Феодор Никитич Романов-Юрьев родился около 1553-1554 гг., принадлежал к одному из видных боярских родов, был племянником первой жены Иоанна Грозного (его отец Никита Захарьин-Юрьев — брат супруги царя Анастасии Романовны). Воспитываясь в придворной обстановке, был широко образован, любим народом, принимал участие в государственных делах.
Разрядные книги свидетельствуют, что в феврале 1586 г. будущий Патриарх имел чин боярина и исполнял обязанности нижегородского наместника. В 1593-1594 гг. упоминается как псковский наместник. К концу царствования Феодора Иоанновича имел чин главного дворового воеводы и считался одним из трех руководителей ближней царской думы.
После смерти царя Феодора Иоанновича как его ближайший родственник стал одним из законных претендентов на русский престол. Подвергнутый опале при Борисе Годунове в 1600 г., был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского в Архангельской губернии. Его жена Ксения Шестова также была насильно пострижена в монашество с именем Марфа.
После смерти Бориса Годунова в 1606 г. поставлен митрополитом Ростовским, в том же году участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу.
В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его Патриархом Московским. В 1610 г. был освобожден из тушинского плена, впоследствии назначен на должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу и почти девять лет пребывал в плену.
В 1613 г. Земский Собор избрал на русское царство Михаила Романова, за его отцом был утверден титул «нареченного Патриарха». 1 июня 1619 г. освобожден в порядке обмена пленными в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 г. и был торжественно встречен сыном. Прибыл в Москву 14 июня 1619 г.
24 июня 1619 г. интронизацию по чину поставления первого Патриарха Московского совершил находившийся в то время в Москве Патриарх Иерусалимский Феофан III.
Патриарх Филарет сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Феодоровича Романова. В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для православной державы правление «Премудрой Двоицы». Годы его Патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ.
Патриарх Филарет приложил много усилий для восстановления в стране гocyдapственности после периода Смуты. Он добился проведения поземельной переписи, благодаря которой были справедливо распределены подати, что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С помощью церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии, строились новые заводы.
Деятельность нового Патриарха состояла в охране чистоты Православия, преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности, реформе церковной администрации. Особое внимание Патриарх Филарет уделял внешней политике.
Управление Патриаршим двором Филарет стремился устроить по образцу государева двора. Был создан новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу поместные оклады. 20 мая 1625 г. Филарет на правах государя издал царский указ, по которому Патриарх получал право судить духовное и крестьянское население Патриаршей области во всяких делах, кроме воровства и разбоя. Таким образом, при Филарете окончательно сложилась Патриаршая область.
Патриарх заботился об устроении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах. По его благословению при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище.
Первосвятитель много внимания уделял печатанию и исправлению богослужебных книг. Из Московской типографии, расширенной по указу Патриарха Филарета, в период его предстоятельства вышло множество изданий, в том числе полный круг богослужебных книг. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — бесплатно.
В 1620 г. по благословению Патриарха была учреждена Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири.
При Патриархе Филарете возобновились прерванные в эпоху Смуты отношения Москвы с Восточными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих Церквей.
Во время правления Патриарха Филарета был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва. Опыт, полученный в польском плену, убедил Патриарха Филарета в недопустимости унии для Русской Церкви, и, занимая Патриарший престол, он предпринял все усилия для ограждения России от западных религиозных влияний.
В период Патриаршества Филарета были канонизированы Макарий Унженский (1619 г.) и Авраамий, епископ Галицкий (1621 г.). В 1625 г. посол персидского шаха поднес Патриарху золотой ковчег с частью Господней ризы. Святыня была помещена в Успенском соборе Московского Кремля, в ее честь установлено празднование 27 марта. В настоящее время святыня находится в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 г. Святейший Владыка сам указал себе преемника — архиепископа Псковского Иоасафа. Погребен Патриарх Филарет в Успенском соборе Московского Кремля.
Читайте также книгу: Смирнов Андрей Петрович. Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России. – 1874.
Источник Версия для печати