Самоотверженно нести в толщу народа свет знаний и богатства культуры, оделять ближних нематериальными, но так необходимыми для полноценной жизни каждого человека духовно-нравственными благами – разве это не есть доброделание, именно, благотворительность.
На протяжении многих столетий российской истории ведущую роль в просвещении народа играла Православная церковь. Всячески поощряли образование и российские государи. Вспомним хотя бы введение Петром Великим обязательного образования для целого сословия – молодые дворяне, не получившие к определенному возрасту определенного образования отдавались бессрочно в матросы, причем, без права выслуги. Императрица Екатерина Великая положила начало регулярному женскому образованию в России. Её сын, Император Павел I, подавая пример дворянскому сословию, и стремясь распространить просвещение и на низшие слои населения, обязал создавать для детей удельных, живших на дворцовых землях крестьян специальные школы. Согласно § 194 Учреждения об Императорской Фамилии Экспедиции Уделов было предписано заводить во всяком приходе при церквах школы, «кои состоять должны под особым надзиранием приходских священников… А дабы установление сие не осталось без успеха, и чтоб каждый имел познание о догматах Православной веры, к лучшему оной соблюдению, и чтоб дети от 6 до 10 лет, не будучи в состоянии сносить никакой тягостной работы, время сие ко вреду своему праздно не провождали, сельским приказным крайне наблюдать за оным и уговаривать отцов, детей своих в школы посылать; однако же не чинить ни кому принуждения». При этом, однако, были предусмотрены и меры поощрения: «По окончании же каждого года, отбирая от учителей реестры об обучающихся, доставлять в Экспедицию Уделов, которая по долгу своему, отца за отличившегося в учении сына освобождает от дачи подвод в первые два наряда». Таким образом, родители успешно обучающихся школьников получали, выражаясь современным языком, налоговую льготу.
Бурные преобразования второй половины XIX века предъявили ещё более высокие требования к уровню народного просвещения. Решение задачи содействовать поднятию уровня образования самых широких масс, организации народных чтений, открытия библиотек и читален для фабричного и сельского населения, и, наконец, безвозмездного распространения в народе изданий книг и брошюр научного, нравственного и литературного содержания взяли на себя, наряду с государственными учреждениями, разного рода просветительные общества, комитеты, кружки и т.п.
Начиная с 1845 г., ещё в царствование Императора Николая I Павловича, а именно при нем на протяжении многих лет кропотливо подготавливалась крестьянская реформа 1861 г., в обеих столицах и крупных губернских городах стали возникать комитеты и общества грамотности. Этого рода просветительные организации, стремившиеся объединить все формы внешкольной работы со взрослым населением страны, отличала многоплановая деятельность. Они не только занимались изданием литературы для народа, осуществляли рассылку книг, открывали народные библиотеки-читальни, но и создавали вечерне-воскресные школы, курсы для взрослых, устраивали народные чтения и лекции, ставили любительские спектакли и проводили литературно-музыкальные вечера.
Деятельность двух столичных комитетов грамотности выходила далеко за рамки столичных городов и примыкающих к ним губерний. По существу их деятельность была всероссийской. В частности, комитеты грамотности выполняли функции центральных методических центров для всех участников процесса распространения грамотности в народе. Так, в помощь различным просветительским организациям при Московском комитете грамотности, преобразованном в 1895 году в общество, был создан музей наглядных пособий по обучению в воскресных школах, который в 1898 г. насчитывал 1 300 единиц хранения.
Два столичных Комитета и несколько губернских обществ грамотности оставались крупнейшими и ведущими просветительными общественными организациями и в конце XIX - начале XX вв.
Так, в середине 90-х годов в Петербургском комитете грамотности, созданном ещё в 1861 году, состояло 644 члена, в том числе 479 действительных членов и 95 сотрудников (остальные пожизненные и почетные члены). Силами примерно шестисот человек активных членов и сотрудников проводилась колоссальная работа. При комитете действовали 8 комиссий, в том числе: издательская, библиотечная, по оказанию помощи беднейшим учащимся в сельских школах, по устройству школы им. Энгельгарда, по составлению систематического обзора народной литературы, по собиранию сведений о народном образовании, по изданию сочинений А.В. Кольцова.
Самой значительной была деятельность Комитета по обеспечению народа книгами. У Петербургского комитета грамотности была большая библиотека из 8 тыс. 394 книг. Только в 1894 году Комитет разослал свыше 50 тыс. экземпляров различных книг. Тогда же на устройство сельских библиотек и читален силами комитета было собрано 5 тыс. рублей. Всего же, до преобразования в общество, за 35 лет своего существования (1861-1895 гг.) Петербургский комитет грамотности выполнил 126 изданий, общим тиражом свыше 2 миллионов экземпляров.
Одним из старейших было и Харьковское Общество распространения в народе грамотности (основано в 1869 году). За свою многолетнюю историю оно не раз было инициатором проведения всероссийских мероприятий в культурно-просветительном движении, а в его составе работали выдающиеся деятели народного просвещения. К их числу относятся ученый Н.Н. Бекетов, бывший бессменным председателем общества в течение 10 лет, известная просветительница Х.Д. Алчевская, открывшая на свои средства в Харькове одну из лучших частных женских воскресных школ в стране.
Большую активность Харьковское общество грамотности проявляло в 90-х годах XIX века. Оно открывало бесплатные библиотеки, издавало книги для народа, проводило народные чтения, организовывало занятия в воскресных школах. Еще в начале 90-х годов общество создало передвижной школьно-педагогический музей наглядных пособий, занимавшийся не только экспозиционной, но и лекционной работой.
Харьковское общество грамотности имело разветвленную структуру. В 1903 г. при обществе имелись следующие комитеты: сельских библиотек и народных читален, народного дома, санитарный, школьно-педагогический, справочно-педагогический. При обществе работали комиссии: народных чтений и с 1904 г. соединенная книжная комиссия всех городских народных библиотек общества. В распоряжении Харьковского общества грамотности в 1903 г. имелось 5 начальных школ, 1 декоративно-рисовальная, 2 воскресных школы.
Комиссия народных чтений при данном обществе устраивала чтения в 7 аудиториях самого Харькова, в том числе в исправительном арестантском отделении и в губернской тюрьме. Кроме того, она содействовала устройству чтений в 18 городах и селах Харьковской губернии.
Помимо этого, в распоряжении общества находилось 5 бесплатных библиотек-читален. Каждой библиотекой заведовал особый комитет. При первой библиотеке были организованы: каталожная комиссия и комиссия по устройству разумных развлечений для подписчиков. В 1904 г. по инициативе каталожной комиссии была учреждена соединенная книжная комиссия всех городских народных библиотек общества. Помимо городских библиотек, Харьковское общество грамотности силами Комитета сельских библиотек и народных читален в 1903 г. открыло 47 новых сельских библиотек. Всего же в ведении Комитета к 1 января 1904 г. находилось 357 библиотек.
В 1903 г. при Харьковском обществе грамотности действовало 5 уездных отделений, при которых были открыты следующие учреждения: 8 воскресных школ, 2 женские начальные школы, 6 бесплатных библиотек-читален в городах и 53 в Волчанским уезде; народные чтения устраивались при 4 отделениях, действовало 2 музея наглядных пособий и работала 1 комиссия народных развлечений. Важнейшим делом и крупнейшим культурно-просветительным учреждением Харьковского общества грамотности стал открытый 2 февраля 1903 г. Народный дом этого общества.
В 1906 г. при обществе состояло 3 ежедневных вечерних школы и 2 воскресных. Общество имело 14 филиальных отделений с комитетами во главе каждого в самом городе Харькове. Кроме того, у общества было уже не 5, а 6 уездных отделений в Харьковской губернии. Число воскресных школы вросло до 10-т, а библиотек-читален до 70. Те же масштабы работы Харьковского общества сохранялись и в 1910 г. Только в Харькове у общества грамотности имелось 3 ежедневных школы, 2 воскресных школы, 5 аудиторий народных чтений, 5 бесплатных библиотек-читален, склад картин для «волшебного фонаря».
Соответствующие общества действовали и в других городах. Еще с 1863 г. в России действовало Общество распространения просвещения между евреями, комитеты которого были открыты в 1867 г. в Петербурге, Одессе и других городах. В стране действовали также Киевское общество грамотности (с 1872 г.), Елизаветградское общество распространения грамотности и ремесел (с 1878 г.), Общество распространения грамотности среди грузинского населения в Тифлисе (с 1879 г.). На протяжении 90-х годов XIX века происходил рост числа комитетов грамотности, уже в 1894 г. их было 28 (вместо 6-ти, действовавших к началу 90-х годов). Затем, к их числу присоединилось Волынское общество грамотности, учрежденное в 1902 г. В Сибири к 1890 году было около 10-ти просветительных обществ. Они действовали в Томске, Барнауле, Енисейске, Минусинске, Красноярске, Омске, Тобольске, Тюмени и др.
Продолжало расширяться число уездных отделений уже имевшихся обществ грамотности. Так, в 1903 г. к имевшимся четырем (в том числе Волчанскому) уездным отделениям Харьковского общества грамотности было открыто еще одно - Старобельское уездное отделение.
Не менее значимыми в деле народного просвещения были такие организации, как общества распространения начального образования или попечения о народном образовании или народной школе. Раньше других мест такие общества возникли в следующих городах: в Ставрополе (работало с 1878 г., при нем действовала Комиссия народных чтений), в Троицке с уездом (1881 г.), во Владикавказе Терской области, для горцев (1882 г.), в центре Сибири - г. Томске (общество возникло в 1882 г.), а затем еще в некоторых Сибирских городах - в Енисейске и Барнауле (1884 г.), в Каинске (1885).
Во второй половине 80-х годов XIX в. такие же общества были открыты в Нижегородской губернии (1887 г.), в городах Минусинске и Семипалатинске (1887 г.), в г. Кунгуре с уездом (1888 г.), в г. Красноуфимске с уездом (1889 г.), в г. Нерчинске (1890г.). В 1891 г. было открыто Общество попечения о начальном образовании в Кустанайском и Актюбинском уездах Тургайской области. Всего в начале 90-х годов этой категории просветительных обществ, по нашим подсчетам, в России было 14. Благотворительных же организаций, поддерживающих образование, в 1894 году было 22 тысячи.
Другой формой общественной организации просветительной деятельности были разного рода комиссии. По сравнению с названными комитетами и обществами они имели более узкую направленность в работе. Самой распространенной формой были комиссии народных чтений. Но существовали также и другие, например, библиотечные комиссии. Они действовали и как самостоятельные организации (при каком-нибудь обществе, не имеющем отношения к просвещению), и как подотделы при каких-либо просветительных обществах. К началу 90-х годов XIX века комиссии народных чтений уже были созданы в таких городах, как Астрахань (с 1882 г.), Одесса (с 1882 г.), Тула (с 1884 г.), Ташкент (1876 г.). За 90-е годы XIX века их число быстро растет.
На поприще народного просвещения действовали еще и такие организации, как Общество распространения полезных книг (с 1861г. с Комитетом в Москве), Отдел распространения духовно-нравственных книг среди народа (с 1879 г. в Москве), Общество поощрения духовно-нравственного чтения в Петербурге (с 1876 г.), которые разворачивали работу в одном конкретном направлении — в плане приобщения народных масс к чтению. Более широкого профиля Общества вспомоществования лицам, стремящимся к образованию, работали в г. Николаеве с 1874 г. и в Тифлисе с 1881 г.
В общественно-педагогическом движении на протяжении второй половины XIX столетия участвовали наряду с чисто просветительными организациями учительские, а также педагогические общества. Во второй половине 90-х годов XIX века их тоже было немало: 111 организаций содействовали учащимся, 47 оказывали поддержку учителям.
К концу 90-х годов (в 1898 г.) число добровольных образовательных обществ, которые в той или иной мере содействовали просвещению народных масс, достигло 135.
В 1901 г. такие общества появились в Калужской губернии, в Киевской, Костромской (Пушкинское общество), в Екатеринбурге; в 1902 г. в Астрахани для станиц Астраханского казачьего войска, в Красноуфимске (при промышленном училище), в Нарве, в Ачинске; в 1903 г. в Архангельске и других местах. В 1901-1904 гг. среди общественности пользовались популярностью педагогические или семейно-педагогические кружки. В 1902 г. они возникли в Астрахани, Самаре, Шуе, Керчи, в 1904 г. в Екатеринославле, Двинске и других городах. К 1907 году численность просветительных и педагогических обществ достигла 247, в том числе на окраинах империи: в Сибири - 25 организаций, на Кавказе - 19, в Средней Азии - 8; остальные в Европейской части России.
Важными условиями для успешной деятельности общественно-педагогических организаций являлось наличие у них хорошей материальной базы, достатка финансовых средств, квалифицированного и работоспособного кадрового состава.
Финансовые средства просветительных и педагогических организаций слагались из членских взносов, предпринимательской деятельности и благотворительных поступлений. Потому в общественных организациях так приветствовалось наличие почетных членов, которые оказывали существенную материальную поддержку. Их членские взносы были на порядок выше, чем у остальных участников организации.
Необходимо отметить, что в целом общественно-педагогические организации были некоммерческими организациями, предпринимательство в них не являлось самоцелью, а лишь использовалось как способ для добывания средств для широкой безвозмездной работы с населением.
Педагогическое предпринимательство выражалось в издательско-библиографической деятельности, в изготовлении учебных пособий, оформлении кабинетов, сдаче в прокат учебных и наглядных пособий (литографий или туманных картин), в предоставлении распространителям книг их в кредит под 2-5% комиссионных, в театральной и концертной деятельности, а также в проведении платных народных чтений и публичных лекций и др.
Под руководством Священного Синода Просветительной деятельностью занимались церковные приходы. Выдающуюся роль в просвещении масс сыграли церковноприходские школы, которые пользовались личным императорским покровительством. В последней четверти XIX века государственные дотации на их содержание постоянно увеличивались (в 1884 г. государственные дотации составляли 55 тыс. рублей в год, а в 1894 году - уже 525 500 рублей, а в последующие годы до 4 954 645 рублей в год). За пятилетие с 1884 по 1889 год численность церковных школ увеличилась с 5 517 школ до 17 715. В 1896 году в ведении Священного Синода находилось 34 836 школ. Церковные пиходы так же открывали на базе церковно-приходских школ вечерне-воскресные школы для взрослых, повторительные классы, вели религиозно-нравственные чтения и беседы по воскресным и праздничным дням. Активную просветительскую работы вели также приходские попечительства при православных церквях и церковные братства. Такова, например, была деятельность Фарфоровского православного церковного попечительства на Шлиссельбургском тракте около Петербурга. Попечительством была создана целая сеть замечательных учреждений для образования рабочих.
Комиссии по различным видам внешкольного образования, такие, как комиссии по организации народных чтений, библиотечные комиссии и др. Подобные комиссии открывались в новых местах. Так, комиссии народных чтений были открыты в 1902 г. в Ковно, в 1903 г. в Ярославской губернии при Обществе содействия народному образованию и распространения полезных знаний, в 1904 г. в Новочеркасске. За период с 1901 по 1904 гг. на окраинах Российской империи получили распространение общества по устройству народных чтений. Так, на Кавказе, в 1902 г. такие общества были открыты в Баку (распространяло свою деятельность не только на город Баку, но и на Бакинскую губернию), в Тифлисе (аналогично работало на город и губернию), в 1903 г. Общество народных чтений было создано в г. Темир-Хан-Шуре и Дагестанской области. В Сибири в 1903 г. Общество народных чтений было открыто в г. Иркутске, а в 1904 г. в г. Якутске. В Средней Азии в 1901 г. было открыто Пушкинское общество в Ташкенте и в 1903 г. - Общество ревнителей просвещения в г. Верном.
После выхода в 1906 году Временных правил об обществах и союзах в ряде мест в 1906 г. были открыты новые общества содействия народному образованию, как, например: Кузнецкое, Вышневолоцкое, Бурлякинское сельское в Ярославской губернии. Оренбургское, Нижегородское, Качкарское приисковое общество, Талицкое Пермской губернии и др. Кроме того, в том же году возникло новое Библиотечное общество служащих и рабочих пермских пушечных заводов.
Среди новых форм общественных организаций, содействовавших народному просвещению, в указанный период были самостоятельные библиотечные общества, такие, как Томское общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек (1901 г.), Таганрогское общество устройства народных библиотек (1901 г.). В предреволюционный период стали появляться и комиссии санитарно-гигиенических знаний, как, например, Комиссия по распространению гигиенических и ветеринарных знаний при земской управе Ярославской губернии (1903 г.). Новым видом общественной просветительной деятельности стало созданное в 1903 г. в Козлове Общество по изготовлению световых картин для волшебного фонаря.
Культурно-просветительская инициатива охватывала всю Россию. В начале ХХ века стали организовываться национально-культурные организации. Так, на Украине в ряде городов были открыты украинские культурно-просветительные общества под общим названием «Просвита». В 1905 г. такое общество появилось в Одессе, а в 1906 г. были открыты Киевская, Подольская, Черниговская «Просвиты». Они создавали сеть сельских читален, организовывали вечера самодеятельности, читки произведений художественной украинской литературы.
Помимо «Просвиты», также возникли в 1905 г. Полтавская Комиссия народных чтений и Волчанское отделение Харьковского общества грамотности. Учебно-просветительные и благотворительные общества в местечках Богуславе и Святошине Киевской губернии. В Одессе в 1906 г. появилось Немецкое общество образования в Южной России. В Белоруссии в 1906 г. было открыто Могилевское общество просвещения и благотворительности.
В Прибалтике в 1906 г. возникли Эстляндское немецкое школьное общество. В Риге функционировало Ковенское общество «Солнце» для распространения просвещения между литовцами Ковенской губернии.
В Польше в 1906 г. было создано 8-мь просветительных обществ, в том числе: Польское общество просвещения. Общества просвещения «Свет» («Освята») в Мариамполе и Люблине, Лодзинское и Ченстоховское общества распространения просвещения, а так же Общество польской культуры и два библиотечных общества.
На Кавказе в 1905 г. возникло Общество просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области, в 1906 году начали работать Бакинское общество распространения грамотности среди мусульманского населения Бакинской губернии и Бакинское мусульманское просветительное общество «Ниджат», а так же Кубанское просветительное общество в Екатеринодаре, Осетинское издательское общество и Общество библиотеки-читальни тифлисских молокан-любителей распространения грамотности.
В начале ХХ века возникали новые формы общественной организации в сфере просвещения, одной из которых стала созданная в 1906 году в Петербурге организация всероссийского масштаба - «Лига образования». Идея создания такой организации возникла еще в 1890-х гг. среди членов Петербургского Комитета Грамотности. В марте 1906 г. в Петербурге состоялось собрание членов-учредителей Лиги, на котором был принят устав Лиги, и было избрано временное ее правление. Правление приступило к немедленному знакомству широких кругов населения с уставом Лиги и предложило приступить к созданию местных обществ Лиги.
По уставу в круг деятельности Лиги входили как общее образование (низшее, среднее и высшее), так и внешкольное образование. Лига занималась теоретической разработкой вопросов образования, проведением их в жизнь, основанием различных учреждений, соответствующих ее целям.
Лига образования имела сложную, разветвленную структуру. В состав Лиги входили правление Лиги, автономные областные отделы и съезды, как общие, так и частные. Областные отделы в свою очередь состояли из местных подотделов (комитетов). Местные отделы Лиги по ее заданию должны были стремиться сосредоточить в своем непосредственном ведении все учреждения внешкольного образования (воскресные школы, классы, курсы и т.д.), а так же библиотеки, читальни, образовательные музеи и чтения.
От имени Лиги образования было торжественно провозглашено открытие небывалого в России культурного учреждения – Педагогической академии. Уже в 1906 г., после учредительного съезда Лиги, пошло образование ее отделов по территориям.