Смирнов Сергей Викторович (Екатеринбург)
Кавалерист Воткинской дивизии. Гукаев Александр Николаевич
Александр Николаевич Гукаев родился 29 апреля 1897 г. в крестьянской осетинской семье в селе Катгорон Терской области. После смерти отца в 1906 г. воспитывался в семье старшего брата. В 1914 г. окончил гимназию в гор. Баку. В августе 1915 г. досрочно призван в армию и за-числен вольноопределяющимся в Осетинский конный полк, размещавшийся в гор. Армавир. Окончил учебную команду полка и был направлен в действующую армию. Участвовал в боях в составе Осетинского конного полка Кавказской кавалерийской дивизии, был ранен. В июне 1916 г. Александр был откомандирован в Екатеринодарское военное училище, но за отсутствием вакантных место, включен в Особый батальон вольноопределяющихся, стоявший в урочище Лагодехи Тифлисской губернии (здесь располагалась штаб-квартира Тифлисского гренадерского полка), для обучения пехотному строю. По окончании курса Гукаев получил на-значение в 1-ю Тифлисскую школу прапорщиков, которую окончил в мае 1917 г. Из Тифлиса Александр был направлен в распоряжение начальника Казанского военного округа, и назначен на должность младшего офицера в 166-й запасной пехотный полк, расквартированный в гор. Сарапуле. В сентябре 1917 г. Гукаев с маршевой ротой убыл на фронт, но, не доехав до фронта, солдаты разбежались. После большевистского переворота прапорщика демобилизовали, и он остался временно на жительство в Сарапуле, работал секретарем крестьянской секции уездного управления. Как отмечал много позже Гукаев, в Сарапуле он входил в антибольшевистскую офицерскую организацию, в составе которой участвовал в очищении города от большевиков в январе 1918 г. После самоликвидации офицерской организации Гукаев пять месяцев скрывался от властей, проживая в раз-личных местах Сарапульского уезда и в самом городе. Несколько раз подвергался арестам.
В августе 1918 г. Александр принял участие в Воткинском восстании, и был назначен руководством Народной армии ответственным за формирование конных частей.(1) На некоторое время арестовывался, вероятно, контрразведкой Народной армии по обвинению в работе крестьянской секции, но был освобожден. Командовал эскадроном, а во время наступления по всему фронту весной 1919 г. – всей конницей Воткинской армии. В дальнейшем Гукаев в чине корнета возглавлял сводный эскадрон 15-й Воткинской стрелковой дивизии. Участвовал в боях под Красно-уфимском, Тобольском, Иркутском. Был участником Сибирского Ледяного похода. За активное участие в боях имел несколько орденов – св. Анны IV ст. за надписью «За храбрость», св. Станислава III ст. и св. Владимира IV ст. Летом 1920 г. Гукаев был тяжело ранен (всего имел восемь ранений), находился на излечении в Нерчинске, оттуда отправлен в госпиталь в Харбин. В 1921 г. произведен в капитаны. После излечения, в марте 1921 г., Гукаев работал кассиром в Восточном товариществе в Харбине. В августе 1922 г. он решил вернуться в родной полк, воевавший в Приморье, для чего выехал во Владивосток, но продолжить службу не смог, (а может быть и не захотел); не удалось ему и вернуться и в Харбин вместе с осенней эвакуа-цией войск. После занятия Владивостока красными частями Александр Николаевич покинул город, пробираясь в направлении Николаевска на Амуре вдоль побережья. Остался на жительство в бухте Датта, давал частные уроки, работал на лесозаготовках, занимался рыбной ловлей.
В 1924 г. был арестован Приморским губотделом ГПУ, но затем выпущен на поруки, находился под надзором. После ареста Гукаев решил перебраться в Маньчжурию и в октябре 1925 г. перешел границу в районе Благовещенска. Оказавшись в Маньчжурии, бывший капитан работал в 1925-1932 гг. в Харбине шофером-механиком и доверенным писчебумажного магазина Чикарева. В 1927-1930 гг. учился на Харбинском юридическом факультете, но оставил учебу ввиду отсутствия средств. Занимался мелкой коммерцией – поставлял канцелярские и чертежные принадлежности в различные конторы и учреждения. В 1933-1935 гг. являлся доверенным Британского лесопромышленного товарищества (ст. Вэйшахэ Китайской Восточной железной дороги).
В 1934 г. Гукаев вступил во Всероссийскую фашистскую партию, возглавляемую К.В. Родзаевским. Причинами этого было не столько желание принять активное участие в освобождении родины из лап большевиков, сколько стремление получить хорошую работу, которую фашисты обещали своим членам. В самом деле, в марте 1935 г. Гукаеву было предложено возглавить русских охранный отряд на ст. Яблоня, оберегавший имущество крупной лесной концессии, а через несколько месяцев он стал начальником незадолго до того сформированного Управления охранных отрядов и одновременно начальником отделения Бюро российских эмигрантов (БРЭМ) на ст. Ханьдаохэцзы. В мае 1936 г. Александр Николаевич возглавил наст.Ханьдаохэцзы Военно-полицейское училище(ВПУ), готовившее русские кадры для горно-лесной полиции Маньчжоу-Го, в которую были преобразованы охранные отряды. После передачи руководства Управления охранных отрядов в руки японцев, Гукаев получил назначение на должность начальника отряда горно-лесной полиции на ст. Яблоня.
В дальнейшем возглавлял аналогичные отряды на ст.Шитоухэцзы(1937-1940) и на ст. Ханьдаохэцзы (1940-1941).
Оставив фашистскую партию, Гукаев входил в состав Дальневосточного союза военных, объединявшего практически всех бывших военнослужащих белых армий. В августе 1941 г. Александр Николаевич вместе с другими чинами горно-лесной полиции был мобилизован для прохождения военной службы в отряд Асано (ст. Сунгари-2). Служил командиром взвода в чине поручика Маньчжоу-Го в пешем эскадроне, расквартированном на ст. Ханьдаохэцзы (Асаѐко). В сентябре 1942 г. произведен в капитаны и назначен командиром эскадрона Асаѐко (с января 1944 г. – Ханьдаохэцзийский русский воинский отряд). С начала 1945 г. майор армии Маньчжоу-Го. После расформирования отряда в июле 1945 г. Гукаев получил назначение на должность начальника Восточного района Союза русских резервистов, служивших в армии Маньчжоу-Го. С началом советско-японской войны в августе 1945 г. Гукаеву было приказано восстановить Ханьдаохэцзийский отряд, но он уклонился от возложенного на него поручения и выехал с женой и малолетним сыном на ст. Шито-ухэцзы.
Впрочем, это не спасло его от ареста. Гукаев был задержан сотрудниками контрразведки СМЕРШ 28 августа на станции Шитоухэцзы и впоследствии вывезен в Советский Союз. Находился в Восточно-уральском лагере в Тавде (Свердловская область), где был осужден решением Особого совещания при МВД (январь 1947 г.) на 20 лет ИТЛ. В августе 1956 г. Александр Николаевич был освобожден из лагеря, и в дальнейшем воссоединился с семьей, вернувшейся на родину. Как показывают документы, Гукаев был реабилитирован в 1990 г.
(1) От издателя: в Приказах по ВНА его фамилия указывается как Гучкаев, Гучкасов и Гугкасов. С 20 сент. Он командует командой конных разведчиков, формирует конно-разведочные команды для 1 и 2 полков, служит начальником хозяйственной части Первого эскадрона. См: Коробейников А.В. Воткинская Народная армия. Ч. 1 Людской состав. И., 2013, С. 93
Источник: Государственный архив административных органов Свердловской области. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 39580; Государственный архив Хабаровского края. Ф. 830. Оп. 3. Д. 11800.
Смирнов С.В. Кавалерист Воткинской дивизии. (Гукаев Александр Николаевич). Первая Мировая. Восстание. Гражданская война. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 7 (24). 2014, С.126-129