Спешу поделиться этой информацией, считаю ее весьма любопытной и не шибко известной в народе. Особенно любопытным будет сравнение дореволюционного питания за решеткой с советскими тюремными и лагерными пайками.
Хронологические рамки обзора.
Тюремные пищевые табели 1870-х годов мною не рассматривались принципиально, - слишком разнородны и фрагментарны источники. Скажу лишь что тема питания заключенных в эпоху Александра II еще ждет своего исследователя, и этот исследователь не я:)
Лишь каторжный паек 1871г. включен в данную серию статей, ибо он оставался практически неизменным, с незначительными изменениями, вплоть до начала XX века.
Хронологически, отправной точкой для нашего обзора будет служить 1880 год(опять же, исключая каторгу),- время обновления тюремной системы Империи, активного реформирования и внедрения в архаичную, неповоротливую, изобилующую пережитками тюремную систему времен Александра II, новейших на тот момент пенитенциарных концепций, в частности централизации управления тюремной системой через общеимперское Главное Тюремное Управление, созданное в 1879г в ходе тюремной реформы.
Параллельно развертывалась программа по строительству новых тюрем, построенных по последнему слову техники, а также пересматривались вопросы снабжения арестантов продовольствием и одеждой.
В данной части мы рассмотрим питание заключенных в обыкновенных тюремных замках, которые составляли большинство в основном массиве
Общие методологические замечания.
Если мы затрагиваем тему пайкового довольствия арестантов до революции, нужно очень четко понять основные принципы и механизмы, в соответствии с которыми формировались пайки для заключенных Российской Империи данного периода.
Фундаментальных моментов три:Российская Империя имела в своей основе рыночную модель экономики, соответственно, Главное Тюремное Управление выделяло денежные средства местам заключения, те в свою очередь закупали продукты у оптовых поставщиков-подрядчиков из крестьян и купцов.
Второй принципиальный момент :
В первую половину 1880-х (вплоть до 1889г. и даже далее), большая часть имперских мест лишения свободы,- губернские, областные, уездные тюрьмы, кроме каторжных, которым мясной паек был строго определен еще в 1871г.,- не имели подробной общеимперской единой пищевой табели. На основе солдатского пайка централизованно из казны были определены деньги на крупу(гречка, яичные крупы) и муку(хлеб). Овощи, рыба, мясо(улучшенная пища) покупались в этот период в обыкновенных губернских тюрьмах на так называемые экономические средства тюремных комитетов и обществ попечительства о тюрьмах, которые изыскивались из местного бюджета. Помимо казенной пищи, заключенным разрешалась улучшать свой стол за свой счет, посылок от родственников и благотворительных пожертвований.
Дабы не путать читателей,я приведу примеры подобных раскладок на конкретных тюрьмах.
Наконец, третий краеугольный момент: Для разных видов заключения имперской пенитенциарной системы существовали разные пайки, причем дифференциация,особенно в 1880-е годы, были крайне сильна. Постепенно нормы унифицировались, но вплоть до 1917г. все основные виды лишения свободы Империи имели собственный порядок снабжения продовольствием.
На каторге пищу выдавали по собственному, отдельному пайку, причем на Сахалине паек отличался от Нерчинского и т.д. В губернских и уездных тюрьмах существовали собственные местные табели, основанные на крайне общей норме, утвержденной в Уставе о содержащихся под стражей, в зависимости от наличия средств изменявшиеся в сторону разнообразия меню или, наоборот, уменьшавшихся в случае нехватки так называемых дополнительных"экономических" средств(т.е средств, не поступавших на продовольствие арестантов из казны напрямую, а черпавшихся из местных источников за счет экономии, благотворительности или дополнительных источников дохода) , исправительно-арестантские отделения и пересыльная система также имели собственную систему снабжения.
К 1882 г. в России сложилась система мест заключения из 767 учреждений в подчинении гражданского ведомства:
Содержащихся во всех местах заключения к 1 января 1882 года составляло 94797 человек.
В интересующих нас сегодня так называемых тюрьмах общего устройства (в губернских и уездных, замках), включая в это число и арестантов, содержащихся в тюрьмах царства Польского, смирительно-рабочих домах и полицейских домах Петербурга и Москвы содержалось 70804 человека;
Исключая царство Польское, в местах заключения содержалось 86907 арестантов, из них 8,4% (7339) женщин. Причем на долю самих преступников приходилось 84397 человек или 97,1%, и на долю добровольно следовавших семей и детей при родителях 2611 человек или 2,9%.(См.Отчеты по Главному Тюремному упр
В 1891 году общее число различных тюрем уже достигало 875, и в этом числе было 32 исправительно-арестантских отделения, 11 каторжных тюрем и 6 пересыльных. К 1 января 1891 г. во всех местах заключения империи было 108 169 арестантов, из них под следствием и судом — 23 756 человек, срочных — 59 668, ссыльных—15 318, пересыльных — 6 293, прочих административных и добровольно следующих — около 3000. В 1891 году прибыло 71 900 человек.
Половозрастной состав с 1880-х годов в 1890-е годы практически не изменился. Как и прежде большинство заключенных составляли мужчины от 21 до 40 лет, женщины составляли 9-10% от общего числа арестантов.
Итак, в 1880-е годы, в каждом виде лишения свободы были свои собственные пищевые раскладки и табели, иногда сильно варьирующиеся, в зависимости от местных условий, от местности к местности. Чем богаче была губерния, тем лучше кормили арестантов.
Попытаемся разобраться последовательно по каким принципам формировались пайки в губернских и уездных тюрьмах, на какие нормативные акты опирались губренские, областные, уездные власти при выдачи пищи арестованным, как изменялись пищевые табели в тех или иных местах лишения свободы с течением времени и, естественнно, как общеимперские и местные циркуляры о пайковом довольствии для арестантов выполнялись в реальности на местах.
Законодательная база, регламентирующая казенное довольствие арестантов:уставы о содержащихся под стражей и ссыльных, циркуляры и другие подзаконные акты Главного Тюремного Управлеия.
Несмотря на довольно разветвленную сеть тюремных учреждений Российской Империи , какого-либо законодательства, непосредственно регулирующего питание заключенных до первой половины XIX века не было . В связи с этим, особую значимость приобрел (принятый в 1832 г. и дополненный в 1842 г.) Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных, который вошел в XIV том Свода законов Российской империи в виде двух основных документов - Устава о содержащихся под стражей и Устава о ссыльных, где впервые были установлены общеимперские положения о казенном довольствии арестантов.
Если Устав о содержащихся под стражей регламентировал порядок содержания заключенных в тюремных замках, крепостях, исправительных арестантских отделениях, арестных домах при полицейских управлениях, исправительных приютах для несовершеннолетних, то Устав о ссыльных распространял свое действие на осужденных в каторжные работы и ссылку.
Именно эти два устава и содержали интересующие нас общие постановления относительно питания заключенных.
Устав о содержащихся под стражей был переиздан в 1857, 1886 и 1890 гг., с незначительными изменениями касающимися питания. Следует отметить, что Устав (изд. 1857 г.) содержал 1 130 статей, а Устав (изд. 1886 г.) состоял всего из 400 статей. Такое существенное изменение общего объема документа объясняется исключением тех статей, которые относились к отмененным (24 апреля 1884 г.) видам наказаний, а именно - заключению в смирительные и рабочие дома. Содержание других положений в Уставе (изд. 1886 г.) осталось без изменений. Устав (изд. 1890 г.) почти целиком повторил издание 1886 г. и действовал 27 лет.
Устав о содержащихся под стражей (изд. 1890 г.) включал в себя 394 статьи, был дополнен в 1908г. обновленной пищевой табелью, с учетом белков, жиров и углеводов.
К выше названным нормативным документам правительства следует добавить еще один важнейший источник,- различные инструкции и циркуляры, которые, подчас, существенно корректировали правовое и бытовое положение арестантов.
Типичным примером такого рода подзаконных актов были циркуляры Главного тюремного управления, разъясняющие правила работы тюремной администрации и меняющие пищевые раскладки.
дороги, уссурийского участка Транссиба.
Читать далее (оригинал статьи)
Версия для печати