Бесплатно

С нами Бог!

16+

02:10

Среда, 17 июл. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Внешкольное образование взрослых в Российской Империи

17.03.2013 13:59

Существует, к сожалению, до сих пор достаточно широко распространенное заблуждение, что самодержавие является принципиальным противником просвещения трудящихся масс.

Стремясь сделать народные университеты максимально доступными для широких слоев трудящихся, их организаторы пришли к мысли о необходимости создания средней народной школы, которая могла бы выполнять функцию подготовительного факультета университета. Поэтому важным звеном Московского общества народных университетов стала секция народной средней школы, созданная в 1907 году. Целью работы этой секции было сделать доступным среднее образование для трудящегося населения города. Перед секцией стояла задача организовать в каждом районе Москвы образовательную среднюю школу для взрослых. Эта средняя школа по своей программе должна была примыкать к начальной школе.

Первая общеобразовательная средняя школа для взрослых Общества народных университетов была открыта в Москве 26 января 1907 года. В школу принимались лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, имевшие подготовку в объеме начального народного училища.

Курс обучения был рассчитан на три года. Здесь изучались русский язык и литература, математика, история, естествознание, другие предметы. Основной контингент слушателей школы составляли конторщики,  приказчики и рабочие московских заводов и фабрик. Многие приходили в школу из отдаленных районов города. Занятия продолжались 4 раза в неделю в вечернее время. Уже в течение первого года работы секции народной средней школы, численность учащихся общеобразовательных классов выросла более чем в 4 раза. Всех учащихся объединяла общая цель - это желание учиться, продолжать образование. Один из преподавателей так характеризовал своих учеников: «Это взрослые люди с весьма серьезными запросами на образование, страстно желающие учиться...».

Особое место в работе Московского общества народных университетов занимала секция воскресных чтений. Она преследовала цель дать учащимся средних учебных заведений общее образование, которое не дает средняя школа. Поэтому при этой секции были созданы три отдела. Первый отдел был представлен такими науками, как астрономия, химия, физика, геология, землеведение, антропология, доисторическая археология. Ко второму отделу были отнесены биология, анатомия, физиология, гигиена, психология, философия. Третий отдел составляли политическая экономия, история хозяйства и быта, конституционное право, законоведение, всеобщая и русская история, всеобщая и русская литература, история искусства и музыки.

Каждая воскресная лекция была платной - за одночасовую лекцию взималось 15 коп., а за двухчасовую - 25 коп.

Еще одна секция Московского общества народных университетов - музыкальная - представляла собой народную консерваторию с классами хорового пения, регентским классом, классами сольного пения и музыки для наиболее талантливых учеников. Народная консерватория была вполне автономной в системе учебных учреждений Московского общества народных университетов. Она располагала своими собственными средствами. Центральное место в ее деятельности занимали хоровые классы. От поступавших в них учеников требовалось только наличие элементарного музыкального слуха. Главной целью занятий в этих классах было не только дать навыки хорового пения, но и дать основы общего музыкального образования, развить музыкальный вкус у учащихся. Общее число учащихся в народной консерватории превышало 700 человек. Возглавлял народную консерваторию профессор Московской консерватории, известный композитор и пианист-виртуоз С.И. Танеев. В ее организационный комитет входили композиторы и музыкальные деятели: А.Т. Гречанинов, А.Д. Кастальский, Е.Э. Линева.

При Московском обществе народных университетов со временем была организована еще одна секция - народного театра во главе с художником В.Д. Поленовым.

Что касается аудиторий для университета, то городские власти бесплатно предоставляли обществу народных университетов аудитории в Политехническом музее и губернской земской управе. Начиная с 1907/1908 учебного года с разрешения Министра народного образования П.М. фон-Кауфмана по ходатайству попечителя Московского учебного округа для чтения лекций народного университета были предоставлены аудитории Московского университета - зоологическая и ботаническая - в свободное от лекционных занятий со студентами университета время. Заботясь о расширении числа аудиторий средней общеобразовательной школы, особенно в рабочих районах, Московское общество народных университетов в 1910 году вело переговоры с фабричными инспекторами разных участков об открытии общеобразовательных курсов университетского общества при фабриках и заводах Москвы и Московской губернии. Вскоре обществом были открыты «Общеобразовательные вечерние чтения» в районе 1-го участка Хамовнической части Москвы для рабочих нескольких фабрик и заводов, а также лекционные чтения для рабочих фабрики Товарищества Альберта Гюбнера. Со стороны фабрикантов была оказана материальная поддержка обществу. Выделены помещения для занятий и денежная помощь для их организации.

С февраля 1907 года начало действовать Воронежское общество народных университетов. Еще были открыты общества народных университетов в Саратове, Риге, Екатеринбурге, Казани и Киеве, Ашхабаде, Нижнем Новгороде, Вятке, Курске, Баку, Астрахани, Ростове-на-Дону, Пскове, Либаве, Твери, Орле, Полтаве, Ялте, Ярославле, Одессе, Смоленске и других городах.

Активным центром пропаганды научных знаний среди трудящихся масс являлось Кубанское общество народных университетов, учрежденное в мае 1907 года в Екатеринодаре. За лето 1907 года была проведена вся необходимая подготовительная работа - подобраны помещения, изысканы средства на обеспечение университета учебными наглядными пособиями. И в октябре 1907 года университет был открыт. Для решения просветительных задач обществом университетов были организованы в городе систематические общеобразовательные курсы. Общество приступило к устройству университетского народного дома. За 2,5 месяца работы университета в 1907 году, было прочитано 9 лекций по естественным наукам, 11 по медицине, 11 по историко-филологическим наукам и 1 лекция по общественно-юридическим наукам. 

Для лучшего усвоения курса слушателями сразу при входе в аудиторию им вручались программы-конспекты лекций, а на обороте вручаемого листка приводился список популярной литературы, относящейся к теме лекции, а также вопросы для выяснения, насколько понятна слушателям лекция. Все лекции по естественным и медицинским наукам сопровождались опытами, демонстрацией препаратов и специально изготовленных рисунков.

Плата за часовую лекцию была установлена в размере 5 коп. Лекторам выдавалось вознаграждение по 3 рубля за часовую лекцию и по 5 рублей за двухчасовую. Помимо аудиторной работы со слушателями, активисты общества проводили общеобразовательные экскурсии. Кроме того, велись занятия по искусству.

Деятельность общества не ограничивалась только Екатеринодаром. Его лекторы выезжали для выступлений во многие южные города и станицы Кубанского края.

Успешно шла работа народного университета в Тифлисе. Здесь были объединены усилия двух обществ - общества народных университетов и общества внешкольного образования. Их усилиями была создана система последовательных общеобразовательных курсов и налажено систематическое чтение лекций академического цикла. Слушатели изучали отечественную и всемирную историю и литературу, политэкономию, право, психологию, медицину, физику, математику, механику и другие науки. С учетом многонационального состава жителей Тифлиса, занятия и лекции велись на русском, грузинском, азербайджанском, армянском, еврейском и осетинском языках. Около 70% слушателей курсов и лекций составляли рабочие.

Плодотворная работа обществами народных университетов велась в Воронеже, Варшаве, Екатеринославле, Казани, Киеве, Нижнем Новгороде, Пскове, Самаре, Саратове, Смоленске, Харькове и других городах.

С учетом текучего состава слушателей, и считаясь с ценностью времени для трудового населения, местные народные университеты давали сконцентрированный курс по каждой отдельной научной дисциплине. Выбирая лишь главное, важное и отбрасывая все второстепенное, все, что рассчитано было исключительно на память, преподаватели университета давали одну или другую научную дисциплину за 5-10 лекций. 

Концентрированные учебные курсы по каждой отдельной научной дисциплине читались практически во всех народных университетах. Так, например, в Казанском народном университете в 1907 году было прочитано 10 лекций по химии, 12 по медицине и 12 по юридическим наукам.

Одновременно с созданием обществ народных университетов, в России были открыты также высшие учебные заведения для народа по частной или общественной инициативе, такие, как Вольная Высшая школа в Петербурге профессора П.Ф. Лесгафта (1906 г.), Народный университет в Томске П.И. Макушина (1915 г.), Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского (1908 г.), Оренбургский Вольный университет А. Киселева, Варшавский народный университет и «Университет для всех» в Варшаве (1906 г.), Народный университет в Нижнем Новгороде (1915-1916 гг.). и др.

Народные университеты, создаваемые частными лицами и общественностью, были новаторским типом учебного заведения, открывавшим путь к освоению университетской программы более широким слоям населения.

Это были просветительные комплексы, объединявшие в единую структуру высшую («академическое отделение»), общеобразовательную среднюю («научно-популярное отделение») и многоотраслевую профессиональную (для усовершенствования и переподготовки «людей практики») школы.

«Академическое отделение» названных университетов подразделялось на группы (циклы) предметов, в общих чертах соответствовавшие учебным программам факультетов государственных университетов. Курс обучения в Московском и Томском народном университетах был трехлетним, в Нижегородском - двухлетним.

Народные университеты второго типа представляли собой негосударственные («вольные») высшие учебные заведения, к которым относились высшие курсы, институты, университеты. По своему статусу они были общественными или частными учреждениями и не субсидировались государством.

Между 1900-1917 гг. в России насчитывалось более 80 общественных и частных высших учебных заведений, состав которых постоянно менялся. Основной массив составляли 29 учебных заведений университетского типа.

Среди первых народных университетов второго типа была Вольная высшая школа в Петербурге, основанная в 1906 году при Петербургской биологической лаборатории профессора П.Ф. Лесгафта. Школа содействовала всем желающим в получении высшего образования без различия пола, веры, социального положения. Она обеспечивала слушателям не только приобретение научных знаний, но и усвоение научных методов исследования. При школе действовали курсы двоякого рода: высшие академические и популярные. На академических курсах было три факультета - социальный, биологический, педагогический.

Популярное отделение представляло собой серию курсов общеобразовательного характера. Каждая серия - ряд лекций, связанных общей программой. Но каждая 2-х-часовая лекция, в то же время, предполагала изложение цельного предмета. Лекции читались по разным частям города. Слушателями являлись все желающие. Плата за посещение лекций была незначительной - 5 копеек за лекцию. За 6 лекций нужно было уплатить 25 копеек.

Варшавский народный университет также был учрежден в 1906 году. Главные предметы, которые преподавались в университете, - это польский язык, арифметика, география история, рисование. Помимо этого отделения, было открыто практическое отделение с техническими предметами - рисованием, механикой, электротехникой. Слушатели первого отделения университета делились на кружки по 25-40 человек. Помещение для занятий предоставлялось бесплатно частными лицами и частными учебными заведениями. Оплата труда преподавателей составляла 1 руб. в час. При университете была открыта библиотека с читальней.

В числе частных учебных заведений, дававших знания в объеме высшего учебного заведения были Петербургские общеобразовательные курсы А.С. Черняева, открытые им еще в 1902 г.

Первоначально курсы являлись средним учебным заведением для взрослых людей, в которое принимались лица обоего пола не моложе 15 лет. Классы формировались сообразно подготовке, имевшейся у поступающих на курсы лиц. С января 1906 года на курсах было создано еще одно отделение - курсы по энциклопедии высшего знания. Они представляли собой высшее учебное заведение с 2-х годичным обучением. На курсы принимались лица обоего пола, получившие среднее образование или закончившие общеобразовательное отделение тех же курсов А.С. Черняева. Стоимость обучения составляла 25 рублей за полугодие. Занятия устраивались в вечерние часы, с 18 до 23. Преподавание научных дисциплин велось в доступной форме, но при строго научном изложении предмета.

Другим частным высшим учебным заведением были Оренбургские высшие курсы А. Киселева, которые назвались Оренбургским Вольным университетом. Целью этого учебного заведения было дать возможность всем желающим закончить среднее образование и получить высшее. Слушателями его являлись лица обоего пола всех вероисповеданий. В учебных курсах университета проходились все предметы средней школы и главнейшие предметы высшей школы. Лекции читались вечерами на трех факультетах университета - физико-математическом, историко-филологическом, юридическом.

Среди вузов высшей народной школы ведущим был Московский городской университет им. А.Л. Шанявского. Основан он был на крупные пожертвования (300 тыс. рублей), сделанные с этой целью Москве известным общественным деятелем и меценатом Альфонсом Леонидовичем Шанявским.

30 мая 1906 года Московская городская дума утвердила проект положения об университете и поручила немедленно приступить к его организации. Преподавателями университета являлись лица обоего пола, имеющие ученую степень, составившие себе имя в литературе, науке или в данных областях преподавания или известные своими познаниями и дарованиями попечительскому совету. 

Слушателями университета могли быть лица, достигшие 16 лет, независимо от сословия, вероисповедания и имущественного положения. Отсутствие документов об образовании не должно было служить препятствием для зачисления слушателей. Занятия в народном университете начались 2 октября 1908 года. Его слушателями стало около 400 человек - рабочие московских предприятий, мелкие служащие, чиновники, учителя, гимназисты. К концу первого года в университет уже состояло 975 слушателей. В нем было открыто три факультета: общественно-юридических наук, историко-философский факультет и естественноисторический факультет.

Обучение слушателей было двухуровневым, поэтому в университете действовали два отделения. Первое отделение университета было научно-популярного характера. Второе - академического характера. Подготовка слушателей на научно-популярном отделении преследовала цель дать им знания в объеме средней школы с тем, чтобы подготовить слушателей к занятиям по академическому циклу дисциплин. Основную массу слушателей научно-популярного отделения составляли фабрично-заводские рабочие (до 47 %). Большинство из них освобождалось от платы за обучение и снабжалось бесплатными трамвайными билетами.

Академическая ступень обучения была нацелена на получение  слушателями систематического высшего научного образования. На этой ступени занимались слушатели либо окончившие первую ступень, либо все желающие, имевшие необходимые знания в объеме средней школы. Учебный план академического отделения включал в себя все основные предметы университетского курса. В университете была установлена предметная система обучения.

Слушателям предоставлялось право посещать как весь цикл лекций по предмету, так и отдельные курсы по выбору. Большое внимание в работе со слушателями уделялось лабораторным и практическим занятиям. В этом состояло одно из основных отличий в организации процесса обучения в университете Шанявского от организации учебного процесса в учебных заведений высшей школы, устроенных обществами народных университетов (в последних упор делался на лекционную систему занятий со слушателями).

При университете Шанявского были созданы и оснащены по последнему слову техники лаборатории, где проводились научные исследования, вошедшие в золотой фонд отечественной и мировой науки. университет имени А.Л. Шанявского превратился в крупный научный центр. В стенах университета, например, родилась, как экспериментальная наука, отечественная кристаллография. В физической лаборатории под руководством П.Н. Лебедева проводились магнитометрические исследования вращающихся тел. Большую работу по оснащению московских лечебниц рентгеновскими аппаратами вела лаборатория под руководством П.П. Лазарева.

Наряду, с естественнонаучной и общетехнической подготовкой, университет давал своим слушателям хорошее гуманитарное образование. Вполне полновесными были курсы русской и всеобщей истории, истории общественной мысли, государства и права.

В 1912 году была закончена постройка специального здания для университета им. А.Л. Шанявского на Миусской площади. Здание было просторным и позволило расширить масштабы учебной и научно-исследовательской работы университета. Если в 1910/1911 учебном году в университете обучалось 1 тыс. 735 слушателей, то в 1913/1914 - уже 5 тыс. 372 слушателя, а в 1916 г. - 7 тысяч слушателей. В 1913 и 1914 гг. на историко-философском факультете академического отделения университета учился выдающийся поэт России С.А. Есенин.

В 1912-1913 гг. деятельность университета продолжала расширяться. При нем были открыты постоянные курсы по кооперации,  внешкольному образованию, библиотечному делу, повышению квалификации врачей и другие. Заметим, что практически впервые в Москве началась подготовка кадров для внешкольного образования и культурно-просветительной работы в массах.

Итак, как мы видим, на протяжении нескольких десятилетий истории Императорской России усилиями власти, церкви, общественности и частных лиц проводилась огромная работа, направленная на то, чтобы дать возможность представителям самых широких слоев населения пройти курс не только начального или среднего, но и высшего, в том числе, профессионального образования. Вопреки революционным мифам, в Самодержавной России возможность приобщиться к знаниям и культуре была предоставлена десяткам, сотням тысяч рабочих и крестьян (например, в начале ХХ века 68 % призывников были грамотными). В заключение, хотелось бы отметить, что именно в монархической России, Императором Николаем II было принято решение о всеобщем обязательном образовании, идея которого, как и многое другое, например, план электрификации страны или строительство байкало-амурской железнодорожной магистрали, была украдена и извращена большевицкими мародерами.

Версия для печати