Внимания заслуживает статская биография А.Д. Черткова. Действительный член Императорского московского общества сельского хозяйства (1833). Член Попечительского совета общественного призрения в Москве и попечитель Работного дома (1834). Московский уездный предводитель дворянства (1835—44), губернский предводитель (1844—56). Участвовал в работе Русского археологического общества, Общества истории и древностей российских (его президент в 1849—57). Один из основателей Московского училища живописи и ваяния (1843). Член комиссии для построения в Москве храма Христа Спасителя (1844).
Гражданские заслуги его были отмечены орденами св. Станислава 1-ой степени, св. Анны 1-ой степени и св. Владимира 2-й степени.
Чертковская библиотека до образования в Императорской публичной библиотеке отдела Rossica представляла единственное в России ценное собрание книг о России и славянах, а по обилию редчайших изданий служила и служит богатейшей сокровищницей, изобилующей и редкими рукописями (в1867 г. их было около 350). При библиотеке был основан и издавался с 1863 по1873 г. журнал "Русский Архив", в котором напечатано из нее немало рукописей; по ее весьма редким изданиям Санкт-Петербургская археографическая комиссия напечатала несколько церковно-полемических сочинений. В1873 г. Чертковская библиотека была передана наследниками в ведение города и помещена при Румянцевском музее, а с открытием Исторического музея в Москве находится при нем.
Умер А.Д. Чертков 10-го ноября 1868 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Его родной брат – Николай Дмитриевич Чертков (1794-1852), генерал-лейтенант, меценат, стоявший у истоков основания Воронежского Великого Князя Михаила Павловича Кадетского Корпуса. Поступив в военную службу в 1813 году, он принял участие в заграничных походах русской армии.
Состоял одно время адъютантом при генерал-фельдмаршале графе Паскевиче-Эриванском, пять военных компаний принесли ему чин генерал-майора, с которым он вышел в отставку. Среди его регалий – орден св. Владимира 3-й степени, полученный в бытность командиром Тверского драгунского полка. Знаки отличия, по его выражению, он добывал "грудью, на поле сражения".
Чертков пожертвовал 1,5 миллиона рублей ассигнациями и 1000 душ на строительство в Воронеже кадетского корпуса. В ходатайстве на имя Государя он просил, чтобы кадетский корпус не был назван его именем, а получил название "Михайловского", в честь главного начальника военно-учебных заведений Великого Князя Михаила Павловича, не желая из скромности, "дабы имя его стало наравне с великими именами императоров Петра, Павла и Александра". За свою щедрость Николай Дмитриевич был награжден орденом св. Владимира 2-й степени; был назначен состоять при главном начальнике Военно-учебных заведений и получил почётную должность Попечителя корпуса. В честь него была выбита почетная медаль. Впоследствии Н.Д. Чертков был награжден чином генерал-лейтенанта и орденом св. Анны 1-й степени. Рассказывают, будто Император Александр III, узнав при посещении корпуса о сумме пожертвования с довольной улыбкой произнёс: «А солидный куш!». И серьёзно добавил: «Вот подвиг истинного дворянина!»
Прах Н.Д. Черткова покоится у порога церкви Св. Духа в Александро-Невской лавре.
Кстати, через сестру Екатерину Дмитриевну (в замужестве Сонцову) Чертковы связаны родственными узами с Петром Александровичем Сонцовым (1785-1850), который также участвовал в молодые годы в антинаполеоновских кампаниях. Лейб-гвардии полковник и тайный советник, сын губернатора А.Б. Сонцова, сам воронежский вице-губернатор в 1815-1816 г и 1817-1820, и губернатор в 1820-1824 годах, а также воронежский губернский Предводитель дворянства в1850 г. П.А. Сонцов начал службу четырнадцати лет, поступив эстандарт-юнкером в Лейб-гвардии Конный полк. Явил мужество в сражениях при Аустерлице и Фридланде, заслужил ордена Св. Анны 3-й степени и Св. Владимира 4-й степени с бантом. «…В продолжении службы в полку, под командой Его Высочества, при хорошем поведении, был всегда в оной отлично усерден и рачителен, в военных против неприятеля действиях поступал храбро и неустрашимо, за что, отдавая ему заслуживающую справедливость, Его Высочество приятным долгом поставляет о сём свидетельствовать», – значится в аттестате П.А. Сонцова, выданном Шефом полка, Великим Князем Константином Павловичем. Здоровье, подорванное ранами и тяготами походной жизни, не позволило ему продолжить военную карьеру.
В 1809 году П.А. Сонцов выходит в отставку «с мундиром». В гражданской службе мундир его заслуженно украшен орденами Св. Владимира 3-ей степени и Св. Анны 2-й степени с алмазами, Св. Анны 1-й степени, Св. Владимира 1-й степени и Белого Орла. Погребён на Чугуновском кладбище.
Среди героев войны 1812 года – уроженцы Острогожского уезда, однополчане и сподвижники Дениса Давыдова по Ахтырскому гусарскому полку, братья Михаил, Сергей и Николай Григорьевичи БЕДРЯГИ.
О Михаиле Григорьевиче (1780-182?) Денис Васильевич вспоминал: "I-м эскадроном командовал ротмистр Михаил Григорьевич Бедряга, высокой храбрости и даровитый офицер, изувеченный на священной Бородинской битве". На службе с тринадцати лет. Ещё под началом Суворова покорял Польшу, воевал заграницей, был удостоен наград. Михаил Бедряга вышколил свой эскадрон до лоска, влекомые молвой офицеры приезжали любоваться им за несколько сотен вёрст! Михаил Григорьевич был предельно строг к себе и своим подчинённым, которые испытывали к нему глубочайшее почтение и почти детскую привязанность. Эскадрон не только на квартирах, но и в походе щеголял чистотой и исправностью; подражая командиру, отличался рыцарской отвагой в бою. В кавалерийской атаке на Багратионовых флешах Михаил Бедряга был тяжело ранен пулей в голову. Ахтырцы яростно врубились в колонны неприятельской пехоты, поспешив к нему на помощь, но он, весь залитый кровью, – лишь повелительно указал рукой им в сторону неприятеля. За Бородино М.Г. Бедряга был произведён в чин майора и получил орден св. Владимира 4-й степени с бантом. Выйдя по увечью в отставку полковником, он поселяется в слободе Белогорье Острогожского уезда.
"Эта тяжелая рана, лишив его возможности продолжать службу, для коей он, можно сказать, родился, лишила отечество одного из отличнейших сынов его, армию — храброго и искусного воина, офицеров — редкого умом и способностями товарища, подчиненных — примерного начальника", – так отзывался о М.Г. Бедряге накоротке знавший его К. Ф. Рылеев.
Штаб-ротмистр Николай Григорьевич Бедряга (17??-18??) отличился в схватке донских казаков (Платова) и гусар (Васильчикова) с польскими уланами под Миром 28 июня (9 июля)1812 года, 24 августа под Бородиным получил контузию в грудь от ядра, но уже 28 октября поступил в партизанский отряд Дениса Давыдова. Именно ему поэт-партизан посвятил ряд своих стихов. В "Дневнике партизанских действий 1812 года" Денис Давыдов характеризует его так: "Ахтырского гусарского полка штаб-ротмистр Николай Бедряга - малого росту, красивой наружности, блистательной храбрости: верный товарищ на биваках; в битвах - впереди всех, горит, как свечка».
За службу и храбрость он произведён в начале в чин ротмистра, а затем майора и награждён орденом Св. Владимира 4-го класса, Св. Георгия 4-го класса, Св. Анны 2-го класса и золотой саблей с надписью «За храбрость». В 1819 году Николай Бедряга ушел в отставку в чине полковника и проживал сначала в Белогорье, а затем в поместье Острые Могилы Острогожского уезда.
Братья сражались под Миром, Романовым, где наша кавалерия опрокинула авангард Мюрата, и при Новосёлке и Дашковке в действиях против корпуса Даву, и при Шевардино.
Сергей Григорьевич (17??-1812 г), сведениями о котором мы не распологаем, погиб 28 сентября 1812 года в сражении под Вереей.
Братья стяжали бессмертную славу и считались особой гордостью доблестного Ахтырского гусарского полка до последних дней его истории.
Один из представителей известной фамилии помещиков Острогожского уезда Павел Иванович Тевяшов (…..) служил в чине подпоручика батальонным адьютантом 38-го егерского полка в третьей армии А.П. Тормасова, участвовал в деле под Кобрином, Тюхичами, Сычовым, Грабовцами и Новыми Сверженями, где был ранен вскользь пулей в грудь. П.И. Тевяшов остался в строю и принимал участие в боях при Кейданах и штурме Борисова, при Березине и Вильне. За отличие в сражении при Гальберштадте был пожалован орденом св. Анны третьей степени. Принимал Тевяшов участие и во взятии Парижа. Войну закончил поручиком и полковым адъютантом. По выходе в отставку поселился в своем имении в слободе Колыбелка Острогожского уезда, занимался сельским хозяйством, служил в Острогожской палате гражданского суда и предводителем дворянства в Павловске.
Штабс-капитан Киевского драгунского полка и помещик Острогожского уезда Захар Константинович Сомов (17??-18??) «с отличною храбростью с командуемым эскадроном отражал от батареи неприятельскую пехоту» при Шевардинском редуте в Бородинском сражении, был контужен и награжден орденом святого Владимира четвертой степени с бантом. Отличился при взятии Парижа, за что получил серебряную медаль. Вышел в отставку в чине подполковника. Имя его было выбито на 15 стене Храма Христа Спасителя.
Генерал-лейтенант Дмитрий Иванович Чекмарёв (ок. 1786-1869) в 1812 году служил в чине штабс-капитана в Одесском пехотном полку в составе 27-й дивизии Неверовского. При отступлении к Смоленску полк был атакован кавалерией Мюрата, но, построившись в каре, отбивал атаки с уроном для неприятеля. В сражении под Смоленском Дмитрий Чекмарёв, командуя 3-й гренадёрской ротой, отбил укрепление у неприятельских стрелков, а затем храбро и мужественно удерживал позицию. Накануне Бородинского сражения он был ранен пулей в ногу, но не оставил свою роту и сражался при Бородино, где многократно ходил в атаки за Семёновские флеши и получил контузию осколком картечи в раненую ногу. В 1813 году находился при блокаде Модлина. В 1814 году Д.И. Чекмарев был назначен старшим адъютантом 21-й пехотной дивизии и участвовал в походе во Францию, был в сражениях при Шато-Бриене, Ларотьере (за отличие в котором получил золотую шпагу с надписью "за храбрость"), и других, а в 1815 году, в чине майора, — дежурным штаб-офицером при 7-м пехотном корпусе, по расформировании которого, возвратился к прежней должности адъютанта. За отличия был награждён орденами Св. Владимира 4-ой степени с бантом, Св. Анны 2-ой степени, за двадцатипятилетнюю службу – орденом Св. Георгия 4-й степени. Пройдя через турецкую (1828-1829гг) и польскую (1831г) кампании, суровую службу на Кавказе, он вышел в отставку в1857 г. с должности командира 1-й бригады 22 пехотной дивизии.
В чине майора Владимирского пехотного полка начал войну Иван Николаевич Хотяинцов (1786 или 1787 — 6.2.1863). Он заслужил ордена Св. Анны 4 ст., Св. Владимира 4 ст., Св. Анны 2 ст. Уже заграницей в битве при Ла-Ротьере был ранен, после войны командовал Витебским пехотным полком в чине полковника.
Увлечение модными либеральными идеями, связь с загаворщиками из декабристских обществ едва не поставили жирный крест на карьере офицера: после восьмимесячного пребывания в Петропавловской крепости он был отрешён от командования полком и переведён с понижением в должности в Ладожский, затем в Нарвский пехотный полк. Восстановил репутацию в русско-турецкой войне 1828—1829г и при подавления польского восстания 1831г., командовал 1 бригадой 14 пехотной дивизии на Кавказе, затем резервной дивизией 3 армейского корпуса. Генерал-лейтенант и сенатор И.Н. Хотяинцов умер в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище.
Участник Отечественной войны 1812 года подполковник Алексей Петрович Северцов (1789-1871) - уроженец с. Хвощеватка Воронежской губернии – отец известного учёного и путешественника, основоположника зоогеографии и экологии А. Северцова, внесшего значительный вклад в развитие геологии, ботаники и этнографии.