христианам, поэтому дерзающие отрицать Таинства предаются анафеме.
Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
Десятая анафема – анафема тем, кто отрицает решения Соборов и учение Святых Отцов. Это учение – Священное Предание – состоит из Апостольских правил, канонов и оросов семи Вселенских Соборов, Поместных Соборов Древней Церкви, канонов Святых Отцов. Тем, кто отрицает каноны Церкви, считает, что они могут не исполняться по тем или иным причинам и дерзает учить этому других, какое бы место в церковной иерархии еретик, учащий подобному, ни занимал Святая Соборная Апостольская Церковь объявляет анафему и извергает из Своих рядов.
Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
Одиннадцатая анафема объявлена тем, кто считает, что монархия – это не Богоданная форма правления, что православные Государи не являются помазанниками Божиими. Бунтовщики и изменники Государю – вот те, кому Святая Церковь объявила анафему. Среди таких изменников и предателей был и так называемый «патриарх» Иван Страгородский, который до того, как публично исповедал ересь, был митрополитом Нижегородским Сергием. Нежелание произносить эту анафему еретиками вслух объяснимо, слишком уж оно обличительно для них, желающих спасти прежде не свои бессмертные души, а бренные блага мира сего. Поэтому еретикам сергиянцам, утверждающим, что Святой Церкви безразлична форма правления – анафема!
Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
Двенадцатая анафема воспоминает именно о той, ереси в честь осуждения которой праздник Торжества Православия был установлен в IX в.: иконоборцам – анафема!
Торжество Православия – особый праздник. Он подчёркивает, что каждый христиан должен в сердце своём неизменно хранить Дух Святой, следовать учению Спасителя, хранить Священное Предание Святой Соборной Апостольской Православной Церкви и неизменно обличать лже-учения тех «учителей», которые учат ереси. На протяжении веков Православия было достаточно примеров святителей, которые преподали нам урок крепости и строгости в неизменном и неукоснительном стоянии на пути Истины: святители Николай Мир Ликийских Чудотворец, святитель Марк Ефесский, святой Иосиф Волоцкий. Их пример и святой лик их икон должен по прежнему вдохновлять нас и укреплять в нашей православной вере.
Версия для печати