Бесплатно

С нами Бог!

16+

09:41

Воскресенье, 24 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

«Мне отмщение, и Аз воздам»

17.07.2019 12:08

К годовщине убийства Царственных Страстотерпцев. Протоиерей Владислав Цыпин

101 год назад в ночь на 4 (17) июля 1918 года в Екатеринбурге были расстреляны Царственные Страстотерпцы и их верные слуги. Эта жертва стала апогеем трагедии, пережитой русским народом в годы революционной смуты.

Святой Император Николай II был обречен на смерть после того, как его лишили законной власти: гибель низложенных монархов, хотя бы и отложенная на время, – это историческая закономерность, а не случайность. Хрестоматийно известны казни британского короля Карла I и короля Франции Людовика XVI вместе с его супругой Марией-Антуанеттой. Мученическая смерть венценосных Страстотерпцев в подвале Ипатьевского дома явилась вторым актом трагедии, начало которой было положено в марте 1917 года, когда изменившие присяге генералы, действуя заодно с думскими лидерами М.В. Родзянко, А.И. Гучковым, П.Н. Милюковым, А.Ф. Керенским, и ранее не скрывавшими своих стремлений к изменению государственного строя – к замене самодержавия на представительное правление в виде конституционной монархии или прямо парламентской республики, принудили Императора, верховного вождя Российских вооруженных сил, в разгар великой войны отречься от престола.

дни генералы – М.В. Алексеев, Н.В. Рузский, А.М. Крымов – были прямо вовлечены в заговор, направленный на свержение Царя с престола; другие военачальники – главнокомандующие фронтов великий князь Николай Николаевич, А.А. Брусилов, А.Е. Эверт, В.В. Сахаров, главнокомандующий Балтийским флотом А.И. Непенин – своими телеграммами поддержали преступную инициативу заговорщиков и высказались за отречение; главнокомандующий Черноморским флотом А.В. Колчак «умыл руки» и не стал отвечать на присланный из ставки телеграммой вопрос о его отношении к предполагаемому отречению Императора.

Среди генералов, предавших императора, был и Л.Г. Корнилов. Приняв 2 марта 1917 года, в разгар военного мятежа, от самозваного Временного правительства должность главнокомандующего Петроградским военным округом, он вместо того, чтобы организовать меры по подавлению бунта, арестовал святую Императрицу Александру Федоровну и ее детей и затем держал их под стражей в Царскосельском дворце.

Между тем военный мятеж в столице, под предлогом которого совершен был переворот, не освобождал военачальников от присяги, в силу которой в столь сложных обстоятельствах они обязаны были с особой ревностью исполнять долг верности Царю.

В оправдание своего клятвопреступления эти генералы утверждали потом, что на устранение Николая II их подвигла забота о том, чтобы российская армия продолжала войну с Германией и ее союзниками, что, настаивая на отречении, они пытались предотвратить поражение России. Возможно, что так они и думали в те дни. Но предотвратить капитулянтский Брест-Литовский мир им все равно не удалось. Свержение Царя лишь ускорило развал российской государственной машины и российской армии, и совершенное ими предательство остается преступлением колоссального по своим последствиям масштаба.

Кровь Царственных Страстотерпцев лежит поэтому на совести не только политических деятелей, которые принимали решение об их убийстве в Москве и Екатеринбурге 101 год назад, но и военачальников, предавших своего верховного главнокомандующего, которому присягали на верность и чьими милостями были взысканы. Это их предательство и стало первым актом покушения на помазанника Божия. Назовем поэтому в одном ряду с Лениным, Свердловым, Троцким, Голощекиным, Белобородовым, Войковым великого князя Николая Николаевича, генералов Алексеева, Рузского, Крымова, Эверта, Сахарова, Брусилова, Корнилова, адмиралов Непенина и Колчака.

Никакой грех не остается без возмездия. Окончательное торжество Божественной справедливости совершится на последнем и Страшном суде. Посмертная участь человека, отошедшего в иной мир, определяется предварительно судом Божиим после его кончины, и над этим Его судом лежит покров тайны. Но для вразумления и предостережения живущих на земле Господь нередко являет зримым образом печальные последствия преступных деяний на земной участи грешников.

Посмотрим на конец жизни прямых политических убийц Царственных страдальцев. Ключевую роль в принятии Екатеринбургским советом постановления об убийстве венценосной семьи сыграли лидеры местных большевиков Ф.И. Голощекин, А.Г. Белобородов и П.Л. Войков. Голощекин, который помимо убийства Царственных Страстотерпцев прославился еще и как виновник массового голода в Казахстане, где он возглавлял большевистскую парторганизацию в конце 1920-х – начале 1930-х годов, был расстрелян как враг народа, что вполне справедливо, 28 октября 1941 года. В правление Н.С. Хрущева он был реабилитирован, что уже совсем не справедливо. А.Г. Белобородов, палач не только Царской семьи, но и донского казачества, одно время занимал трогательную должность председателя комиссии по улучшению жизни детей, но в 1927 году был исключен из ВКП(б) и отправлен в ссылку в Архангельск как троцкист. 10 февраля 1938 года он был расстрелян. В 1958 году и этого палача реабилитировали, а четыре года спустя посмертно восстановили в родной ему партии – своеобразная вера в загробную жизнь была, выходит, не чужда коммунистам хрущевской оттепели. П.Л. Войков был убит в Варшаве, где исполнял должность советского посла, 7 июня 1927 года русским эмигрантом Борисом Ковердой, за что польский суд приговорил того к пожизненному заключению, но после 10 лет тюрьмы он вышел на свободу.

Из Кремля прямые указания о расправе над Царской семьей шли от главы советского государства председателя ВЦИК Я.М. Свердлова, инициатора постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 года «о красном терроре». Согласно официальной информации, Свердлов умер от испанки, как тогда называли грипп, 16 марта 1919 года в возрасте 33 лет. Но в ту пору распространился слух, что его смерть стала последствием избиения, которому он подвергся в Орле во время выступления на рабочем митинге: недовольные политикой советского руководства местные пролетарии напали на оратора, и один из них проломил ему голову. Согласно молве, отразившейся в исторической литературе, этот факт был скрыт, поскольку он ставил под вопрос пропагандистский тезис о том, что советская власть осуществляет диктатуру пролетариата. Решение об убийстве Царя вместе с Царицей и их детей Свердлов предварительно согласовал с Лениным, биография и конец которого известны миру и не нуждаются в пояснениях.

В обсуждении участи Царственных узников из высшего политического руководства страны кроме Ленина и Свердлова участвовал, похоже, только Л.Д. Троцкий. Дело в том, что решение об убийстве принималось в Москве неофициально, без протокола, поэтому обстоятельства его принятия остаются не вполне выясненными по сей день. Есть основания поверить позднейшим заверениям Троцкого, что он возражал против расстрела Царственных узников по формальному решению местной екатеринбургской власти, что вместо этого он предлагал устроить громкий судебный процесс в столице и собирался выступить на нем в качестве обвинителя. Судя по его характеру и наклонностям, он действительно мог сожалеть о том, что не состоялся длительный спектакль, на котором бы он блистал своим красноречием в присутствии репортеров всего мира. В любом случае для святого Царя Николая II он при этом не предусматривал иного исхода процесса, кроме смертного приговора. Троцкий потерпел поражение в борьбе за лидерство в 1923 году. В 1926 году он был выведен из главного штаба правящей партии – Политбюро ЦК ВКП(б) и в 1927 году лишен всех должностей и отправлен в ссылку, а в 1929-м выслан из страны. 20 августа 1940 года он был смертельно ранен испанским коммунистом Р. Меркадером в столице Мексики Мехико, откуда он руководил созданным им в эмиграции IV Интернационалом, и на другой день умер.

Теперь о кончине жития высших военачальников, предавших Государя. 5 января 1929 года на собственной вилле во французском курортном городе Антибе умер великий князь Николай Николаевич. 17 марта 1926 года в своей постели умер и генерал от кавалерии А.А. Брусилов, в ту пору занимавший должность главного инспектора кавалерии Рабоче-крестьянской Красной армии. Генерал от инфантерии М.В. Алексеев скончался 8 октября 1918 года в Екатеринодаре, где он принимал меры по организации вооруженного сопротивления большевикам, возглавив после гибели Корнилова Добровольческую армию.

Вице-адмирал А.И. Непенин пал первой из высших военачальников жертвой революции, в которую он сам оказался вовлечен, высказавшись в телеграмме, направленной в ставку, за отречение Николая II: 4 марта 1917 года он был убит выстрелом в спину в Гельсингфорсе (Хельсинки) по пути на революционный митинг, куда его принудили идти пьяные матросы – «краса и гордость революции», по выражению Троцкого. Генерал-майор А.М. Крымов, поддержав Корнилова, в ту пору верховного главнокомандующего, в его провальном выступлении, покончил с собой 31 августа 1917 года, выйдя из кабинета премьер-министра А.Ф. Керенского, который подверг его унизительному допросу по делу о «корниловском мятеже». Сам же генерал от инфантерии Л.Г. Корнилов был убит 31 марта (13 апреля) 1918 года при штурме Екатеринодара войсками Добровольческой армии, которой он тогда командовал. Адмирал А.В. Колчак, провозгласивший себя Верховным правителем России, потерпев поражение в гражданской войне с большевиками, был выдан командованием Чехословацкого корпуса местным властям и по постановлению Иркутского военно-революционного комитета расстрелян 7 февраля 1920 года.

Генерал от инфантерии Н.В. Рузский, находясь в отставке, жил в Пятигорске. После занятия города Красной армией он был взят в заложники и расстрелян 19 октября 1918 года. Генерал от инфантерии А.Е. Эверт в первый раз был арестован в Москве 14 февраля 1918 года. В заключении он находился недолго, но 20 сентября, вскоре после объявления «красного террора», его арестовали вновь и содержали в тюрьме в Можайске. 12 ноября 1918 года он был убит при этапировании из Можайска в Москву – согласно официальному объявлению, «при попытке к бегству». Генерал от кавалерии В.В. Сахаров был расстрелян «зелеными» бандитами в Крыму в Карасубазаре (ныне Белогорск) в августе 1920 года.

Не прикасайтеся помазанным Моим (Пс. 104: 15), – сказал Господь, предостерегая дерзающих посягать на власть богопоставленных правителей. Трагическая участь посягнувших на законную власть, а потом и на жизнь святого Императора Николая II – одно из свидетельств непреложности этой заповеди.

Протоиерей Владислав Цыпин

Книги протоиерея Владислава Цыпина в интернет-магазине "Сретение"

17 июля 2019 г.

 

Источник Версия для печати