Бесплатно

С нами Бог!

16+

04:57

Четверг, 12 дек. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Внешкольное образование взрослых в Российской Империи

17.03.2013 13:59

Существует, к сожалению, до сих пор достаточно широко распространенное заблуждение, что самодержавие является принципиальным противником просвещения трудящихся масс.

Со временем большинство воскресных школ преобразовались в вечерне-воскресные, теперь занятия в них велись не только раз в неделю – в воскресенье, но и в рабочие дни - вечерами.

Все воскресные школы были бесплатными и существовали на средства их создателей и пожертвования. Преподаватели школ работали бесплатно или получали незначительное жалование от земств, комитетов и обществ грамотности.

Школы делились на мужские, женские и смешанные. По социальному составу учащиеся были преимущественно рабочие и работницы, мелкие служащие и мастеровые в городских школах, и крестьяне и крестьянки в сельских. Возрастной состав учащихся колебался от 9 лет и до 60 лет. Основную группу составляли преимущественно молодые ученики (до 20 лет) и ученики среднего возраста (30-40 лет). Например, в школе Х.Д. Алчевской в 1894/1895 учебном году контингент учениц был 536 человек разных возрастов от 9 лет до 51 года.

Численность учащихся воскресных школ зависела от местности (город, село) и от принадлежности школы (частная, фабричная, общественная, земская, церковная) и колебалась от 30-100 человек до 500-800 и даже до 1-2 тыс. человек.

Содержание обучения в воскресных школах приравнивалось к содержанию обучения в начальных народных училищах. Обязательную основу программы составляло обучение грамоте, чтению, письму, арифметике, закону Божьему. Но в зависимости от возможностей учащих, а, главное, от запросов учащихся, программа дополнялась другими предметами. Например, в женских школах это было рукоделие - кройка, шитье, вязание, в фабричных школах – различные профессиональные навыки, в школе при Гальванической роте - математика и элементарный курс физики, в некоторых школах – иностранные языки. В ряде школ велись занятия по литературе, истории, географии, естествознанию. Поскольку в вечерне-воскресные школы принимались лица с разным уровнем подготовки, то и классы образовывались с учетом этого. Были классы для совсем неграмотных, были повторительные классы для тех, кто окончил или хотя бы посещал, но не окончил начальную школу.

Все участники учебного процесса в воскресных школах отмечали необычайно высокий интерес к учебе у взрослых учеников. Их добросовестность, ответственность вызывали неизменную симпатию со стороны преподавателей. В отдельных школах успехи в обучении были поразительными. Например, в Днепровском уезде в 15-ти воскресно-вечерних школах среди всех учеников обучалось 310 совершенно неграмотных учеников-вечерников, из них 257 усвоили грамоту и письмо за первый год обучения. О тяге к знаниям крестьян свидетельствовал тот факт, что крестьяне посещали вечерние занятия даже во время наступивших уже полевых работ, возвращаясь с поля усталыми, они просиживали в школе за книгой до 12 часов ночи.

Ученики вечерне-воскресных школ не только получали в них образование, но и культурно проводили свой досуг с помощью  проводившихся экскурсий, помещения библиотек-читален, праздничных концертов, литературно-музыкальных вечеров и спектаклей.

Таким образом, воскресные школы не просто решали проблему грамотности населения, а создавали вокруг себя совершенно иную культурную и нравственную среду для жизни населения. Благодаря деятельности воскресных школ, в сочетании с деятельностью других просветительных учреждений, число грамотных людей в Российской империи росло гораздо быстрее, чем число учеников за школьной партой.

В общей сложности к 1 января 1900 г. воскресные школы, созданные и поддержанные частной инициативой, имелись в 175 городах Российской империи, в том числе в 61 губернском, 106 уездном, 8 заштатных и областных.

К началу XX века 182 воскресных школы были открыты и епархиальным ведомством. К началу XX века воскресные школы уже были открыты и такой организацией, как Попечительство о народной трезвости. В 1903 г. у  него было 379 вечерних и воскресных классов с 17 тыс. 244 учащимися в них. Причем, 182 вечерних и воскресных класса действовали в учреждениях самого Попечительства, а 197 - субсидировались Попечительством, но принадлежали разным организациям, в том числе земствам. Кроме того, помимо общеобразовательных классов у Попечительства трезвости были ремесленно-столярный класс в селе Богоявленье Нижегородской губернии, и музыкальные классы в городах Красном и Бугуруслане. В 1905 г. у Попечительства было 597 вечерних и воскресных классов, помимо этого, еще 258 тех же классов другой принадлежности субсидировались Попечительством трезвости.

Наряду с образовательными учреждениями Попечительства трезвости, в 1904 г. имелось 17 воскресных школ (не считая Пензенской и Уфимской губерний) для рабочих казенных винных складов. В Уфимской же губернии воскресные школы были учреждены к этому времени при всех винных складах. В Московской губернии вечерние классы для рабочих винных складов были устроены Постоянной комиссией по техническому образованию. В Пензенской губернии в воскресной школе при винном складе были устроены еще классы кройки и шитья. 

В 90-е годы XIX века в связи с промышленным подъемом в России и развитием технического прогресса в индустрии забота об образовании рабочих стала насущной необходимостью не только для общественности, но и для владельцев фабрично-заводских предприятий и их администрации.

В это время при крупнейших заводах, типа Путиловского в Петербурге, возникают вечерне-воскресные школы на 1-2 тыс. человек. Самый известный опыт в организации вечерне-воскресных фабрично-заводских школ для рабочих был у семьи бумажных фабрикантов Варгуниных, открывшей на свои средства вечернюю школу за Невской заставой в Петербурге для жителей этой рабочей окраины. Следующим начинанием этой семьи стало открытие школы на Шлиссельбургском тракте. Кроме того, в 90-е годы Н.А. Варгунин пожертвовал уездному земству значительный земельный участок в селе Смоленском на Шлиссельбургском тракте для строительства здания, предназначенного для 5-ти школ. Еще им был завещан под школу обширный дом в селе Александровском. В итоге на небольшом пространстве было открыто 4-е школы: в селе Александровском, в селе Смоленском, Корниловская школа в доме № 65 по Шлиссельбургскому тракту (самая большая) и ее отделение - у церкви Михаила Архангела. Эти школы пользовались уважением не только учащихся в них, но и всего населения тракта. Они не только были общеобразовательными центрами, но и культурно-нравственными.

В конце 1890-х годов на средства фабрикантов и заводчиков были открыты воскресные школы и классы для рабочих при целом ряде предприятий. В их числе были вечерние классы для рабочих мануфактурной фабрики А.Я. Балина во Владимирской губернии; вечерние классы для рабочих писчебумажной фабрики М.Г. Кувшинова в Тверской губернии; курсы для рабочих-текстильщиков в Иваново-Вознесенске и другие.

Примером предпринимательской активности в сфере образования взрослых может служить инициатива, возникшая у владельцев российских горнопромышленных предприятий. Уже к 1900 году на значительном большинстве горнопромышленных предприятий Юга России, Урала и Царства Польского были устроены воскресные школы для рабочих. Фабриканты и заводчики при этом не просто преследовали цель повысить уровень образования и квалификации рабочих кадров предприятий, но и также пытались при помощи внешкольных учреждений решить ряд нравственно-воспитательных задач.

В начале 1900-х годов на средства фабрикантов и заводчиков воскресные школы и классы для рабочих продолжали открываться не только в горнозаводском производстве, но и при предприятиях других отраслей промышленности, например, писчебумажной и текстильной. Крупным событием для рабочих стало открытие воскресной школы в Перми (еще в 1897г.). В начале XX века эта школа широко развернула свою работу среди мастерового люда города. По свидетельству А.О. Новикова, рабочие охотно посещали школу, они «с большим вниманием» изучали историю, литературу, обществоведение, задавали учителям много вопросов.

Аналогичное положение сложилось и в Одессе в начале XX века, где свыше 1 тыс. взрослых учащихся посещали вечерне-воскресные школы. К воскресной школе тянулись и рабочие Щербиновского рудника в Донбассе. Здесь они не только получали знания, но и прекрасно проводили свой досуг. При школе действовала хорошая библиотека-читальня, устраивались спектакли, литературные вечера, чтения, лекции и т.д.

Необычайная жажда знаний привлекла учениц-работниц в женскую воскресную школу, открытую в Тифлисе в конце XIX века и активно работавшую в начале XX века.

Широкую и заслуженную известность в начале XX века приобрела Смоленская вечерне-воскресная школа в Петербурге, в которой рабочие не только овладевали грамотой, основами научных знаний, но и обретали стремление к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. В этой школе рабочих особенно увлекало преподавание литературы. Смоленская вечерне-воскресная школа работала фактически по программе народного университета. Запросы рабочих не ограничивались простыми уроками. Поэтому в школе регулярно устраивались публичные лекции, которые пользовались широкой популярностью у рабочих учеников. Здесь же была разработана программа образовательных и развивающих экскурсий, продумана система применения полученных знаний в практической деятельности учащихся.

Для рабочих такие формы занятий были особенно привлекательными. Как правило, на каждую экскурсию собиралось до 100 и даже более человек. Рабочие посещали выставки Русского технического общества, Горный и Зоологический музеи. Ботанический сад, Пулковскую обсерваторию, художественные выставки, театры, литературные вечера. «...Кажется, не осталось ни одного музея в городе (а речь идет о Петербурге), - вспоминал М. Солоницын, - в котором мы не побывали и не осмотрели бы подробно...».

Таким образом, фабрично-заводские воскресные и вечерние школы -  самые крупные по числу учащихся-тружеников играли важную роль в деле просвещения масс.

К 1903 году в целом в стране по ведомству Министерства народного просвещения насчитывалось 749 воскресных школ, и 445 повторительно-дополнительных классов. Кроме того, 316 училищ для взрослых принадлежало ведомству Священного Синода.

В Ревеле Эстляндской губернии ещё с 1836 года действовала мужская евангелическо-лютеранская воскресная школа гильдии Святого Капута. Школа. Школа работала в воскресенье по 4 часа и 9 месяцев в году. В ней преподавались такие предметы, как русский и эстонский языки, закон Божий, история, география, пение. Другая мужская воскресная Вышгородская евангелическо-лютеранская школа действовала с 1865 года, занятия происходили в воскресные дни по 2 часа, учебный год продолжался 9 месяцев. В школе преподавались русский и эстонский языки, закон Божий, география и пение. А в 1900 году в Ревеле были открыты ещё две воскресных школы уже православного исповедания, мужская и женская. В них занятия также велись 9 месяцев по 3 часа каждое воскресенье. В обеих школах преподавались русский язык, история, география, закон Божий и пение.

В 1903 и 1904 гг., новые воскресные школы были открыты в Варшавском учебном округе в городе Радоме. Первая мужская воскресная школа занималась с рабочими по воскресным дням с 14 до 17 часов. Предметы преподавания в школе были следующие: русский язык, польская грамматика, закон Божий, начала арифметики. Занятия происходили в помещении 4-го одноклассного училища Радома. Вторая воскресная школа была открыта тоже в Радоме для взрослых работниц в мая 1904 г. Предметы преподавания в этой школе были те же, что и в мужской воскресной школе. Обе воскресные школы получали пособия от Попечительства трезвости.

20 марта 1907г. последовали изменения в порядке открытия внешкольных учреждений. Новые правила об уроках и курсах для взрослых предусматривали их учреждение для изучения грамоты, общеобразовательных и специальных предметов или тех и других вместе. Программа преподаваемых предметов в классах и на курсах теперь могла не только соответствовать одноклассным и двухклассным или городским и промышленным училищам, но могла быть специально выработана и утверждена для этих внешкольных учебных заведений.

Сисленный рост внешкольных учреждений образования взрослых продолжался. По сравнению с 1903 годом, к январю 1911 года общее число воскресных школ и классов выросло почти в 1,5 раза (в 1903 году их было 1194, а в 1911 году стало 1776 школ и классов.

Динамика развития числа воскресных школ такова: 1862 г. – 316 воскресных школ (в основном сельских), через 30 лет, к началу 1890-х гг. - около 300 городских воскресных школ. На 1 января 1900 года - 300 школ общественных в 175 городах России и 182 школы церковного ведомства, а также многие тысячи сельских воскресных школ земских; 1903 год - 749 воскресных школ и 445 повторительных и дополнительных классов (всего 1194); 1905 год - 549 воскресных школ и 385 классов (всего 934); 1911 год - 1776 воскресных школ и классов с преобладанием повторительных классов. Это статистика городских воскресных школ и классов. Сельские воскресные школы исчислялись уже многими тысячами.

Грамотным рабочим для дальнейшего образования и приобщения к ценностям культуры необходимы были разнообразные виды культурно-просветительных учреждений. Одной только воскресной школы для удовлетворения их умственных и эстетических запросов со временем уже становилось явно недостаточно. Поэтому другим видом внешкольного образовательного учреждения стали различные вечерние и воскресные курсы для взрослых. Их можно подразделить на общеобразовательные и профессиональные. Деление это весьма условно, так как на общеобразовательных курсах, как правило, велись дополнительные занятия по разным профессиям, а на профессионально-технических давались элементарные общеобразовательные знания. Среди профессиональных курсов, самыми распространенными были курсы рукоделия для женщин и по рисованию и черчению для мужчин.

Вечерне-воскресные курсы открывались, в основном, для рабочих, ремесленников и служащих в городах, а также в больших селах, где находились промышленные предприятия. Основной почин в открытии таких учебных заведений был сделан Русским Техническим обществом, которое действовало в России с 1866 г. В 1894 г. на 2-ом Всероссийском съезде по техническому и профессиональному образованию (в Москве) деятелями профессионального образования было принято решение организовать сеть общеобразовательных школ и курсов для рабочих. Затем в течение нескольких лет, с 1894 по 1897 гг., была проведена значительная подготовительная работа. В 1897 г., в осуществление этого решения, в Москве Русским Техническим обществом были основаны самые крупные в стране общеобразовательные Пречистенские курсы для рабочих, на которых в отдельные периоды обучалось до 1,5 тысяч слушателей, а преподавательский состав достигал 200 человек. Позже обществом были открыты подобные учебные заведения и в других городах.

На конец 90-х годов курсы имелись также профессионально-технические курсы при отделениях Русского Технического общества на местах: в 7-ти отделениях общества, в том числе: в Иваново-Вознесенске - одни рабочие курсы с 1899 г., в Московском отделении - двое курсов с 1897 г., в Одесском - двое курсов с 1891 и с 1898 гг., в Саратовском - одни с 1899 г., Харьковском - одни с 1898 г., а также в Ревельском отделении Эстляндской губернии и Либавском отделении Курляндской губернии. Таким образом, к концу XIX века общее число курсов Русского Технического общества составило девять.

Решение 2-го съезда по техническому и профессиональному образованию реализовывали и местные органы самоуправления. На их средства были открыты профессиональные вечерне-воскресные курсы по рисованию и черчению в 1895 году в Севастополе, Одессе (при городском ремесленном училище), Николаеве; в 1896 году в Екатеринбурге, Пермской губернии (при реальном училище), в Екатеринославле, в Тюмени, Тобольской губернии; в 1897 году в Оренбурге (при первом городском трехклассном училище), Белостоке, Гродненской губернии, Пинске, Минской губернии и г. Ковно; в 1898 году в Семипалатинске; в 1899 году в Одессе при школе ремесленных учеников Цесаревича Алексея и в других городах.

Версия для печати