Бесплатно

С нами Бог!

16+

09:37

Суббота, 12 окт. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Музей императорских велосипедов

09.01.2014 14:42

Петергоф – любимое место отдыха Императорской Семьи. Именно здесь по дорожкам парков начали ездить первые в России велосипеды. «Восхитительная новинка» второй половины XIX века – велосипед – для Императорской Семьи всегда отождествлялся с отдыхом и здоровьем. Кстати, первым венценосным обладателем «железного коня» был Император Александр II.

История создания этого музея началась с появлением одинннадцати велосипедов и велотренажера в музейных фондах Петродворца после 1983 года… Довольно долго, пока восстанавливался внешний вид машин и продумывалась экспозиция будущего музея, шел поиск аксессуаров, которые сопровождали велосипед и велосипедистов на рубеже XIX-XX веков. Так родилась довольно редкая коллекция, освещающая самый интересный и активный период становления современного дизайна велосипеда.

Развернутая в шести залах экспозиция дает возможность проследить историю возникновения и эволюцию велосипеда от самого раннего «Костотряса», созданного в 1867 г. в Париже для Императора Александра II до трехколесного, изготовленного в Англии в конце XIX в. и принадлежащего Цесаревичу Алексею. Можно увидеть также знаменитый велосипед «Паук», хорошо знакомый всем по фильму «Цирк», велосипед Тандем, рассчитанный на двух седоков и детские велосипеды Великих князей и княжон.

Великолепные машины того времени изготавливались из весьма дорогостоящих материалов и стоили целое состояние: в то время, как цена хорошего револьвера составляла всего 25 царских рублей, велосипед предлагался по цене в 400 рублей и даже более; позволить себе такое средство передвижения могли только очень обеспеченные особы и члены августейшей фамилии. В конструкции велосипедов использовалась высококачественная сталь, кожа первоклассной выделки и слоновая кость, заменявшая в то время пластиковую композицию; габаритные и ходовые огни использовали не электрические лампы накаливания, а карбид или керосин, и сами по себе были предметами декоративно-прикладного искусства.

 Экспозиция музея – это 12 редчайших велосипедов, по которым можно проследить фактически всю эволюцию двухколесного транспорта. И сегодня подавляющее большинство экспонатов выглядит актуально и современно, что и неудивительно: геометрия трубчатых рам, система цепной передачи и тормоза не сильно трансформировались с той далекой поры. Большая часть экспонатов музея «на ходу» – их техническое состояние настолько хорошее, что при желании их можно было бы эксплуатировать и сегодня.

Технически «продвинутый» велосипед Michelin второй половины XIX столетия и два роскошных велосипеда-«паука», выполненных в 1882 году в Англии и приобретенные позднее Александром III, свидетельствуют о мощном технологическом «рывке», характерном для западных держав того времени, естественно отразившемся в создании этих ярких моделей.

Государь Николай II предпочитал двухместную спортивную модель-тандем, дошедшую до наших дней в почти неизменном состоянии и сохранившую большинство оригинальных частей. Дамы начала ХХ века преимущественно прогуливались на трехколесных велосипедах, – примечательно, что такая же трехколесная машина была и у наследника Царской Семьи, что было обусловлено врожденным белокровием: случайное падение могло стоить мальчику жизни. В музейном собрании представлен и велотренажер (совмещенный с динамомашиной), который был изготовлен в Германии из дерева и чугуна и больше напоминал фабричный станок, чем спортивный снаряд в его современном понимании.

Велосипедам был запрещен въезд в город – бесшумный и малозаметный транспорт вызывал серьезное беспокойство у полицейских, считавших велосипед небезопасным как для самого наездника, так и для движения людей и повозок. Для того, чтобы участвовать в соревнованиях и просто прогуливаться на своих «железных конях», владельцы велосипедов должны были отправляться за город. Лишь спустя некоторое время полицейский департамент стал выдавать особые водительские права, дающие владельцу возможность использовать велосипед для поездок по городу, при этом женщины много позже мужчин обрели право перемещаться на своих двухколесных машинах в городской черте.

Особенное внимание привлекает та тщательность, внимание к деталям и своеобразное видение эргономики, характерные для моделей прошлых лет. Немногие велосипеды и сегодня могут похвастаться настройкой седла не только по вертикали, но и по горизонтали в широком диапазоне, наличием специальных креплений для плечевого ремня, облегчающего перенос двухколесной машины через труднопроходимый участок или регулировкой педального узла по высоте (платформы «шатунов», закрепленные в специальных пазах, могли быть настроены под конкретного наездника). Серьезность отношения к велосипеду как средству передвижения подчеркивают витрины с велокрагами, предназначенными для защиты от грязи и ударов, специальными очками, специальным велонабором для пикника и номерными знаками, которыми оснащался каждый велосипед тех далеких лет. Не будет преувеличением сказать, что велосипед был символом прогресса, победы технической мысли, перспектив и духовного поиска передовых людей эпохи, веривших, что аэропланы, автомобили, пароходы и поезда несут человечеству только благо.

Обилие плакатов, фотографий и открыток с велосипедной тематикой позволяет почувствовать интерес к этому новому и необычному для того времени виду спорта, досуга и отдыха; они свидетельствуют о моде на велосипеды, захватившей все круги российского общества: не только монаршествующие особы, но и прочие известные и уважаемые люди были захвачены ездой на двухколесных и трехколесных аппаратах – среди них писатель Лев Николаевич Толстой, освоивший велосипед уже в преклонном возрасте, и известный ученый доктор Заменгорф…

КостотрясВ России в императорских дворцах первая модель велосипеда появилась в 1867 г., когда Александр II возвратился из Парижа, где в числе прочего знакомился с экспонатами Всемирной промышленной выставки.

Видимо, там его заинтересовала модель велосипеда под названием «Костотряс», которая и была им приобретена. Конечно, для 50-летнего Царя это была только забавная игрушка и в лучшем случае он проехался на этом неуклюжем создании пару раз. Однако на этом велосипеде наверняка упражнялись старшие сыновья царя, в числе которых был и будущий Император Александр III. Но так или иначе с этой модели Романовы начали не только отслеживать усовершенствования в велосипедной технике, но и приобретать новые модели.

Вероятно, первыми «настоящими» велосипедистами в Императорской Семье стали младшие сыновья Александра II Великие князья Сергей и Павел Александровичи. Говоря о велосипедах 1870-х гг., надо иметь в виду, что они еще не имели пневматических шин и для катания на них необходимы были ровная трасса и определенный навык. Навык нарабатывался опытом, а трассой с ровным покрытием стали драгоценные паркеты Зимнего дворца.

Первые опыты велосипедной езды по дворцовым залам Зимнего зафиксированы в декабре 1876 г. Видимо, велосипеды были только-только приобретены, а ждать наступления лета не хватало терпения... 9 декабря 1876 г., когда на улице стоял 25-градусный мороз, состоялся первый велосипедный заезд по залам Зимнего дворца. Катались младшие сыновья Александра II: 19-летний Сергей и 16-летний Павел. В том «историческом заезде» использовались велосипеды разных конструкций, по крайней мере Сергей уточняет в дневнике, что он катался «на четырехколесном» и молодые люди очень забавлялись: «мы прокатывались повсюду, даже перед караулом...».

Катались на велосипедах и все дочери Николая II. Велосипеды для них покупались на их «собственные суммы» в том же Торговом доме «Победа». Это были обычные детские велосипеды для девочек. На сохранившейся фотографии видно, что велосипеды одной модели, но разных размеров, с учетом возраста девочек. На всех велосипедах цепь закрыта от попадания туда пышных юбок девочек.

ЦесаревичКак известно, Цесаревич Алексей болел гемофилией, при этом заболевании особенно опасны внутренние кровотечения, которые могли начаться от малейшей травмы. А где велосипеды, там неизбежны травмы и падения. Если для обычных детей «велосипедные» падения чреваты только синяками и болячками, то для Цесаревича они становились смертельно опасными. Но он – мальчик, и родители хотели, чтобы он рос нормальным ребенком. Поэтому, когда Цесаревич был маленьким, его катал на велосипеде дядька-матрос А.Е. Деревенько. Так, на одной из фотографий, сделанных в Германии осенью 1910 г., мальчик сидит в специальном сиденье, закрепленном над передним колесом велосипеда.

Первые велосипеды наследник получил в шесть лет, т. е. в 1910 г. Два детских велосипеда Алексею Николаевичу достались в подарок от рижского купца Александра Лейтнера, владельца фабрики велосипедов и автомобилей «Россия». Вместе с велосипедами Алексею с дальней перспективой подарили буклет фирмы с видами цехов и перечнем «взрослых» велосипедов. В благодарность Царская Семья подарила предприимчивому купцу золотой портсигар с изображением Государственного герба.

Примечательно, что Лейтнер немедленно попытался использовать в коммерческих целях это событие, запросив разрешение в Канцелярии императрицы на право размещения портрета цесаревича на каталогах фирмы, на что предпринимателю жестко ответили, что «помещение портретов Особ Императорской Фамилии в каталогах, прейскурантах обычно не разрешается Министерством Императорского двора в виду рекламного характера помещения таковых портретов».

Свой второй велосипед фирмы «Дукс Ю.А. Меллер» наследник получил в 1913 г. Эту фирму основал в Москве выходец из Прибалтики Ю.А. Меллер в 1895 г. В мастерской Меллера занимались сборкой велосипедов из комплектующих деталей, закупаемых за границей. (Надо заметить, что в 1913 г. велосипедные фирмы «Россия» и «Дукс» получили крупные заказы Военного министерства на поставку велосипедов в армию.)

Это был трехколесный велосипед, на нем Цесаревича фотографировали несколько раз весной 1913 г., тогда цесаревичу исполнилось 9 лет.

Надо заметить, что для Цесаревича это был не просто велосипед для развлечения. Дело в том, что осенью 1912 г. он едва не умер от травмы бедра. Последствием этой истории стала его хромота, поскольку он не мог полностью разогнуть травмированную ногу и ходил, сильно хромая. Поэтому Цесаревича во время торжеств, связанных с 300-летием Дома Романовых, носили на руках казаки Собственного конвоя. В начале 1913 г. лечащие врачи пришли к выводу, что Цесаревичу необходим велосипед специальной конструкции для того, чтобы разрабатывать травмированную левую ногу.

В феврале 1913 г. в Александровский дворец Царского Села вызвали представителя фирмы «Дукс Ю.А. Меллер» Михаила Щипанова для ремонта старого велосипеда Наследника. Тогда же с мастером переговорили врачи, подробно обсудив особенности конструкции нового «спецвелосипеда». Как писал лечащий врач Цесаревича В. Н. Деревенко: «Он много над этим потрудился, выдумав сперва 3-колесный велосипед Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. Но этот велосипед оказался слишком малым, и фирме «Дукс» был заказан новый велосипед, который фирма вскоре и имела честь принести с Высочайшего Ея Императорского Величества Соизволения Государю Наследнику Цесаревичу в дар. И в этом велосипеде пришлось выдумывать форму и величину педалей, руля и седла, сообразно предъявленных нами требованиям и нашим указаниям. Велосипед с выдуманной педалью явился своеобразным ортопедическим аппаратом, на котором Государь Наследник Цесаревич катался и с большой для себя пользой, и с большим удовольствием. В течение нескольких месяцев этот аппарат являлся незаменимым». Следует заметить, что мастер получил заказ 23 февраля, а уже 3 апреля 1913 г. новый велосипед, стоивший фирме 250 руб., был готов. Врачи обосновывали необходимость изготовления подобной конструкции следующим образом: «Велосипед желательно иметь теперь, т. к. для Его Высочества это не только забава, но и ортопедический прибор…»

Надо сказать, что езда цесаревича на «ортопедическом аппарате» оказалась настолько полезной, что весной 1914 г. Михаил Щипанов уже переделывал его в обычный велосипед. Как писал В. Н. Деревенко в августе 1914 г.: «На днях мне вновь пришлось увидеть мастера, вызванного для того, чтобы превратить велосипедный аппарат вновь в велосипед, т. к. Государь наследник Милостию Божией здоров».

Конечно, Императорская Семья тогда же, в апреле 1913 г., отблагодарила велосипедный магазин. Императрице Александре Федоровне чины ее Канцелярии предложили два варианта: либо выплатить фирме стоимость велосипеда, либо выразить фирме «благодарность от августейшего Наследника Цесаревича имени». Императрица выбрала последний вариант, в котором была заинтересована и фирма-изготовитель. В сентябре 1914 г. мастер Михаил Щипанов получил «за труды по устройству для Наследника Цесаревича в 1913 г. специального велосипеда» золотые часы с цепочкой и с изображением Государственного герба стоимостью в 200 руб.

Можно только представить себе реакцию дворцовых смотрителей, когда сыновья Александра II «гоняли» по залам Зимнего дворца, переполненным драгоценными предметами. Да и колеса у велосипедов были из цельной резины и грохотали немилосердно. Тем не менее перечить им никто не мог, и такие заезды позже повторялись неоднократно. Так, несколько позже великий князь Сергей Александрович записал в дневнике: «Гоняли на велосипедах по залам, право, забавляет меня это, уморительно».

Те велосипеды были довольно близки по конструкции к современным, поскольку к тому времени был запатентован цепной привод на заднее колесо (1867 г.) и появились шины из цельной резины (1869 г.). А что касается велосипеда «на четырех колесах», то это не оговорка, поскольку в то время появлялись самые причудливые конструкции.

В Петергофском музее есть несколько велосипедов модели «Паук», заявленных как велосипеды Александра III. Следует подчеркнуть, что это была спортивная модель, поскольку езда на таком велосипеде была по-настоящему экстремальной. Дело в том, что ведущее переднее колесо было диаметром 1600 мм, а маленькое заднее колесико не гарантировало от падения даже на ровной трассе. Эти велосипеды по-прежнему оставались забавой, и купивший их в 1882 г. Александр III, которому тогда было 37 лет и он уже набрал приличный вес, вряд ли сам пользовался этими велосипедами.

Паук. Велосипед Александра IIIПримечательно, что Император Николай II довольно долго пользовался американским велосипедом Dayfon, купленным в 1895 г. Так, в июне 1900 г. царь уплатил 130 руб. «за новые части велосипеда и его чистку». Судя по царским счетам, Николай II так и отъездил на этой «машине» «со специальным седлом» вплоть до 1917 г., по крайней мере последний «велосипедный счет» торговому дому «Победа» царь оплатил в декабре 1915 г. («за ремонт велосипеда – 40 руб.).

В петергофском музее велосипедов выставлен велосипед-тандем, заявленный как велосипед Николая II. Примечательно, что эта «машина» изготовлена как компромисс и предназначена для совместного катания девушек и юношей. Переднее место оборудовано «дамской» рамой, а заднее – «мужской».

Источник Версия для печати