Виктория Федоровна посетила ряд крупных американских, участвуя в благотворительных обедах, встречах, экскурсиях и прочих мероприятиях предложенной клубом программы. «Успех сборов начал сказываться, - пишет начальник Канцелярии е.и.в. Г.К. Граф, - Да и как не мог быть успех при тех качествах, которыми обладала Государыня, и при ее умении очаровывать людей. Не раз бывало, что лица, заочно настроенные к ней критически, почти враждебно, после личного свидания уходили в восторженном настроении».
Все расходы на прибытие и проживание государыни и ее свиты были окуплены, а чистый доход составил крупную по тем временам сумму – более сорока тысяч долларов. С разрешения Виктории Федоровны г-жа Лумис передала эти средства Русскому Красному Кресту.
По мере расширения Государева освободительного движения в изгнании и выработки его общественно-правовой базы, в числе прочих важных вопросов, уточнялись методы и способы благотворительной работы.
«Инструкция для представителей Е(го) В(еличества)» 1926 г. предписывает представителям императорского дома в странах русского рассеяния осуществлять организацию помощи русским людям – «изыскание работы, денежных субсидий и помощи для обучения детей», «оказание юридической помощи», создание молодежных и детских неполитических групп и кружков (спортивных, литературных, взаимопомощи и т.п.). Там, где воля императора Кирилла наиболее благоприятно сочеталась с местными условиями и с благоразумием и организаторскими талантами представителя, появлялась возможность оказать содействие достаточно широкому кругу лиц.
Немаловажное место в деятельности императорского дома занимала организация помощи русским монахам на Афоне, терпящим бедствия и притеснения греческих властей. В качестве примера можно привести изданное 9 июля 1926 г. в Кобурге Обращение Канцелярии его императорского величества:
«От Канцелярии Е.И.В. С момента возникновения революции в России русские святогорцы на Афоне Братства Русских келий во имя Царицы Небесной не только лишились покровительства русских Царей, но и совершенно лишились материальной помощи и поддержки из России, без которых они не могут существовать.
Усадьбы, занимаемые обителями, чрезвычайно малы, и каменистая почва неудобна для возделывания и посевов. Ввиду этого инокам приходится брать тяжелую работу поденщиков за ничтожную плату, даже неокупающую потребных расходов, но среди них есть много престарелых старцев, уже совершенно неспособных по старости и болезненному состоянию к какому-либо физическому труду.
Поэтому русские иноки на Афоне терпят большую нужду во всем и ведут полуголодную жизнь. Всего иноков Братства Русских келий во имя Царицы Небесной с престарелыми, больными, пустунниками и отшельниками 480 человек. Они крайне нуждаются в насущном хлебе, одежде, обуви и белье.
Канцелярия Его Величества очень просит всех Представителей и Уполномоченных Е.И.В. организовать сборы денег, одежды, обуви и белья, чтобы посильно поддержать бедствующих святогорцев.
Пожертвованные деньги и вещи следует направлять по адресу Братства: Grece, a Mont Athos, Karea, au Reverend Pretre Moine Pere Simeon, President de la Fraternite des Cellules Russes.
Начальник Канцелярии Е.И.В. Капитан 2-го ранга /подпись Г.К. Графа/
9-го Июля 1926 г.
г. Кобург»
Осенью 1929 года весь мир был возмущен зверствами над мирным русским населением, совершенными Особой Дальневосточной армии в Трехречии (Северная Маньчжурия).
В районе станции Якеши совместный советско-монгольский отряд напал на русский поселок. Всё мужское население старше 12 лет было расстреляно из пулеметов, раненных добили. Массы беженцев (не менее 12 тысяч человек) из Усть-Уровска, Щучей, Попирая, Драгоценки, Верх-Урги и Усть-Урги, лишившихся кормильцев и близких, испуганных, ограбленных, раздавленных обрушившимся на них несчастьем, пешком устремились в Харбин.
Кроме Трехречья красноармейцы совершили еще ряд злодеяний в Маньчжурии. На дороге из Верх-Кули в Хайлар они убили священника Модеста Горбунова, его сына Александра и семью Кругликов – супругов Николая и Софию и их детей Григория, Бориса, Николая и Любовь, от 22 до 6 лет. Кавалеристы напали на их обоз, изрубили отца Модеста и матушку Софию шашками, подвергли истязаниям всю семью Кругликов и расстреляли их. Через несколько дней, проезжая по тому же месту, изуверы глумились над трупами несчастных и сожгли их. Один из красноармейцев, увидев собаку о. Модеста, не отходившую от тела хозяина, разрубил ее пополам и бросил на тела мучеников.
Во всем мире трехреченские злодеяния вызвали чувства гнева и сострадания к жертвам. Трагедия Трехречья не могла не вызвать сострадания императорской семьи, ее желание хоть чем-то помочь далеким соотечественникам, подвергшимся жестокому разбою.
19 декабря 1929 года был образован «Состоящий под Августейшим Покровительством Ее Императорского Величества Виктории Феодоровны Комитет Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елены Владимировны помощи русским, пострадавшим в Трехречии». 25 декабря 1929 года в Париже Великая Княгиня Елена Владимировна от имени Комитета обратилась к общественности с воззванием:
«Сердце цепенеет от ужасного несчастия, разразившегося на Дальнем Востоке над нашими соотечественниками, ушедшими из России от ига большевиков и нашедшим приют в так называемом Трехречии... В эту минуту долг всех нас, кто любит свою Отчизну, объединиться в едином порыве, общими усилиями облегчить их страдания.
По почину и под Покровительством Е.И.В. ВИКТОРИИ ФЕОДОРОВНЫ организован под моим Председательством в Париже Центральный Комитет Помощи этим жертвам, и мы обращаемся ко всем русским людям, страждущим в рассеянии, с горячей просьбой откликнуться на неописуемое несчастие их братьев и на наш призыв, немедленно организуя всюду Комитеты по сбору для них пожертвований.
Да поможет Господь всем на выполнить наш долг перед ними и нашей несчастной Родиной».
Из членов Российского императорского дома в комитет вошел также князь императорской крови Никита Александрович. Совместными усилиями императорской фамилии и верных ей людей во многих странах мира, а также дружественных иностранцев, жертвам Трехречья была оказана дополнительная помощь. Поданный пример способствовал привлечению к благотворительной деятельности и тех, кто не разделял убеждений императора Кирилла Владимировича, но по-человечески откликнулся на его исполненные болью слова.
В 1930-е гг. финансовое положение императорской семьи постепенно ухудшалось. Но члены династии никогда не позволяли себе устраниться от дел милосердия. Дочь Кирилла Владимировича и Виктории Феодоровны Великая княгиня Кира Кирилловна покровительствовала «Комитету помощи бегущим из Советской России». Активно занимались благотворительной работой сестры Императора Николая II Великие Княгини Ксения и Ольга Александровны, Великий Князь Андрей Владимирович (1879-1956), Великий Князь Дмитрий Павлович (1891-1942), Великая Княгиня Елена Владимировна (1882-1957), Княгиня Императорской Крови Татьяна Константиновна, принявшая монашество и ставшая игуменьей Тамарой, и другие члены Династии Романовых.
Однако все довоенные благотворительные акции династии касались только эмигрантов. При всем желании Императорский Дом долгое время не мог направить какую-либо помощь своим советским соотечественникам. Во время Второй Мировой войны новый государь в изгнании Великий Князь Владимир Кириллович, унаследовавший права и обязанности Главы Династии после смерти отца в 1938 году, получил возможность оказать поддержку советским военнопленным.
В самый разгар войны Великий Князь узнал, что в Сен-Мало содержатся русские пленные, частью на материке, а частью на прибрежных английских островах, оккупированных немцами, и что положение их довольно трудное. В своих воспоминаниях (Владимир Кириллович, Вел. Кн., Леонида Георгиевна, Вел. Княг. Россия в нашем сердце. – СПб.: Лики России, 1995) Государь писал: «Другие военнопленные получали через Красный Крест помощь от своих правительств, посылки и письма из дома, а русским помощи было ждать неоткуда. Известно, какое отношение было к ним в России, всех их априори считали предателями, перебежавшими на сторону врага, так что можно себе представить, в каком бедственном положении оказались эти несчастные люди. Поскольку у меня был контакт с несколькими офицерами, мне с их помощью удалось немного помочь им. Когда я поднял этот вопрос, они проверили, и, насколько мне известно, положение наших пленных немного облегчилось. Они работали, главным образом, на строительстве укреплений. Тех, которые были на островах, я никогда не видел, а с некоторыми из работавших на материке потом несколько раз встречался, и мы разговаривали, они рассказывали мне про свою жизнь. Очень большой помощи, конечно, оказать им было невозможно, но даже то немногое, что удалось сделать, было для них светлым моментом в их печальном положении, когда они узнали, что хотя бы кто-то заинтересовался ими. Что с ними произошло потом, я не знаю. Когда после начала перестройки открылась возможность переписки, и я стал получать невероятное количество писем из России, я всегда надеялся, что кто-нибудь из них уцелел и напишет мне, но боюсь, что нет, потому что все, кто был возвращен, попадали в лагеря и очень многие погибали».
В завершение нашей беседы хотелось бы немного рассказать о некоторых аспектах организации сегодняшней благотворительной деятельности Российского Императорского Дома, руководствующегося знаменитыми словами Екатерины Великой: «Мы думаем и за славу себе вменяем сказать, что Мы сотворены для Нашего Народа, а не он для Нас». Как мы видели, заметной отличительной чертой крупных благотворительных ведомств и комитетов под покровительством Дома Романовых был их, если так можно выразиться, двойственный характер. Император являлся главой государства и как бы «отцом» всех своих подданных, из которых, собственно, и состояло российское общество.
Отсюда вытекало объединение, но не смешение государственных и общественных элементов в благотворительных ведомствах и комитетах под покровительством Императорской Фамилии. Их деятельность была делом, общим для народа-семьи и семьи-Династии. Такой порядок, был понятен и одобрялся общественностью, что выражалось в благотворительных пожертвованиях и безвозмездной службе в учреждениях призрения.
Поэтому, несмотря на утрату Российским Императорским Домом властной составляющей проводимой им благотворительной деятельности, в наше время сохраняется её общественный элемент.
То уважение к Династии, которое сохранили многие наши соотечественники к Императорской Фамилии и к Её Главе, каковой сегодня является Её Императорское Высочество Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна (р. в 1953), тот статус международно-признанной суверенной публично-правовой корпорации и культурно-исторической институции, которым и в республиканских условиях объективно обладает Российский Императорский Дом, обусловили после изменения в 1991 году политического режима возможность возрождения полноценного участия Российского Императорского Дома в развертывании благотворительной деятельности в нашей стране. В настоящее время, это участие обрело традиционные формы регулярной работы соответствующих учреждений, учитывающей опыт XIX и XX столетий.
Как мы уже видели, особенностью привлечения благотворителей к социальной деятельности Династии было то, что за пожертвования определенных сумм или безвозмездное непосредственное, живое, если можно так сказать, участие в мероприятиях находившихся по Высочайшим покровительством учреждений, они поощрялись видимыми знаками отличия и, даже, награждались медалями и орденами. В полном соответствии с этой традицией 8/21 ноября 2012 года в день Святого Архистратига Михаила Глава Российского Дома, как Верховная Начальница Российских Императорских и Царских Орденов, преобразовала учрежденный в 1988 году Её отцом, Е.И.В. Государем Великим Князем Владимиром Кирилловичем (1917-1992) Орден Святого Михаила Архангела и учредила при нем благотворительную Международную Ассоциацию.
Целью преобразования Ордена, учрежденного в честь 1000-летия Крещения Руси, 375-летия воцарения Династии Романовых и 50-летия восприятия Его Императорским Высочеством Государем Великим Князем Владимиром Кирилловичем прав и обязанностей Главы Российского Императорского Дома, является, как говорится в соответствующем Высочайшем указе, «ознаменование 400-летия окончания Смуты, восстановления Российской Государственности и всенародного призвания на Царство Нашего Дома и для укрепления и развития российских императорских традиций благотворительности».
Согласно Статуту Ордена им награждаются лица обоего пола за выдающиеся заслуги на поприще благотворительности и милосердия. Возведение в достоинство кавалеров Императорского Ордена св. Михаила Архангела производится Указами Главы Российского Императорского Дома. В общем порядке старшинства Императорских и Царских Орденов Орден Святого Михаила следует за Императорским и Царским Орденом Святого Станислава. Следует отметить, что, как и раньше, сопричисление к Ордену не сообщает Кавалерам и Дамам прав дворянства.
Орден имеет три степени: первая степень: Кавалеры и Дамы Большого Креста, носящие через правое плечо широкую орденскую ленту с большим крестом и звезду Ордена; вторая степень: Кавалеры и Дамы - командоры Ордена (Кавалеры носят орден среднего размера на шейной ленте, Дамы - на двойном банте на левой стороне груди); третья степень: Кавалеры и Дамы (Кавалеры носят Орденский крест на колодке, а Кавалерственные Дамы – на одинарной банте на левой стороне груди).
Знак Императорского Ордена Святого Михаила Архангела состоит из увенчанного Императорской Короной четырехконечного Черного Креста с расширяющимися концами с золотой каймой, звезды и Романовской (черно-желто-белой) ленты. На лицевой стороне знака в центре в розетке – круглый медальон, обрамленный синим кантом с золотой каймой, с золотистым изображением образа Святого Михаила Архангела.
На оборотной стороне знака в центре в синем медальоне изображен золотистый вензель Царя Михаила I Федоровича с датой «1613» и золотистый вензель Великого Князя Владимира Кирилловича с датой «1988».
Звезда Императорского Ордена Святого Михаила Архангела восьмиконечная. На медальоне в центре изображен в уменьшенном виде Крест Ордена, вокруг которого помещен орденский девиз «Милость и Истина».
Во исполнение предначертаний Главы Российского Императорского Дома в сфере благотворительности при Ордене Святого Михаила Архангела учреждается Международная Ассоциация Ордена Святого Михаила Архангела. В состав Международной Ассоциации Кавалеры и Кавалерственные Дамы Ордена, а также лиц, ещё не возведенные в достоинство Кавалеров и Кавалерственных Дам, но желающие поддержать благотворительные, милосердные, культурные и просветительские начинания Российского Императорского Дома в сотрудничестве с действительными членами Ордена.
Для лиц, не являющихся Кавалерами и Кавалерственными Дамами Ордена, учреждаются две степени отличия в Ассоциации: член Ассоциации - после вступления; офицер Ассоциации – после трех лет активной работы. Члены Ассоциации имеют право носить темно-бронзовую медаль с изображением на лицевой стороне Креста Ордена, а на оборотной – вензеля Главы Российского Императорского Дома, девиза «Милость и Истина» и номера медали. При повышении в звание офицера к ленточке медали прикрепляется пальмовая ветвь.
Прием в Международную Ассоциацию Императорского Ордена Святого Михаила Архангела по письменной рекомендации двух Кавалеров или Кавалерственных Дам Ордена Святого Михаила Архангела.
Ассоциация управляется Советом, который имеет право ходатайствовать перед Главой Российского Императорского о возведении Кавалеров и Дам Ордена в следующие степени и о возведении офицеров Ассоциации в Кавалеры и Дамы 3 степени Ордена.
Орденским праздником установлен день памяти Святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных (8/21 ноября). Этот день должен отмечаться совместным участием Кавалеров и Кавалерственных Дам, а также членов и офицеров Международной Ассоциации Императорского Ордена Святого Михаила Архангела в Богослужениях и особо значимыми делами милосердия и благотворительности от имени Ордена и Главы Российского Императорского Дома. В этот же день проводятся церемонии награждения новопожалованных Кавалеров и Дам и производства в следующие степени.
При организации благотворительных и культурных мероприятий Совет руководствуется указаниями Главы Российского Императорского Дома. Непременным правилом деятельности Ассоциации является то, что не менее 80 процентов собранных ею средств должны направляться на нужды благотворительности, милосердия и на поддержку духовности и культуры. При этом, никакие средства не могут быть направлены куда бы то ни было без письменного указания либо письменного согласия Главы Российского Императорского Дома.
Конечно же, благотворительная деятельность Российского Императорского Дома сегодня не ограничивается знаменательными датами и юбилеями. Все последние двадцать лет возглавления Династии Государыня уделяла самое пристальное внимания вопросам помощи нуждающимся соотечественникам. Особо хочется отметить заботу, которую при самом деятельном участии созданной ещё в 2002 году Канцелярии Её Императорского Высочества вот уже много лет Великая Княгиня проявляет о детях, находящихся вместе с осужденными матерями в пенитенциарных учреждениях. А ведь, этих ни в чем не повинных крошек в возрасте до 3-4 лет, первые дни жизни которых проходят в экстремальных, мягко говоря, условиях, у нас в России более шестисот.
При написании настоящей статьи были, в частности, использованы следующие материалы:
1. Галина Николаевна Ульянова, диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук «Благотворительность в Российской Империи. Конец XVIII – начало ХХ века». - М., на правах рукописи, 2006, 612 с;
2. Алексей Анатольевич Хитров, диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук «Дом Романовых и российская благотворительность. Вторая половина XIX - начало XX века. (По материалам Санкт-Петербурга-Петрограда и Петербургской-Петроградской губернии»). – СПб., на правах рукописи, 2009, 504 с.;
3. Наталья Михайловна Иванова, диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Милосердие и благотворительность в годы Первой Мировой войны (1914-1917 гг.). На материалах Петрограда». – СПб., на правах рукописи, 2002, 242 с.;
4. Сергей Иванович Гаврюшин диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Организационное устройство и деятельность Ведомства Учреждений Императрицы Марии (1797-1917 гг.)» - М., на правах рукописи, 2002, 176 с.;
5. Закатов А.Н., Нгуен Л.А. Развитие традиций династических благотворительности и попечительства как феномен российской культуры на примере дореволюционной России (Х в. – 1917 г.) // Международный форум «Интеллектуальная собственность XXI век». – М.: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, 2011. – 245 с. Материалы секции «Интеллектуальная собственность в сфере образования и творчества». - С. 142- 151;
6. Закатов А.Н. И в изгнании они были милосердны. // Добрые люди, февраль 2011 года).