Бесплатно

С нами Бог!

16+

20:12

Вторник, 16 июл. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Внешкольное образование взрослых в Российской Империи

17.03.2013 13:59

Существует, к сожалению, до сих пор достаточно широко распространенное заблуждение, что самодержавие является принципиальным противником просвещения трудящихся масс.

Если сравнивать профессионально-технические рабочие курсы Русского Технического общества и аналогичные учебные заведения, открытые городскими думами, то можно заметить, что первые отличались прежде всего более обширной программой обучения. По существу это были скорее общеобразовательные курсы с профессиональным уклоном. Число общеобразовательных предметов на курсах технического общества было несоизмеримо большим, чем на аналогичных курсах другой принадлежности. Соответственно и срок обучения на них длился не один год, как на других курсах, а два-три года.

Классы в этих учебных заведениях делились на младшие с преподаванием только общеобразовательных предметов по программе одноклассного начального училища и на старшие, где кроме образовательных предметов за курс двухклассного училища велись занятия по специальным предметам, таким, как технология, механика, черчение и др. На некоторых курсах открывались еще и третьи, специальные классы.

Черчение преподавалось геометрическое, проекционное и техническое. Среди других предметов преподавались следующие: арифметика, математика, геометрия, физика, телеграфирование, механика, технология, сопротивление материалов, курс паровых котлов и машин, естествознание, химия, электротехника, а так же русский язык, география, история, немецкий язык и Закон Божий. На национальных окраинах иногда на курсах преподавались национальные языки, например, латышский и польский языки. Самыми распространенными дополнительными предметами на курсах были математика, геометрия, физика.

Занятия, главным образом, проходили по вечерам и реже по воскресным дням. Но были и вечерне-воскресные курсы. Продолжительность занятий составляла 1,5-2 часа, в течение 5-6 дней в неделю. Общая продолжительность учебного года на курсах составляла 7-9 месяцев, начинались курсы с сентября-октября и заканчивались в апреле-мае.

Что же касается профессиональных курсов, открытых органами местного самоуправления, то общее число курсов, открытых за вторую половину 1890-х гг., составило 20-ть.

Большая часть рабочих курсов были бесплатными, лишь на некоторых из них взималась необременительная плата, размер которой был либо 35 коп. в месяц, либо 1-2 руб. в год. Курсы открывались и содержались на местные средства – отчисления из бюджета городских обществ. Существенным подспорьем для них были и пожертвования фабрикантов и заводчиков, а так же местных обществ трезвости. В  ряде случаев курсы открывались благотворительными обществами, как, скажем, Задвинским латышским благотворительным обществом. Некоторое число курсов получали государственную субсидию от Министерства народного просвещения. 

В начале XX века вечерне-воскресные курсы для взрослых открывались, в основном, для рабочих, ремесленников и мелких служащих в городах, а также в больших селах, где находились промышленные предприятия. В городах курсы помогали рабочим и ремесленникам совершенствовать свои навыки по ряду индустриальных профессий.

Со временем образовательные и профессиональные (сельскохозяйственные) курсы появились и в сельской местности, где с их помощью крестьянское население приобретало полезные знания в области обработки земли, животноводства, пчеловодства и в других областях сельскохозяйственного производства.

Курсы были не только учебным, но и культурно-досуговым учреждением. Они заполняли полезными занятиями все свободное время трудящихся, отвлекали их от вредных привычек (в частности пьянства), создавали возможность не только приобрести профессиональные навыки, но и приобщиться к сокровищам культуры. В библиотеках училищ, при которых работали курсы, слушатели получали доступ к литературе. Силами преподавателей и слушателей часто устраивались литературно-музыкальные вечера, чтения, организовывались праздники и экскурсии. Поэтому курсы по праву можно отнести к числу культурно-просветительных учреждений дореволюционной России.

Главным результатом деятельности внешкольных образовательных учреждений частной и общественной инициативы было то, что за 1890-е гг. к плодам просвещения приобщилось немалое число взрослых людей разного социального положения и разных профессий. В результате этого, к началу XX века в стране уже отчетливо проявилась тенденция к более быстрому росту числа образованных людей.

С начала XX века число профессионально-технических курсов для рабочих и ремесленников продолжало расширяться. В основном, это были также курсы по рисованию и черчению. Открывались они, главным образом, при реальных или ремесленных училищах. Так, в 1903 г. такие курсы были организованы при Екатеринбургском реальном училище Пермской губернии, при городском 3-классном училище Оренбурга, при Златоустовском ремесленном училище.

Основной целью всех курсов было оказать помощь ремесленникам и рабочим, не получившим никакого профессионального образования и по возрасту не имеющим возможность учиться в технических и ремесленных училищах. Большинство слушателей курсов на всех трех отделениях составляли чернорабочие, слесари, маляры. Основными предметами на курсах были разные виды черчения, а также технология металлов, телеграфирование. Одновременно, организаторы курсов заботились о полезном досуге рабочих.

В 1903 г. по данным Министерства Народного Просвещения в  его ведомстве действовало 500 воскресных и вечерних курсов для рабочих. Из них 270 действовало в Европейской части России. В Царстве Польском было 3 курсов, в Средней Азии - 12.

В Кавказском учебном округе, где действовало 215 курсов, у рабочих Баку, Батума, Тифлиса также отмечалось горячее желание учиться. Например, в Баку  были организованы вечерние рабочие курсы. При открытии планировалось 100-150 курсистов. В реальности записалось на курсы 700 человек. Администрация учебного заведения, отдавая «полную дань уважения» жажде знаний взрослых учеников, сообщала, что «ни дождь, ни холод, ни теснота классных помещений не мешали им посещать курсы». Даже в свободное от занятий дни ученики «массами» собирались возле школы, где шли занятия курсов с другими группами учащихся. Они «жадно прислушивались и ловили каждое слово преподавателя».

Примером вечерних общеобразовательных курсов были курсы в Тифлисе.  Целью курсов, было дать возможность людям, по условиям жизни вынужденным работать, закончить общее образование, а затем помочь им в самообразовании. Для лиц, получивших среднее образование, курсы давали возможность его пополнить и освежить.

Предметы для пополнения общего образования читались на всех трех отделениях. Так, математика, русская словесность (заметим, это в Тифлисе), физика и ботаника – читались для всех отделений курсов. Новейшая история, законоведение, психология, Закон Божий, химия, космография, физическая география, анатомия и физиология читались для всех трех отделений аудиторно. Сверх того, раз в неделю устраивались лекции по отдельным вопросам.

Курсы были устроены в виде публичных лекций. За полный курс лекций в течение учебного года плата составляла не выше 10 рублей в год, за отдельные группы предметов - 2 рубля, а входная плана на один вечер - 20 копеек. Оплата курсов слушателями распределялась по полугодиям. За счет этой платы приобретались учебные пособия, шло освещение помещения, оплачивались работа сторожей и смотрительниц курсов. Сложившийся вокруг курсов кружок лекторов работал, несмотря на то, что  курсы были платными, совершенно бескорыстно, безвозмездно. Помещение предоставлялось второй Тифлисской мужской гимназией бесплатно.

В августе 1906г. в Оренбургском учебном округе действовали 3-е курсов для взрослых - в Оренбурге, Екатеринбурге (Пермской губернии), в Златоусте (Уфимской губернии). В Западно-Сибирском учебном округе действовало двое курсов - в Тюмени (Тобольской губернии), и в Семипалатинске. Это были курсы черчения и рисования. Но в Тюмени на курсах преподавалась еще математика и физика.

В Одесском учебном округе, в который входили промышленные города Юга России, профессиональные курсы для рабочих и ремесленников действовали в 1906 г. в городе Александровск, Екатеринославской губернии, в Севастополе, Симферополе, в Одессе (трое, в том числе одни отделения Русского Технического общества), в Екатеринославле, в Николаеве (двое). В Харьковском учебном округе рабочие курсы были в Харькове (с 1 тыс. человек учеников, аналогичные московским Пречистенским), кроме того, курсы были на станции «Люботин» Харьковско-Николаевской железной дороги, в Сумах при рафинадном заводе (содержались на средства владельца завода П.И. Харитоненко).

В Киевском учебном округе рабочие курсы, причем бесплатные, действовали в трех пунктах - в городах Умани, Тараще, Звенигородке (все курсы общеобразовательные).

В Казанском учебном округе на 6-ть губерний округа имелось  2-е курсов в Астраханской и Саратовской губерниях. Причем в Саратове курсы были открыты постоянной комиссией по техническому образованию при Саратовском отделении Русского Технического общества. Эти курсы были общеобразовательными, включали две ступени подготовки. В 2-х младших классах первой ступени преподавались только общеобразовательные предметы, а в 2-х старших классах второй ступени, кроме общеобразовательных предметов, велись предметы специальные - технология, механика, физика, геометрия, черчение.

В Виленском учебном округе  вечерние рабочие курсы в начале XX века работали в 3-х городах - Белостоке Гродненской губернии, Пинске Минской губернии, Ковно.

В Рижском учебном округе, рабочие курсы для взрослых действовали в разных местах. Так, в Лифляндской губернии в 1900 году было открыто вечернее училище для ремесленников при русской ремесленной артели в городе Риге. Занятия велись с сентября по май месяц, вечерами, по 3 часа ежедневно. В этом училище были образованы два отделения. Первое - общеобразовательное, с преподаванием русского и немецкого языков, чистописания, арифметики, геометрии, отечественной истории и географии, Закона Божьего, рисования и начального черчения. На втором, специальном отделении, преподавались рисование и проекционное черчение, специальное черчение, каллиграфия, деловая корреспонденция, бухгалтерия, физика, алгебра, арифметика и геометрия. Учение было платным. На общем отделении - 7 рублей в год, а на специальном - 10 рублей в год. 

Кроме того, с 1898 г. в Риге работали вечерние курсы для ремесленников, которые содержало Задвинское латышское благотворительное общество. Занятия проходили на курсах ежедневно, кроме субботы, по 2 часа, вечерами. Преподавались русский и латышский языки, арифметика, черчение и рисование, а также закон Божий. Оплата учебы составляла 2 рубля в год.

В Риге действовали также вечерние женские курсы для евреек-ремесленниц. Они работали на базе женского еврейского начального училища с сентября по май, 5 дней в неделю (кроме пятницы и субботы). Предметы преподавания на курсах были следующие: русский язык, арифметика, Закон Божий.

Еще в Риге работали вечерние курсы при двух мужских начальных училищах - Торенсбергском и Екатериндамбском. Курсы были платными, по 2 рубля за год обучения. Работали они по 8 месяцев, по 6 дней в неделю (кроме воскресенья). Основные предметы на курсах - это Закон Божий, русский язык, арифметика и рисование.

В Курляндской губернии, в городе Либаве, при местном отделении Русского Технического общества с 1898 г. постоянно работали вечерние (ежедневные, кроме субботы) курсы черчения и рисования для взрослых ремесленников и мастеровых. Помимо профильных предметов на курсах преподавались арифметика, основы физики и механики, а также курс паровых котлов и машин. Плата за обучение на курсах составляла 1,5 рубля в месяц или 12 рублей в год.

В Эстляндской губернии, в Ревеле действовали вечерние классы для рабочих, открытые Русским Техническим обществом. Они работали 7 дней в неделю по 8 месяцев в году. На них было два класса. В первом, кроме рисования и черчения, преподавались русский язык, арифметика и Закон Божий. Во втором классе преподавались Закон Божий, русский язык, арифметика, физика, геометрия, рисование и черчение, а также история и география. Плата за занятия была небольшой - от 50 до 75 копеек в месяц.

В первом десятилетии XX века у такой общественной организации, как Русское Техническое общество, уже была своя налаженная сеть учреждений внешкольного образования взрослых в виде классов и курсов. По неполным данным, содержащимся в справке общества, представленной в Министерство народного просвещения, в 1906 году разного рода учебные заведения и курсы имелись при 13 отделениях общества. У Бакинского отделения - одно учебное заведение работало с 1903 г., у Донского - тоже одно, с 1902 г., у Екатеринославского отделения - два, с 1905 г., у Иваново-Вознесенского - одно, с 1899 г., у Кавказского - одно, с 1901г., у Киевского - два, с 1901 и 1902 гг., у Либавского - три, у Московского - два, с 1897 г. (в том числе Пречистенские классы или курсы), у Нижегородского - одно, с 1903 г., у Николаевского - одно, с 1903 г., у Одесского - два, с 1891 и 1898 гг., у Саратовского - одно, с 1899 г., у Харьковского - три, с 1898 и 1903 гг.

Среди этих учебных заведений было 2-е школы десятников, 4-ро технических курсов, 3-е курсов черчения и рисования и 12-ть общеобразовательных курсов.

В начале нового века в обеих столицах - Петербурге и Москве продолжали свою работу вечерние и воскресные общеобразовательные курсы для рабочих, которые были организованы Русским Техническим обществом в 1897 году по типу народного университета. На рубеже ХIХ-ХХ веков по примеру столиц подобные курсы были открыты и в некоторых других городах - промышленных и культурных центрах России.

Так, в 1901 году в Харькове под руководством видного ученого, географа и ботаника, профессора А.Н. Краснова были открыты рабочие общеобразовательные курсы, построенные по типу народного университета. Эти курсы пользовались огромной популярностью среди рабочих Харькова. А для деятелей внешкольного образования они стали крупным методическим центром, где отрабатывались приемы и методы обучения взрослых.  Вообще Харьков и Харьковская губерния имели прекрасные традиции культурно-просветительной работы с населением, в том числе и в области внешкольного образования взрослых.

Среди всех рабочих курсов, конечно же, особое место занимали Пречистенские курсы в Москве. С момента их основания в 1897 г., занятия на курсах велись в общих классах для неграмотных и малограмотных слушателей по программе городской начальной школы, а для уже имевших начальное образование рабочих был открыт специальный класс по более сложной программе. В 1902 году был создан второй курс специального класса, предназначенный для тех, кто уже прошел программу первого курса. В том же году был открыт женский специальный класс. Чуть позже были созданы специальные группы, которые готовили своих слушателей к экзаменам на звание народного учителя.

Слушателями низшей школы были, в основном, малограмотные и неграмотные неквалифицированные рабочие.  Преподаватели отделения низшей школы в течение 1-2-х лет стремились дать своим слушателям максимум основных сведений с учетом их запросов. Помимо предметов начальной школы, в программу курсов этого отделения были включены изучение литературы, истории, географии, природоведения.

В средней школе в течение 3-х лет учащимся давалось систематическое среднее образование. Это отделение посещали квалифицированные рабочие, конторщики, приказчики, служащие.

Занятия были платными. Плата за обучение на курсах составляла от 31 до 74 рублей. Занятия велись ежедневно с 18 до 23 часов, а в 1 классе - с 19 до 22 часов. По воскресным дням на курсах велись практические занятия по естествознанию и устраивались чтения по общественным наукам.

С января 1906 года при этих курсах было открыты еще курсы по энциклопедии высшего знания, то есть практически высшее учебное заведение с 2-х годичным курсом обучения. На это отделение принимались лица со средним образованием или окончившие общеобразовательное отделение курсов. Преподаватели высшей ступени обучения на курсах стремились расширить умственный кругозор слушателей, углубить их интерес к науке, удовлетворить самые разнообразные запросы. На этом отделении читались вполне законченные научные циклы - от сельскохозяйственных наук и химии до философии и теории права. Причем интересно, что на этой, высшей ступени обучения, среди слушателей преобладали рабочие.

Версия для печати