Это важное для российского государства событие произошло в День осеннего празднования Казанской иконы Божией Матери, который Петр I специально избрал для официального оглашения Ништадтского мира, ознаменовавшего победу России над Швецией в Северной войне. Дата объединила в себе большой церковный праздник, викториальный день и день рождения нового государства.
30 августа (по Юлианскому календарю) (12 сентября по Григорианскому) 1721 года в городе Ништадте (ныне Уусикаупунки в Финляндии) был заключен мирный договор между Россией и Швецией, ознаменоваший собой окончание Северной войны, продолжавшейся 21 год – с 1700-го по 1721-й. С российской стороны Ништадтский трактат о мире подписали «генерал-фельдцейгмейстер, президент Берг- и Мануфактур-коллегии, кавалер орденов св. Андрея и Белого Орла граф Яков-Даниель Брюс1» и «Его Царского Величества канцелярии тайный советник г-н Гендрих-Иоган-Фридрих Остерман2»; со шведской стороны – государственный и канцелярии советник граф Иоган Лилльенстедт3 и «ландсгевдинг4 заводов медных и в лене Далерн5 благородный барон Отто-Рейнгольт Штремфелт6» [2, с. 118–131].
К России отошли Лифляндия (с Ригой), Эстляндия (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ингерманландия (Ижорская земля) и другие территории «в совершенное непрекословное вечное владение и собственность». Россия вернула выход в Балтийское море, утраченный в период Смутного времени, и те земли, на которых уже стоял и разрастался Петербург.
Триумфальное завершение этой военной кампании привело к изменению статуса государства. 22 октября 1721 года, в день объявления народу о победе в Северной войне, Петр I принял от сподвижников титул «Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского».
День 22 октября был выбран, естественно, неслучайно и имел прямое отношение к становлению династии Романовых и постепенному усилению российской государственности. В этот день в 1612 году силами народного ополчения был освобожден от интервентов Китай-город в Москве. Первый царь из династии Романовых Михаил Федорович объявил этот день осенним праздником Казанской иконы Божией Матери, показав таким образом преемственность от Рюриковичей, ведь великий подвижник патриарх Гермоген рассказал об обретении в Казани этой иконы в годы правления Ивана IV Грозного в 1579 году. Царь Алексей Михайлович сделал праздник государственным. Представитель третьего поколения Романовых – царь Петр I Алексеевич выбрал именно этот день для торжественного объявления всему миру об окончании Северной войны и принятия титула Императора, Великого и Отца Отечества. С этого момента возникло новое государство – Российская империя со столицей в Санкт-Петербурге. 4 ноября мы отмечаем не только День народного единства и Казанской иконы Божией Матери, но и день рождения Российской Империи.
В честь заключения Ништадтского мира в 1721 году русские послы за границей организовали праздники с фейерверками в Дрездене, Амстердаме и Копенгагене. Празднества, посвященные славе русского оружия, продолжились в 1722 году в Москве.
По указанию Петра I были установлены Викториальные дни (от лат. victoria – победа), в которые отмечались годовщины одержанных им побед. Торжества по традиции были приурочены к церковному празднику. Однако на день заключения Ништадтского мира никакого церковного праздника не выпадало, и тогда Петр I сам его создал. Кроме того, он решил дать Петербургу, городу «искусственному», созданному по воле одного человека, самого государя, еще одного святого покровителя.
До этого святыми покровителями столицы Российской Империи считались, по выбору Петра Великого, апостолы Петр, получивший ключи от Рая от Иисуса Христа, и Андрей Первозванный, который, согласно преданию, проповедовал Слово Божие на востоке и, возможно, доходил даже до Ладожского озера.
Но Петру Великому хотелось подарить основанному им городу русского покровителя. Им и стал князь Александр Невский, бивший шведов на невских берегах, также как это делал впоследствии и сам Петр I. Кроме того, Царю хотелось показать преемственность молодой династии Романовых от династии Рюриковичей, к которой принадлежал князь Александр Ярославич.
Поэтому Император решил освятить очередную – третью по счету – годовщину Ништадтского мира перенесением мощей Александра Невского из Владимира, где они в то время находились, в Петербург. Они были вывезены из владимирского Рождественского собора в августе 1723 года, привезены в Шлиссельбург и оставались там до 1724 года.
Принятие Петром I императорского титула имело большое политическое значение. По сути царский титул не отличался от императорского, ибо восходил к титулу «цесарь, кесарь», что в принципе означает то же самое. Традиционно титул «Царь» – один из славянских титулов монарха, аналог императора, неформально спорадически употреблялся правителями Руси с XI в., систематически со времен Ивана III. А в титуле Лже-Димитрия I указывалось «Цесарь».
Однако Петр сознательно пошел на принижение прежнего титулования, чтобы возвысить положение страны в мировой иерархии.
Повторной коронации быть не могло. Совместная коронация Иоанна и Петра Алексеевичей прошла 25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля.
В ходе Северной войны рождалась новая столица, менялась вся Россия, и торжественное преподнесение и принятие нового титула правителя проходило в Троицком соборе на первой в городе Троицкой площади в Санкт-Петербурге.
Петровский Троицкий собор, или, как его принято сейчас называть, Троице-Петровский собор, не сохранился до наших дней, здание перестраивалось и в конце концов было вовсе утрачено. Проведенные в 1990-х годах раскопки позволили определить месторасположение Троице-Петровского собора в северо-восточной части современной Троицкой площади на месте существующего жилого дома, тротуара перед ним и дороги, соединяющей ул. Куйбышева с Петровской набережной [4, с. 25–74]. В 2020 году на этом месте был установлен памятный знак первому собору Петербурга работы скульптора Павла Шевченко.
В Троицком соборе длительное время хранилась святыня Петербурга – Чудотворная Казанская икона Божией Матери. В течение первой половины XVIII столетия собор продолжал сохранять роль государственного храма. Считается, что в нем происходили коронации Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны [4, с. 25–74]. Утверждение крайне ошибочно. Все коронационные торжества проходили в Москве, в Кремле, в Успенском соборе. Хотя, безусловно, в общественном сознании жителей Петербурга Свято-Троицкий собор сохранял за собой роль мемориального храма, тесно связанного с основанием Петербурга и деятельностью Петра Великого [1, с. 131].
По поводу изменения титулатуры российского монарха был опубликован Акт поднесения Государю Царю Петру I титула Императора Всероссийского и наименования: Великого и Отца Отечества [3, с. 444–446]. Титулы преподносились от лица духовной и светских властей, т. е. от Синода и Сената.
Документального изображения принятия Петром I императорского титула не существует. Однако в середине XIX в. в издании «Живописный Карамзин, или Русская история в картинах» была опубликована гравюра Бориса Чорикова «Царь Петр I принимает титло: отца Отечества, всероссийского императора и великого, 1721» [5, л. 276]. Изображен Троицкий собор, архиереи и сподвижники Петра I, царская семья. Показано и то, чего не могло быть по определению, – новые инсигнии, появившееся позже, – горностаевая императорская мантия и императорская корона. На самом деле все происходило иначе.
После литургии в Троицком соборе был зачитан трактат о вечном мире, заключенном со шведской короной. Затем архиепископ Псковский Феофан Прокопович в своем поучении пересказал все «дела и славные действа со всеми благодеяниями» Государя, из чего явственно следовало, что ему подобает иметь имя Отца Отечества, Императора и Великого. После владыки выступил весь Сенат, от имени которого канцлер граф Гаврила Иванович Головкин произнес речь, в которой также было указано на «славные и мужественные воинские и политические дела», через которые были выведены «верные подданные из тьмы неведения на театр славы всего света…». Вследствие этого Сенат от имени всего народа молил царя принять титул Отца Отечества, Великого и Императора, добавляя, что императорский титул уже использовался по отношению к предшественникам Петра на протяжении нескольких сот лет и был дарован римским императором Максимилианом. Заканчивалась речь возгласом всех присутствующих в церкви и вне ее: «Виват, виват, виват, Петр Великий, Отец Отечествия, Император Всероссийский». Далее шел барабанный бой, играли литавры, звучал салют в виде пушечной и мушкетной пальбы.
На все это Петр I ответил тремя фразами, которые по их значимости хочется привести полностью.
1. «Зело желаю, чтоб наш весь народ прямо узнал, что Господь Бог прошедшею войною и заключением сего мира нам сделал».
2. «Надлежит Бога всею крепостию благодарить, однако ж, надеясь на мир, не надлежит ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с Монархиею Греческою».
3. «Надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который Бог нам пред очьми кладет, как внутрь, так и вне, от чего облегчен будет народ» [3, с. 444–446].
Таким образом, новый император указал на то, что, во-первых, без Божией помощи не было бы победы. Во-вторых, изменил ориентиры в политике и культуре страны с Византии (монархии Греческой) на образцы Римской Империи. В-третьих, указал о необходимости продолжения работы по защите Отечества и попечения о пользе и благе народном.
После благодарственного молебна и пушечной пальбы действо закончилось поздравлениями всей новой императорской фамилии. По поводу рождения новой страны были поздравления от иностранных послов, празднования с салютами, фейерверками, «балом и танцами», столом на 1000 человек, криками «Виват» и т. д.
Это событие повлекло за собой не только изменение титулатуры русского монарха, но и государственной символики, например, государственных регалий, церемониалов коронационных, траурных и прочих торжеств, церковного возглашения членов правящей фамилии. В государственной символике, например, в гербе, царская корона над двуглавым орлом была заменена короной имперской. Фраза «великий государь, царь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец» менялась на «Мы, Петр Первый, император и самодержец Всероссийский». Это способствовало становлению отечественного самодержавия и абсолютизма.
Одновременно менялось и титулование членов семьи монарха. Для супруги императора вместо «государыня царица и великая княгиня» появилось «ее величество императрица». Дочери Петра стали цесаревнами, первым цесаревичем стал чином церковного возглашения 27 декабря 1761 года сын Петра III Павел Петрович, который по восшествии на престол упорядочил и регламентировал систему титулования членов Императорской фамилии.
Однако признание нового титула правителя страны и, следовательно, признание России империей в мире шло постепенно. Только после того, как императорский титул по отношению к нашему монарху был использован в дипломатической переписке, он постепенно закрепился за нашим правителем. Например, был использован шведским королем Фридрихом I в 1723 году, Великобритания и Австрия признали титул в 1742 году, а Речь Посполитая в 1764-м. А Российская Империя крепла и разрасталась.
В дальнейшем российские правители именовались императорами, однако персональное титулование «Отец Отечества и Великий» имеется только у Петра I. Попытки преподнести схожие персональные титулы Екатерине II и Александру I не имели успеха, и монархи от них отказались. В 1767 году Комиссия для составления нового Уложения присвоила Екатерине II титул «Великая, Премудрая и Матерь Отечества». Императрица отказалась, ответив: «какая она Великая – это потомство будет судить, а Премудрой она себя не считает». В 1814 году Сенат преподнес Александру I титул «Благословенного, великодушного держав восстановителя». Внук последовал примеру бабушки.
Государство Российская Империя существовало два века, и все это время Санкт-Петербург представлял ее как столица на мировой арене. 1 сентября (14 сентября) 1917 года Российская империя перестала существовать и появилась Российская Республика.
Праздник сохранился до наших дней под названием «День воинской славы России – День народного единства (День согласия и примирения)». Он отмечается в нашей стране ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года [6]. У этого праздника много названий и долгая история.
Библиографический список
1. Антонов, В. В., Кобак, А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. – СПб. 1996, 1997. Т. 3. С. 131.
2. Под стягом России: Сборник архивных документов. – М.: Русская книга, 1992. С. 118–131.
3. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 6. (1720–1722). № 3840. С. 444–446.
4. Сорокин, П. Е. Археологическое изучение Троице-Петровского собора // Археологическое наследие Санкт-Петербурга. – СПб., 2003. Вып. 1. С. 25–74.
5. Чориков, Б. А. Рис. на камне. П. Иванов. Петр I принимает титул императора Всероссийского. Литография // Живописный Карамзин или история в картинках, издаваемая Андреем Прево. – СПб., 1836–1844. Гл. 139. Л. 276.
6. Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Статья 1. Дни воинской славы России (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 № 115-ФЗ).
1 Брюс Яков Вилимович (1669–1735).
2 Остерман Андрей Иванович (1686–1747).
3 Лилльенстедт (Лиллиенштедт) Йохан-Паулинус (1655–1732) – шведский политический деятель, граф, поэт.
4 Губернатор, администратор, руководитель.
5 Единица административного деления Швеции.
6 Штремфелт (Стремфельд) Отто-Рейнхольд, барон (1679–1746) – шведский чиновник и политик.
М. О. Логунова
Государственный музей истории Санкт-Петербурга