Яков Петрович Бакланов родился 15 (27 по новому стилю) марта 1809 года в станице Гугнинской Области Войска Донского в славной казачьей семье (в 1909 г. в связи со столетним юбилеем казачьего генерала её переименовали в станицу Баклановскую). Дед его наводил ужас на закубанских черкесов, отец его Петр Дмитриевич храбро воевал с Наполеоном и турками и выслужил чин хорунжего, а затем и казачьего полковника, будучи при этом неграмотным. Первый офицерский чин предоставил Бакланову-старшему права потомственного дворянства, и формально Яков Петрович уже при рождении принадлежал к благородному сословию.
Воспитывался будущий генерал в стародавних традициях: в три года катался на лошади по двору, в пять гарцевал по станице, а в восемь отправился с отцом на службу в Бессарабию. Впечатлительный мальчик с интересом слушал рассказы бывалых донцов о недавней войне с Бонапартом и мечтал поскорее вырасти, поступить на службу и отличиться в битве с неприятелем. Кое-какой грамоте выучился у станичного дьячка и полковых писарей, но уже в ранней юности умел отлично стрелять, рубить шашкой и колоть пикой, постиг науку кулачного боя и виртуозно владел верховой ездой. К тому же он так любил охотиться и стрелять, что мог всадить свою пулю в пулю, летящую от противника.
В 1824 г., на шестнадцатом году жизни Бакланов поступил урядником в казачий полк Попова, в котором отец его командовал сотней. Не заставила себя ждать и первая война с турками. Отцу постоянно приходилось осаживать новоиспеченного хорунжего (1828 г.), проявлявшего отчаянную храбрость. Орудием воспитания привычно служила казачья нагайка, но Яков не унимался и в бою неизменно оказывался на самых опасных участках. Возле г. Бургаса турецкая пуля убила под ним лошадь, однако, юный казак вернулся с войны целым и невредимым. А во время штурма крепости Браилов Яков Бакланов едиственный остался в живых из группы нападавших: все его товарищи подорвались на мине. За свои подвиги в эти годы Бакланов был удостоен ордена св. Анны 4-й степени с надписью «за храбрость» и 3-й степени с бантом. После заключения мира Я.П. Бакланова с отцом и полком, которым он командовал после смерти Попова, отпустили на Дон, где он прожил с 1831 по 1834 г.г.
В 1834 году Яков Бакланов был назначен на службу в казачий полк Жирова. Служба за Кубанью считалась для донцов делом хлопотным и опасным: привыкшие биться с врагом в вольной степи казаки в горах чувствовали себя крайне неуютно, неся большие потери не от воинственных горцев, а от эпидемий и непривычного климата. Командовал Закубанской линией легендарный генерал Засс, у которого Бакланов научился очень многому в военном деле, как, кстати, и у горцев, с которыми пришлось ему воевать. В 1836 г. Я.П. Бакланов возглавлял группу «охотников», с которыми храбро нападал на горские аулы, помогая тем самым регулярной армии с меньшими потерями пробиваться в глубь Кавказа. Но потери были немалые.
Именно на Кавказской войне появилась печальная донская песня про черного ворона. С горцами в XIX веке воевали около 100 тысяч донцов, из них в боях полегли 1763 человека, а от болезней скончалось более 16 тысяч. До середины 1840-х годов считалось, что выходцы с Дона в горной местности почти бесполезны. Поэтому казаков старались пристроить денщиками, вестовыми, ординарцами, то есть отстранить от реальных боевых столкновений. Но опыт ведения войны показал, что казаки наиболее мощное средство в борьбе с горцами.
Отчаянный Яков Бакланов сумел развеять миф о непригодности станичников к серьезным делам на Кавказе. На его счастье появилась принципиально новая тактика борьбы с засевшим в горах противником. Генерал Г. Засс, командующий Кубанской линией, был горячим сторонником активных наступательных действий. Не дожидаясь нападения горцев, удалой барон нападал первым, блестяще организуя разведку в тылу врага.
Бакланов прослужил под началом генерала Засса около трех лет и всю оставшуюся жизнь называл его своим учителем. Партизанскую тактику генерала он взял за образец и постоянно ее совершенствовал. Правда, уже в первых серьезных стычках Яков Петрович мог запросто сложить буйную голову. В июле 1836 года он увлекся преследованием неприятеля и оказался с небольшим отрядом против вооруженных до зубов горцев, превосходящих силы казаков втрое. За час Бакланову удалось отразить более десятка атак, после чего он решился перейти в наступление, подбодрив своих донцов известием, что к ним идет подкрепление. На самом деле надвигалась гроза, и раскаты грома сметливый командир выдал за выстрелы русской артиллерии. Дерзкая акция удалась. Горцы были разбиты и в беспорядке бежали. За храбрость и боевые заслуги Засс наградил сотника Я.П. Бакланова орденом св. Владимира 4-й степени с бантом. С тех пор в горах стали распространяться невероятные слухи о великане-казаке, которого не берет пуля, потому что он на короткой ноге с нечистой силой.
В 1837 году полк, в котором служил Бакланов, отправили на отдых, на Дон. Следующей командировки на Кавказ пришлось ждать восемь лет. Два года он был на льготе, а в 1841 году его назначили в только что сформированный в Новочеркасске Донской учебный полк. В 1841 г. его направили служить в казачий полк, дислоцировавшийся в Польше. По возвращении из Польши в 1844 г., 35 лет от роду он получил чин войскового старшины.
В мае 1845 года Яков Петрович получил реальную возможность проявить себя в сражениях со сторонниками Шамиля. Он был направлен в 20-й казачий полк, на границу с Чечней, в укрепление Куринское. Наместник на Кавказе М.С. Воронцов сразу же приметил способного офицера. Бакланов с блеском провел рейд навстречу его войскам, возвращавшимся из тяжелого похода на аул Дарго. В 1846 году Воронцов отдал в командование Бакланову 20-й полк, который очень скоро стал образцовым партизанским соединением. Имя Бакланова наводило такой страх и ужас на горцев, что их предводитель имам Шамиль не раз говорил: «Если бы вы боялись Аллаха, как боитесь Бакланова, вы бы были святыми». Боявшимся Бакланова горцам не оставалось ничего другого, как подозревать казачьего командира в дружбе с дьяволом. Горцы так и прозвали его – Даджал, то есть черт (шайтан). Свою демоническую репутацию хитрый от природы Бакланов всячески поддерживал.
Однажды посмотреть на казачьего полководца пришли чеченские старейшины. Им хотелось убедиться, что с ними воюет истинный пособник дьявола. Бакланов был человеком двухметрового роста с грубыми чертами лица. Одного этого было достаточно для соответствующего впечатления, а тут ещё Бакланов встретил гостей в вывороченном тулупе, с перемазанным сажей лицом. Никаких дополнительных доказательств горцам не потребовалось.
Тогда горцы решили уязвить самолюбие «шайтана Боклю» в искусстве стрельбы. Известный среди горцев стрелок Джанем поклялся уложить ненавистного казака с первого выстрела и похвалялся, что с пятидесяти шагов разбивает куриное яйцо, на что наслышанные о двухметровом казаке горцы спокойно отвечали, что Бакланов и в муху попадет шагов со ста пятидесяти. Яков Петрович предстал перед Джанемом на лошади. В решающий момент снайпер горцев занервничал и сделал два неточных выстрела. Бакланов, не спешиваясь, спокойно прицелился и пустил сопернику пулю между глаз. Зрители из числа соплеменников убитого громкими криками выразили свое восхищение выстрелом казака. С тех пор по Чечне гуляла издевательская поговорка: «Не хочешь ли убить Бакланова?» 4 декабря 1848 г. Я.П. Бакланову присваивается чин подполковника.
В 1851-м по почте неизвестно от кого Бакланов получил весьма понравившийся ему подарок – черное шелковое полотнище с вышитой на нем мертвой головой Адама (черепом) и двумя скрещенными под нею костями. Эта художественная композиция была снабжена многозначительной надписью из «Символа веры» – «Чаю воскрешения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Этот знак признавался баклановским значком и стал визитной карточкой отчаянного воина и его казаков. Храбрость Бакланова была отмечена новой наградой, орденом св. Анны 2-й степени с императорской короной. В 1850 году 20-й казачий полк убыл на Дон, но наместник Воронцов упросил военного министра А.И. Чернышева не убирать с Кавказа полковника Бакланова. Ему был вверен прибывший на Кавказ 17-й казачий полк. Он был уже настолько популярен, что многие офицеры и даже казаки из 20- го полка попросили перевод в прибывший 17-й казачий полк. Имя Якова Бакланова, как грозы Кавказа, гремело по-прежнему, а его военные заслуги были столь очевидны, что в 1852 г. его наградили орденом св. Георгия 4-го класса. В 1853 году он получил чин генерал-майора. С началом Крымской войны горцы могли вздохнуть спокойнее. Бакланов отличился при штурме турецкой крепости Карс (1855 г.), за что был награжден орденом св. Анны 1-й степени. Страшный Даджал покинул Кавказ в конце 1855 г. и переехал в г. Новочеркасск, в котором прожил еще весь 1856 год. В начале 1857 г. он вновь отправляется на Кавказ в качестве походного атамана. Здесь он прослужил по 1860 год. 3-го апреля 1860 г. Я.П. Бакланову присваивается чин генерал-лейтенанта, и вскоре по болезни он отправляется на Дон.
В 1861 году дворянство 2-го военного округа войска Донского избирает Бакланова окружным генералом (т.е. административным лицом). В 1863 году, в связи с началом польского восстания против царского самодержавия он был приглашен руководить 12 казачьими полками, но реально его поставили во главе одного из военных отделов (августовского) в Литве. Лояльное отношение к местным жителям в период восстания вызвало недовольство у командования. Бакланов попросил отставки. Пока шло рассмотрение его прошения, на Дону вышел Высочайший рескрипт о награждении Я.П. Бакланова «за особые труды» орденом св. Владимира 2-й степени. В начале 1864 г. он уезжает на Дон лечиться, а здесь его ожидает несчастье. При пожаре сгорел его дом, всё имущество и деньги, которых у него и так всегда не хватало. В 1867 г. Якова Бакланова зачислили по войску Донскому в качестве отставного генерал-лейтенанта.
Последние годы своей жизни казачий генерал Бакланов прожил в Петербурге. После долгой тяжелой болезни Яков Петрович Бакланов скончался 18 октября 1873 года и был похоронен за счет средств войска Донского на кладбище Воскресенского девичьего монастыря. Почитатели легендарного генерала «поставили на его могиле величественный и оригинальный памятник» работы скульптора Н.В. Набокова. На куске гранитной скалы, символизирующей горы, брошены бурка, папаха, шашка и баклановский значок из темной бронзы.
В 1909 году, в связи со столетием со дня рождения, именем казачьего генерала Бакланова назвали один из главных проспектов города (бывший Троицкий). Несмотря на то, что этот проспект в советские годы не однажды переименовывался, в наши дни он носит название Баклановский.
4 октября 1911 года прах генерал-лейтенанта Бакланова перенесли в усыпальницу героев Дона под войсковым Вознесенским кафедральным собором, а памятник перевезли из Санкт-Петербурга в столицу донского казачества Новочеркасск и воссоздали в несколько измененном виде на Соборной площади. В 30-е годы, в период всероссийской акции по сбору цветных металлов, с памятника Бакланову были сняты некоторые бронзовые элементы, в том числе бурка, шашка, баклановский значок.
4 июня 1995 г., во время празднования 190-летия со времени основания г. Новочеркасска, восстановленный московским скульптором А.В. Тарасенко памятник был торжественно открыт.
В Новочеркасске почитают имя походного Атамана войска Донского генерал-лейтенанта Якова Петровича Бакланова. Его именем названа казачья станица «Ново-Баклановская», образованная в 1990 году на территории бывшего Промышленного района. В настоящее время казаки станицы во главе с атаманом В.П. Шевченко ведут активную работу с молодежью, в том числе в созданном молодежном клубе «Гепард», который имеет дружественные связи с атомным подводным крейсером Северного флота «Гепард». Один из рынков города называется Баклановский. Имя Бакланова носит также казачья гимназия в городе Ростове-на-Дону, при которой открыт внешкольный центр «Казачья застава».
Кирсанов Е.И., историк-краевед.
Статья из газеты «Донская речь», №11 (016) от 15 марта 2006 года
Читайте также:
В.А. Потто. Яков Петрович Бакланов. Биогр. очерк. 1885
А.В. Венков. Гроза Кавказа. Жизнь и подвиги генерала Бакланова. ООО «Издательство «Вече», 2016.
Источник Версия для печати