Пробираясь до морского берега Северного моря в Нижней Саксонии, мы оказались в небольшом фризийском городке Йевер (Jever). Невероятно, но нам, потомственным казакам везет на встречи с местами, хранящими память истории русского следа в Европе. На центральной площади города нашему взору предстал колодец, Kosakenbrunnen – неиссякаемый источник, из которого звонко струились воды. Навершие колодца составляла очень выразительная группа всадников-казаков. Удальцы- усаты и бородаты, в кафтанах и подпоясаны кушаками, на воротниках и обшлагах серебряные галуны, сапоги со шпорами, прибитыми к каблукам, меховые папахи, в руках пики. По их фигурам и выражению мы понимаем, что скачут они к водопою, коней напоить, что всюду мир и конец сражениям, что храбрецы, молодые казаки-удальцы принесли мир немецкой земле, что они герои 1813 года, освободители города Йевер от француза. *Автор скульптурной группы Бонифатий Штирнберг
Обращаемся к истории. В начале XIX века Йевер, как и многие другие немецкие города был захвачен Наполеоном. После отторжения Восточной Фризии от Пруссии, земли включаются в состав Королевства Голландии, государства французской Директории, просуществовавшего до 1810 года. После победы русского оружия в 1813 году Йевер возвращается под флаг Российской империи и остается таковым вплоть до 1818 года.
Известно, что еще задолго до наполеоновских времен Jever был уделом России благодаря своеобразному "закону прялки", действовавшему в здешних местах и гласившему, что если правитель Йевера умирает бездетным, то владения наследует сестра или её потомки. Последним правителем города был князь Фридрих Август Ангальт-Цербстский ( 1734 — 1793) - единственный брат будущей российской императрицы Екатерины Второй. (портрет — фото из интернета). Российская императррица оставляет город себе, а не делит его среди многочисленных претендентов княжеской фамилии. В имперских титулах же появляется — «государыня Йеверская». Итак, в 1793 г. Наступает «русское время», как выражаются в Йевере, die russische Zeit. Это был довольно успешный период развития города. Росло благосостояние его жителей, город благоустраивался и благоукрашался. Сокращались военные расходы и выделялись средства на благотворительность. И сегодня в городском музее Йевера можно увидеть экспонаты, рассказывающие о периоде российского владычества: это щит с надписью «Русская почта», многочисленное оружие, предметы быта, а также портреты русских царей. Среди них есть и парадный портрет императрицы Екатерины, который она лично подарила городу.
Из Санкт-Петербурга управлять далекой немецкой Фризией было сложно и Екатерина Вторая назначила регентессу, по сути, вдову своего покойного брата, князя Фридриха Августа - Софию Ангальт-Бернбургскую (1744-1827)
Во времена правления Йевером Павла Первого чеканилась монета — пробный талер с двуглавым орлом Российской короны.
И если Екатерина Великая оставляла Йевер Российской империи навечно, то внук ее, Александр Первый подарил земли и город своему родственнику герцогу Питеру Фридриху Вильгельму Ольденбургскому (1785—1823). Такова была политика в Европе после разгрома Наполеона. Великая Империя Российская делает одолжение несчастным и сильно пострадавшим под захватом француза немцам.
О Екатерине Великой и ее правлении помнят во фризийском Йевере и по сей день. На главной площади установлены часы и во время боя, появляются фигурки всех правителей Йевера, среди которых и легко узнаваемая Екатерина Великая
С немецкой кровью, русскою душою
Императрицей много лет была.
Своим правлением славу и величие
Империи Российской принесла.
(З. Воронина)
Лихая казачья Троица напоминает о тех, кто принес мир Йеверу после долгих лет наполеоновского гнета.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… (Ин.14:27)
С подготовке материала использованы следующие источники:
http://beiunsinhamburg.de/2013/
https://www.stadt-jever.de/tourismus-freizeit/gut-aufgestellt-/sehenswuerdigkeiten/
подготовила И.Н. Баурихтер
Версия для печати