С давних времен среди традиционных пасхальных обрядов обязательным было христосование. Традиция целовать друг друга при встрече была символом взаимной любви и единения последователей Христа. Христосовались и цари, но в XIX в. эта процедура несколько трансформировалась. До 1830-х гг. монархи христосовались только с ближайшей свитой. Николай I ввел традицию христосования и с простыми людьми, что должно было стать демонстрацией нерушимости триады "православие — самодержавие — народность" и символом равенства людей перед Богом.
Особенно торжественным было празднование Пасхи в 1839 г. — тогда как раз в Христово Воскресенье состоялось освящение восстановленного Зимнего дворца. Собрали всех ремесленников, которые занимались этой работой, вдоль их рядов провели крестный ход по парадным залам дворца к Большой церкви, где проходила служба, а затем устроили для них богатые "разговены" на 3000 человек. А в 1840-х гг. Николай I христосовался с сотнями людей, в том числе со своими слугами и казаками охраны. К этой традиции он приучал и детей.
Иногда во время христосования случались курьезы. Один из них описал французский художник О. Верне: "После богослужения император целуется с первым встречным. Обычно это часовой, стоящий у дверей. Несколько лет назад Государь поцеловал гренадера Преображенского полка со словами: "Христос воскресе!", на что тот отвечал: "Никак нет!" — он оказался евреем. С тех пор всех евреев перевели во флот, и в сухопутных войсках не осталось ни одного из них. Вот от чего зависит здесь судьба людей".
Традиция христосования с простыми людьми сохранилась и при Александре II, а император Александр III христосовался не только с охраной и слугами, но и с волостными старшинами и старообрядцами. Николай II поддержал традицию массовых христосований, которые продолжались от 2 до 4 дней.
В своих дневниках он не только описывал саму процедуру, но даже фиксировал точное количество человек: "23 марта 1896 г. — 288 человек. Легли спать около 4 часов утра, когда заря уже занималась. В 11.30 чаов началось христосование со всеми людьми в Малахитовой; почти 500 человек получили яйца. 26 марта — большое христосование со всеми фельдфебелями, вахмистрами и пасхальными караулами".
Процедура христосования для императора и его супруги была довольно утомительной. Хотя солдат предупреждали не стричь бород и усов, чтобы не уколоть августейших особ, щека императора и рука императрицы распухали от бесчисленных прикосновений.
А. Вырубова вспоминала: "В светлое Христово Воскресенье в продолжение двух часов Их Величества христосовались, Государь с нижними чинами охраны, полиции, конвоя, команды яхты "Штандарт" и т. д. Императрица — с детьми местных школ… На нашей последней общей Божественной Службе в Крыму, сердце Государыни было настолько слабо, что ей было очень тяжело, как поклониться, так и встать с колен. Маленький Алексей трогательно нежно помогал и поддерживал свою мать".
После службы начиналось всенародное празднование. Люди ходили друг к другу в гости, традиционным угощением была пасха из творога, изюма и сметаны и кулич, залитый белой глазурью с выведенной на ней монограммой "ХВ" — "Христос Воскресе".
Традиция дарить пасхальные яйца родилась в 1885 г. Солдаты получали в подарок от императора расписные фарфоровые яйца с царским вензелем. Тогда же начали выпускать ювелирные пасхальные яйца. Первое такое произведение ювелирного искусства от Карла Фаберже Александр III подарил Марии Федоровне. С тех пор ежегодно к Пасхе Фаберже готовил для императорской семьи такие подарки.
Пасху 1917 г. Николай с семьей встретили в заточении в Александровском дворце Царского Села. Самой печальной была последняя для семьи императора Пасха в 1918 г. Николай II в своем дневнике записал: "По просьбе Боткина (семейного врача Романовых) к нам впустили священника и дьякона в 8 часов. Они отслужили заутреню скоро и хорошо; большое было утешение помолиться хоть в такой обстановке и услышать "Христос Воскресе"… Утром похристосовались между собою и за чаем ели кулич и красные яйца, пасхи не могли достать".
Источник Версия для печати