Полный печатный аналог: Пивоваров Н. Ю. Кооперативный феномен села Старая Барда (1907–1919 гг.) // Институты гражданского общества в Сибири (XX — начало XXI в.). / Отв. ред. В. И. Шишкин. Вып. 2. Новосибирск, 2011. С. 38–48. PDF, 961 Кб.
В начале ХХ века в в селе Старая Барда Троицкой волости Бийского уезда Томской губернии проживали около трехсот русских семей. Основным занятием населения было скотоводство, в меньшей степени — земледелие. Почти треть крестьян занимались отходничеством.
Поворотным моментом в жизни крестьян Старой Барды был переезд сюда Аггея Ефимовича Антонова, ставшего инициатором открытия первых кооперативов в селе. На новом месте он открыл небольшую лавку по заготовке кожи, одновременно организовал библиотечный кружок, в котором читал крестьянам газеты, журналы, художественную литературу.
Антонов приобрел большое количество литературы по вопросам кооперации, которую читал и обсуждал на заседаниях библиотечного кружка. Крестьяне с неподдельным интересом участвовали в дискуссиях, в ходе которых высказывали собственные суждения о целях и задачах кооперации. В ходе подобных заседаний у Антонова появились единомышленники из числа местных крестьян, которые стали его опорой при создании маслодельной артели. Они добровольно распространяли среди соседей и знакомых брошюры и листовки, вели разъяснительные беседы о необходимости организации кооператива в селе.
В 1907 г. в Старой Барде была открыта маслодельная артель. В её учреждении приняли участие 30 домохозяев. Правление артели выплачивало своим членам за сдачу молока по 40 копеек (золотое содержание рубля при свободном обмене ассигнаций на драгоценный металл составляло 0.77 гр.) за пуд, тогда как частные предприниматели всего по 25–30 копеек за пуд. В итоге к началу 1908 г. число членов артели достигло 207 домохозяев. Не выдержав конкуренции с маслодельной артелью, закрылись три частных маслодельных завода. Правление приобрело у одного из обанкротившихся предпринимателей маслодельный завод, на котором были введены строгие санитарные нормы. Уже к началу Первой мировой войны маслодельная артель закупала у крестьян до 100 тыс. пудов молока и вырабатывала до пяти тысяч пудов масла в год.
Однако старобардинские крестьяне не остановились на достигнутом. В 1909 г. общее собрание маслодельной артели постановило открыть потребительскую лавку. К 1913 г. членами потребительской лавки было 350 человек, а её ежегодный оборот достиг 70 тысяч рублей в год. Лавка закупала самые необходимые для деревни промышленные и продовольственные товары: мануфактуру, готовую одежду, обувь, муку, скобяные и железные изделия, бакалею. В 1909 г. при артели был открыт маслобойный завод по производству конопляного и льняного масел, который позволил крестьянам Старой Барды и окружающих селений, занимавшихся посевами соответствующих растительных культур, не только выгодно сбывать продукцию, но и покупать по низким ценам масло и выжимки семян (жмыхи), являвшихся ценным кормом для скота. Артельная потребительская лавка и маслобойный завод способствовали укреплению экономических связей между Старой Бардой и соседними населенными пунктами.
В 1910 г. жителями села совместно с правлением маслодельной артели было открыто ссудо-сберегательное товарищество «Экономия» с двадцатипятирублевым паем, позволившее сократить финансовую зависимость населения от частных ростовщиков. Селяне не только получили возможность брать краткосрочные и долгосрочные кредиты по низким процентным ставкам, но и хранить собственные сбережения. К 1912 г. обороты товарищества достигли 50 тыс. рублей, а к 1914 г. «Экономия» обслуживала не только Старую Барду, но и еще 30 окрестных селений [9]. В 1915 г. по инициативе правления товарищества в селе был создан Совет кредитных учреждений, цель которого заключалась в интеграции кредитной кооперации всего Бийского уезда.
В 1911 г. на совместном заседании членов правлений маслодельной артели и ссудо-сберегательного товарищества был утвержден план строительства кооперативной мельницы и электростанции близ горной реки Чапша. По меркам того времени, это был крупный проект. Он оказал влияние на всю экономическую жизнь Старой Барды.
Работы по рытью канала, возведению плотины и мельницы производились добровольно, силами жителей села. Строительство мельницы было завершено в короткий срок.
22 декабря 1912 г. состоялось торжественное открытие мельницы, а в начале 1913 г. была запущена электростанция, которая позволила провести электрическое освещение почти во все крестьянские дома, а также в хлева и коровники. Стоимость освещения составляла три рубля в год.
Сообщение об этом было опубликовано во многих сибирских и российских периодических изданиях.
Один из журналистов писал: «Вечером при наступлении темноты село кажется маленьким городком с прекрасно освещенными домиками».
В начале 1913 г. в селе состоялись торжественные мероприятия по случаю окончания строительства мельницы и запуска станции, которые были соединены с празднованием трехсотлетия царствования Дома Романовых. В конце праздника члены маслодельной артели провели специальное заседание, которое постановило в самое ближайшее время отрыть Народный дом, в котором «крестьяне и молодежь села могли бы проводить часы досуга».
Всей культурной работой в Старой Барде руководил небольшой круг лиц, включавший членов кооперативов и представителей местной интеллигенции. В помещении артельной лавки они проводили беседы и лекции. В конце 1913 г. правление маслодельной артели выделило деньги для приобретения киноаппарата и небольшой фильмотеки. Среди фильмов, которые смогли посмотреть старобардинцы, были «Добыча соли в Сицилии», «Разные способы доения коров», «Охота на слонов», «Эксплуатация лесных богатств Австралии», «Макс на лыжах», «Сумасшедший отец», «Девицы-полисмены» и другие. Показ фильма обычно предварялся научно-популярной лекцией. Кинематограф пользовался большой популярностью у местного населения, особенно у молодежи, поэтому в 1916 г. члены маслодельной артели постановили приобрести аппарат для съемок собственных фильмов.
В 1914 г. правления маслодельной артели и ссудо-сберегательного товарищества выделили деньги на строительство Народного дома. Открытие его прошло в ноябре 1914 г. и стало крупным событием в культурной жизни всего Бийского уезда. Один из очевидцев так описывал внешнее и внутреннее убранство Народного дома: «Здание Народного дома представляет из себя одноэтажное деревянное здание. Снаружи вид и архитектура его таковы, что он может послужить украшением не только села, но и города. Комнаты отштукатурены, с высокими потолками. В нем помещается зрительный зал со сценой, гостиная с массой цветов». В помещении Народного дома располагались библиотека-читальня, кооперативная столовая и чайная, кинозал, имелась сцена для публичных лекций и демонстрации пьес. Театральный репертуар включал произведения А. Н. Островского, А. П. Чехова и А. М. Горького [16]. В 1917 г. в здании Народного дома были отведены помещения для контор правлений старобардинских кооперативов. Возле здания был разбит сад. Летом по праздничным и воскресным дням возле Народного дома играл оркестр художественной самодеятельности.
В 1914 г. в Старой Барде на средства кооперативов было организовано сельскохозяйственное общество, целью которого было развитие агрикультурных и животноводческих навыков у местного населения. В 1915–1916 гг. на базе общества были созданы опытное поле и экспериментальный скотный двор. Для работы на скотном дворе старобардинцы пригласили специалистов из Латвии — животновода Кристофера Грюмберга и мастера-маслодела Карла Берзина. При сельскохозяйственном обществе был открыт прокатный пункт, где крестьяне брали в аренду различные сельхозмашины и орудия. Общество приглашало специалистов-агрономов из Томска, Барнаула, Бийска для чтения лекций и проведения бесед. В библиотеке Народного дома был открыт специальный отдел литературы по различным направлениям сельского хозяйства.
Кооператоры решили не ограничиваться только культурной работой среди крестьян, а пойти дальше. В 1915 г. общее собрание маслодельной артели и ссудо-сберегательного товарищества устроить в Старой Барде телефонную связь. Первоначально телефоны были установлены в конторах правлений кооперативов, у представителей местной власти, настоятеля церкви, а также в домах наиболее зажиточных и влиятельных жителей села. Стоимость эксплуатации одного аппарата составляла 15 рублей в год. Несмотря на это, уже к началу 1916 г. почти половина жителей провела в свои дома телефонную связь, а к началу 1917 г. емкость сети составляла почти 400 номеров. Телефон впервые соединил дома крестьян, живущих в разных концах села.
Болезненным ударом для села стала разразившаяся Первая мировая война. В действующую армию было мобилизовано до трети мужчин. Кооперативами был организован сбор пожертвований для призывников. Кроме того, семьям призывников ежемесячно выделялся продуктовый паек в размере пуда муки и фунта чая. В 1916 г. при маслодельной артели и кредитном кооперативе были открыты курсы счетоводов для инвалидов войны.
В начале 1917 г. на общем сельском сходе было предложено открыть потребительское общество «Гражданин». Новый кооператив закупал для населения промышленные и продовольственные товары. В том же году члены правлений всех кооперативов Старой Барды выступили с инициативой создания кооперативного союза. На протяжении всего 1917 г. были проведены встречи с представителями кооперативов близлежащих селений, а в феврале 1918 г. состоялся учредительный съезд, на котором был образован Бие-Катунский кооперативный союз. В него вошли 18 кооперативов, в том числе восемь потребительских обществ, шесть маслодельных артелей и четыре кредитных товарищества.
Деятельность Бие-Катунского союза в 1918 г. отличалась высокой эффективностью в экономической сфере. Его пайщики своевременно снабжались самими необходимыми товарами. Правление приобрело автомобиль для более мобильного перемещения между населенными пунктами. В 1918 г. общее собрание союза постановило провести телеграфную линию от Старой Барды до села Кош-Агач Бийского уезда — самого южного населенного пункта Алтайской губернии — с целью возможного выхода на рынки Монголии. Большое внимание уделялось неторговой деятельности. В 1919 г. планировалось начать издание собственного периодического органа, открыть музей Алтайской губернии, а также создать сеть библиотек и читален.
В течение 1918 г. Бие-Катунский союз построил ряд промышленных объектов: два клепочных завода, мыловаренную фабрику, выпускавшую продукцию, пользовавшуюся большим спросом даже в соседних уездах, завод по сухой перегонке дров, цементный завод, жестяную (специализировалась на ремонте сельскохозяйственной техники), слесарно-токарную и экипажную мастерские. Производственные предприятия располагались не только в Старой Барде, но и в соседних населенных пунктах.
В начале 1920 г. Бие-Катунский кооперативный союз был ликвидирован советской властью. Все промышленные объекты были национализированы, а Народный дом — передан в ведение местной власти.
Источник Версия для печати