Бесплатно

С нами Бог!

16+

22:52

Среда, 24 апр. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Культурно-просветительское движение в Российской Империи

29.04.2013 23:02

Когда мы говорим о благотворительности, то, прежде всего, думаем о материальной помощи малоимущим, сиротам, престарелым и инвалидам, о безвозмездном лечении больных, в крайнем случае, о содействии в предоставлении работы или жилья. Однако, к благотворительной деятельности мы, без сомнения, должны отнести и культурно-просветительскую работу.

Весной этого года в Петербурге образовалась комиссия по организации Северного областного отдела Лиги образования. Город был разбит на 14 районов и в 1906 г. в двух из них - Московском и Нарвском районах были созданы Общества образования под эгидой Лиги.

А первый областной отдел Лиги образования был создан в Москве 24 мая 1906 г. Причем, он распространял свою деятельность не только на  Москву, но и на всю Центральную Россию, охватывая проблемы школьные и внешкольные.

Московский отдел Лиги образования являлся союзом отдельных просветительных обществ, которые сохраняли свою самостоятельность. В Москве организовалась сеть районных комитетов Лиги. Осенью 1906 г. районные комитеты были открыты в Замоскворечье, на Пресне, под Москвой в Симоновской слободе. Кроме того. Совет Московского областного отдела Лиги образования учредил несколько комиссий, в том числе: библиотечную, по распространению книг в народе путем продажи, по вечерним и воскресным классам и школам.

К 1907 г. в Московский областной отдел Лиги образования вступили Московское педагогическое общество, Ученый отдел при Обществе распространения технических знаний, Комиссия бесплатных народных библиотек-читален. Комиссия по составлению коллекции теневых картин при Комитете для устройства в Москве музея прикладных знаний. Московское общество улучшения участи женщин, Общество друзей естественного воспитания.

Расширилось и число комитетов по районам. К уже открытым в 1906 г. трем прибавились еще три – Центрально-городской, Мещанский, Сущевский. А в провинции возникли Серпуховский, Тульский, Изюмовский, Звенигородский, Караваевский, Владимирский, Больше-Ижморский, Богородский, Петровско-Разумовский комитеты Московского отдела Лиги образования.

В Петербурге помимо Лиги образования действовали еще Общество школьного просвещения, Общество содействия внешкольному образованию, Педагогическая Академия, Университетское Общество, Центральная педагогическая библиотека. Кроме того, в Петербурге было еще 7-мь просветительных обществ, содействовавших Лиге образования. Помимо названных, имелось ещё 14-ть просветительных обществ, содействовавших Лиге образования в других губерниях.

Просветительской деятельностью, наряду с решением своих экономических задач, занимались и профессиональные объединения рабочих. В Москве с мая 1901 г. действовало созданное «Общество взаимопомощи рабочих в механическом производстве». Оно постепенно занялось просветительной работой. Общество начало проводить воскресные собрания рабочих, на которых выступали с лекциями и беседами ученые разных отраслей знаний. Тематика этих мероприятий была разнообразной - от общеобразовательных знаний до профессиональных.

Помимо этого, обществом организовывались литературно-вокальные и семейно-танцевальные вечера. Так же регулярно проводились общеобразовательные чтения с показом туманных картин с помощью волшебного фонаря. Помимо Москвы, подобные организации рабочих возникли в Минске, Гродно, Киеве, Одессе, Баку и других городах.

В 1902 году была создана Московская Комиссия народных чтений для рабочих. Главным ее направлением было воспитание в русских людях чувства патриотизма. Другое направление - это формирование православно-религиозных чувств в народе. Особого одобрения, заслуживает работа Комиссии по привитию народным массам музыкальной культуры.

Инициатором открытия чтений и курсов для московских фабрично-заводских рабочих выступил Великий Князь Сергей Александрович, являвшийся в то время Московским генерал-губернатором. Его инициативу поддержало высшее духовенство. Официально провозглашенной целью деятельности этой Комиссии являлось «содействие рабочим к повышению своего общего образовательного уровня в духе исконных православно-русских начал жизни и к приобретению ими, кроме того, полезных специальных знаний применительно к роду профессиональных занятий и условиям быта». Комиссию постоянно возглавляли представители высшего православного духовенства ближайших к Москве епархий.

Из документов Комиссии, в частности, из решения, принятого на ее заседании от 28 сентября 1909 г., очевидно, что Комиссия пользовалась непосредственным вниманием самого Государя Императора Николая II. В решении есть ссылка на телеграмму Николая II от 25 августа 1909 г. на имя Высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенского, в которой говорится о необходимости «всемерно и впредь не останавливаясь ни перед какими препятствиями, стремиться к расширению и углублению образовательно-воспитательного воздействия Комиссии на московскую фабрично-заводскую среду.

К уже имевшимся в распоряжении Комиссии аудиториям на 1909/1910 учебный год  вновь были открыты чтения в театральном помещении при фабрике «Эмиль Циндель» в Кожевниках в Москве, а также за пределами Москвы и Московской губернии — на фабрике Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве Владимирской губернии.

Причем основные расходы - 1 тыс. 596 рублей пришлись на аудиторию Исторического музея, где лекции читались с января по декабрь 1909 г. и в общей сложности был проведен 31 лекционный день. Всего же чтения были организованы в 13 аудиториях, и на их техническую организацию было затрачено 3 тыс. 914 рублей 83 коп. Кроме Исторического музея, чтения велись еще в нескольких аудиториях, в том числе в 2-х аудиториях Политехнического музея и в 4-х народных домах города, при фабрике «Эмиль Циндель» и других. Кроме названных аудиторий, чтения иногда устраивались в аудитории народного дома имени Цесаревича Алексея в Грузинах в Москве. Состав аудиторий для чтений данной Комиссии позволяет говорить об охвате ее работой основных пролетарских районов Москвы и о том, что Комиссии предоставлялись для чтений лучшие и центральные аудитории в городе, такие, как аудитории в Политехническом и Историческом музеях.

Широко была поставлена работа этой Комиссии не только по организации общеобразовательных чтений, но и по пропаганде музыкальных знаний и распространению музыкальной культуры в народе. В лучших аудиториях (таких, как аудитория Политехнического музея или концертный зал Московской консерватории) Комиссией регулярно устраивались лекции-концерты. При Комиссии был образован специальный музыкальный отдел, которым заведовал известный композитор, профессор Московской консерватории М.М. Ипполитов-Иванов. Под его руководством 6 декабря 1909 г. в Политехническом музее была устроена лекция-концерт по случаю 15-летия со дня кончины А.Г. Рубинштейна и 50-летию композиторской деятельности Ц.А. Кюи. А 2 февраля 1910г. в зале Московской консерватории им же была организована лекция-концерт для рабочих с исполнением музыкальных произведений солистами и солистками консерватории. Комиссия содержала на свои средства рабочий хор (769 рублей 05 коп. в 1909 г.) рабочий оркестр (612 руб. 39 коп. в 1909 г.). Комиссия оплачивала работу капельмейстера (40 рублей в месяц), покупку нот, ремонт музыкальных инструментов и доставку инструментов на чтения. По поручению Комиссии М.М. Ипполитовым-Ивановым был выработан проект дальнейших музыкальных занятий с рабочими. По плану были продолжены занятия с рабочими по обучению пению и оркестровой музыке. А с 10 октября 1910 г. по решению Комиссии были еще открыты еженедельные занятия с рабочими по обучению их музыкальной грамоте. Московская Комиссия народных чтений для рабочих тесно взаимодействовала с Попечительством о народной трезвости, используя аудитории народных домов Попечительства для устройства своих чтений. В 1913/1914 учебном году чтения этой Комиссии велись уже в 17 аудиториях, а уроки музыкальной грамоты в 5-ти. Кроме того, Комиссия осуществляла большую бесплатную раздачу рабочим своих изданий.

В феврале 1904 г. возникло «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Петербурга». Эта организация тоже начала устраивать различные просветительные учреждения. Например, ею были открыты читальни с монархической и религиозно-нравственной литературой, организованы лекции и чтения с использованием волшебного фонаря на темы, одобренные охранным отделением полиции. Организацией устраивались концерты и семенные танцевальные вечера, заполнявшие досуг рабочих.

В конце 1905 г. и начале 1906 г. во многих городах возникает целый ряд организаций - рабочих клубов и близких к ним образовательных обществ. Так, в Петербурге на Большой Охте возник рабочий клуб «Самообразование». Всего в Петербурге было создано 25 рабочих клубов, в Москве - 7, в Риге - 10, в Баку - 3. Кроме названных городов рабочие клубные организации действовали в Киеве, Костроме, Орле, Ростове-на-Дону, Смоленске и некоторых других городах. Это были стабильные в организационном плане учреждения, имевшие свои уставы и руководящие органы. Основными формами этой работы были рефераты, лекции, дискуссии. Но при клубах работали библиотеки и читальни, являвшиеся культурно-просветительными учреждениями для рабочих.

Большое значение приобрели рабочие общества самообразования. Они возникали, начиная с весны 1906 г. и особенно в 1907 г. В 1907 г. лишь в Петербурге действовало восемь обществ самообразования, в том числе Просветительное общество «Ученье свет - неученье  тьма» на Васильевском Острове, Общество самообразования «Луч» на Рижском проспекте, общества «Просвещение», «Наука и жизнь», «Знание - свет», Сампсониевское общество образования на Выборгской стороне и др. Накануне Первой мировой войны в стране действовало около 100 рабочих просветительных обществ. Цели обществ самообразования были чисто просветительными. Они занимались распространением образования, посредством устройства лекций, школ, библиотек, читален, проведения экскурсий, организации «просветительных народных развлечений».

Идеи просветительства нашли отклик и в среде предпринимателей. Прекрасным примером, в этой связи, была деятельность семьи бумажных фабрикантов Варгуниных, открывшей на свои средства четыре вечерне- воскресных школы за Невской заставой Петербурга, финансировавшей просветительные и благотворительные заведения Шлиссельбургского тракта.

В Первопрестольной Московское общество народных университетов предложило Товариществу Московской кружевной фабрики, Торговому Дому Вл. Щенкова с сыновьями, Торговому Дому Фрида Баера и компании, фабриканту Ш.М. Кацевичу, Торговому Дому К.О. Жиро с сыновьями, владельцу красильной фабрики А. Александрову и другим организовать общую для всех этих фабрик фабричную школу в виде «Общеобразовательных вечерних чтений» с выделением бесплатной аудитории. На содержание школы требовалось 3-3,5 тыс. рублей в год совместных затрат фабрикантов, и для каждого в отдельности эти затраты не были бы значительными.

Далее услугами Общества народных университетов пожелали воспользоваться и промышленные заведения других участков, как, например, фабрика братьев Александровых, фабрика Товарищества Эмиль Циндель, соседние с нею фабрики - Даниловская Мануфактура, Товарищество Прохоровской Мануфактуры, завод Бари и другие. Администрацией фабрики Товарищества Альберта Гюбнера, где образованию рабочих всегда придавалось большое значение и уделялось особое внимание, где издавна существовала прекрасная начальная школа для детей рабочих и служащих и вечерняя школа для самих рабочих и служащих, были устроены лекционные чтения 2 раза в неделю. Таким образом возникли «Общеобразовательные вечерние чтения» в районе I участка Хамовнической части города Москвы и лекционные чтения для рабочих фабрики Товарищества Альберта Гюбнера.

Предвоенное десятилетие ХХ века в России было временем бурного роста и кооперативного движения. В это время по темпам роста российская кооперация вышла на одно из первых мест в мире. Если в 1904 г. насчитывалось всего около 4 тыс. кооперативных ассоциаций, то к 1913г. их было уже более 25 тыс., в том числе 11 тыс., кредитных и ссудно-сберегательных товариществ, 7,3 тыс. потребительских и около 4 тыс. сельскохозяйственных обществ, более 3 тыс. сельскохозяйственных товариществ, свыше 400 других видов кооперативов (производственных, строительных, страховых, складских и т.п.). Причем основной прирост численности кооперативов пришелся на предвоенное пятилетие. Основная масса из них - 80% - возникла в деревне. К 1915 г. в стране было уже более 30 тысяч кооперативов.

Перед Первой мировой войной в одной только Харьковской губернии было свыше 300 кооперативных учреждений, среди которых имелось более 200 кредитных товариществ, 46 сельскохозяйственных обществ, 46 потребительских обществ, 18 ссудно-сберегательных товариществ.

Кооперативные организации преследовали не только экономические цели, но и играли более или менее заметную просветительную роль. Они проявляли заботу о повышении культурно-образовательного уровня своих членов. На их средства открывались просветительные учреждения, как, например, библиотеки, школы, выдавались стипендии для учащихся детей их малоимущих членов.

Правления кооперативов создавали группы добровольцев из своих членов, а общее собрания выделяли особые культурно-просветительные комиссии. Начиная с 1905 г., возникло новое течение - при кооперативах стали открываться уставные кружки, например, музыкально-драматические, театральные, хоровые, литературно-художественные и т.п.

Кружки при кооперативах действовали как в центре, так и на окраинах империи.

Вплоть до первой мировой войны и в годы войны самыми известными кружками оставались Стрижевский, Николо-Комьянский Вологодской губернии, Ново-Севастопольский, Северного рудника на юге России, в центральном районе - Татищевский Ярославской губернии, Прудковский Смоленской губернии, «Солидарность» и другие.

Кружковцы проводили беседы, организовывали лекции, устраивали литературные вечера и ставили спектакли. В театральных постановках исполнителями были сами рабочие и крестьяне. Причем, относились к этой работе все ее участники с особой серьезностью и вдумчивостью.

Кооперативы включились в движение по открытию Народных домов - комплексного культурно-просветительного учреждения. Первый почин в Харьковской губернии был сделан Дробышевским кредитным товариществом, которое выделило 12,5 тыс. рублей на постройку здания для Народного дома и затем полностью финансировало его содержание, выделяя по 1 тыс. 400 рублей в год.

Одним из самых крупных и разветвленных культурно-просветительских общественных организаций было созданное в 1894 году Попечительство о народной трезвости. К началу XX века Попечительство располагало имуществом на сумму в 6 млн. 778 тыс. рублей, в том числе 334 зданиями, в которых размещалось 1011 разного рода учреждений. Оно содержало 379 вечерних и воскресных классов для взрослых, 3 тыс. 266 библиотек и читален, 415 книжных складов. Попечительство проводило народные чтения в 488 городских и 5005 сельских аудиториях.

О масштабах самой организации можно судить по следующим данным. Так, в 1903 г. общее число комитетов и отделов попечительств о народной трезвости достигло 765, в состав которых входило 14 тыс. 894 обязательных членов, 654 члена, назначенных Министерством финансов, 534 члена, приглашенных председателями губернских комитетов и 168 почетных членов. Помимо того, к личному составу принадлежали 12 тыс. 541 участковый попечитель и 15 тыс. 736 членов-соревнователей. Из общего числа первых 17,4% составляло духовенство, 14,5 % землевладельцы, 11,8% земские начальники, 11,1% чиновники и офицеры, 10,1% земледельцы, 8,9% учителя, 7,3% лица свободных профессий, 5,1 % служащие в общественных учреждениях, 5% крестьяне и казаки, занимавшие общественные должности, 8,8% составляли прочие лица. В числе членов-соревнователей духовенству также принадлежало первое место - 17,3 %. В целом, весь личный состав попечительства достиг 44 тыс. 527 лиц, что составляло в среднем на каждый комитет или отделение 58 человек.

Именно эта организация возглавила движение по созданию народных домов как наиболее комплексных культурно-просветительных учреждений. Первый в России крупный попечительский, а по сути дела государственный, народный дом был открыт в Петербурге в декабре 1900 г. Этот народный дом получил имя своего августейшего покровителя – императора Николая П. Дом пользовался наибольшей популярностью среди трудящихся столицы, особенно у монархически настроенной части рабочего класса.

Движение по открытию народных домов комитетами Попечительства трезвости в первое десятилетие XX века распространилось по всей стране. Открытие народных домов было не единственным направлением в деятельности Попечительства. Огромной популярностью в народной среде пользовались такие учреждения Попечительства трезвости, как дешевые народные чайные и столовые, народные театры, а также музыкальные классы и школы хорового пения. Отвлечению трудящихся от злоупотребления крепкими напитками способствовали 3 тыс. 857 чайных и чайно-столовых, которые в 1903 г. посетило 69 тыс. 941 человек. Более половины чайных и столовых (2 тыс. 180) выписывали периодические издания (газеты и журналы), остальные имели читальни или библиотеки-читальни. Общее число библиотек и читален, содержавшихся за счет Попечительства трезвости, в 1903 г. составило 3 тыс. 266, из них читален - 413, библиотек - 1 тыс., 67, библиотек-читален - 1 тыс. 786. Кроме того, 327 посторонних библиотек получали от Попечительства помощь либо книгами, либо деньгами. Число абонентов в библиотеках Попечительства достигло 760 тыс. человек, а число посещений составило 6 млн. 547 тыс. Попечительство трезвости располагало также 415 книжными складами, тогда как земства имели в 1903 г. всего 150 книжных складов.

В 1905 г. число библиотек-читален Попечительства выросло до 4 тыс. 333, число посторонних библиотек, субсидируемых попечительством – до 453. В 1905 г. число абонентов в библиотеках организации превысило 1 млн. 97 тыс. человек, а число посетителей в них - 8 млн. 201 тыс. Число книжных складов возросло на 80 складов и составило 495.

Впечатляет своими масштабами и работа Попечительства по устройству народных чтений. Так, в 1903 г. чтения устраивались в 5 тыс. 413 местах, в том числе в 488 городах и 5 тыс. 5 внегородских поселениях. Всего было устроено 62 тыс. 32 чтения за год (в среднем по 11 чтений на каждый пункт). В 1905 г. число устроенных чтений достигло 71 тыс. 201, а число пунктов, в которых они устраивались 6 тыс. 713. Общее число посетителей чтений за 1905 г. составило 10 млн. 918 тыс. человек.

Значительная работа проводилась Попечительством о народной трезвости и по организации народных театров, хоров, оркестров и многих других видов культурной работы с населением.

Другим общероссийским учреждением, активно участвовавшим в просвещении масс, было Русское Техническое общество (действовало с 1866 года). При нем работала Постоянная комиссия по техническому образованию, которая через отделения общества налаживала развитие сети учебных заведений для рабочих в виде школ и курсов по всей стране. разного рода учебные заведения для рабочих, в том числе: 2 школы десятников, 4 технических курсов, 3 курсов черчения и рисования и 12 общеобразовательных курсов (всего 21) К 1906 г. только в одном Петербурге действовало 46 учебных заведений Русского Технического общества. Среди них были 8 специальных школ и курсов (строительных десятников, печатников, электротехников, курсы черчения и рисования, книжной торговли, железнодорожников), 1 ремесленное училище по механическому делу, 4 подготовительно-профессиональных класса, 14 классов для рабочих, 19 начальных школ для детей рабочих.

Помимо общественных организаций просветительством в России занимались и частные лица. Они открывали просветительные учреждения на собственные средства. Таких лиц было немного. Среди них такие деятели народного образования, как С.С. Старынкевич, открывшая в Петербурге Владимирскую женскую воскресную школу, О.В. Кайданова, организовавшая женскую воскресную школу в Тифлисе, Х.Д. Алчевская, создавшая женскую воскресную школу в Харькове, которая стала не только комплексным культурно-просветительным учреждением (с библиотекой, музеем и внешкольными досуговыми мероприятиями), но и методическим центром по внешкольному образованию взрослых. На средства самой Алчевской издавались труды педагогов-просветителей, учебно-методическая литература и др. В Сибири примером такой частной инициативы была деятельность известного просветителя П.И. Макушина.

Наряду с «Лигой образования» новой формой общественной организации культурно-просветительного движения стали общества народных университетов, в число слушателей которых принимались все желающие без различия пола и профессий, возраста и ценза образования. Главными слушателями университета были представители малообразованных классов - рабочие и мелкие служащие.

Первым из таких обществ стало Московское общество народных университетов было зарегистрировано 27 мая 1906 г. 10 октября 1906 года было зарегистрировано Петербургское общество народных университетов.

Общества народных университетов были достаточно крупными организациями. Так, к концу 1906 г. в Петербургском обществе было 652 члена и 5 коллективных членов, 3 провинциальных и 2 Петербургских общества. Чтение лекций началось уже с 21 марта 1906 г. В распоряжении общества было 169 лекторов.

В других губерниях столичный почин был подхвачен в Воронеже, Саратове, Екатеринбурге, Ашхабаде, Казани Нижнем Новгороде и Киеве. В 1906-1907 гг. вопросы об учреждении народных университетов были подняты в Вятке, Курске, Баку, Астрахани, Ростове-на-Дону, Пскове, Либаве, Твери, Орле, Полтаве, Ялте, Ярославле, Одессе, Смоленске и других городах. Еще три города, в которых были открыты общества народных университетов в то же время - это Харьков на Украине, Томск и Красноярск в Сибири. Позже общества народных университетов были открыты в Тифлисе, Пскове, Либаве, Орле, Полтаве, Твери, Ялте, Астрахани, Ярославле, Смоленске.

Народные университеты, кончено же, не были обычными академическими учебными заведениями доступными для простого народа. Их целью вовсе не являлась подготовка новых ученых или как можно большего числа специалистов разных отраслей знаний с высшим образованием. Главной задачей народных университетов было распространить образование на тех, кто по возрасту уже не мог сидеть на школьной скамье или не был в состоянии посвящать все время занятиям. Их нужно было пробудить к самообразованию и научить с пользой употреблять свой досуг. Взрослым слушателям университета нужно было дать верный взгляд на жизнь, приучить их с пользой и правильно мыслить, пробудить в них духовную жизнь. Подробнее о методах работы народных университетов я расскажу на следующей лекции, которая будет посвящена различным формам внешкольного образования взрослых в Российской империи.

Версия для печати