***
Родился в семье протоиерея, законоучителя Московского коммерческого училища Михаила Васильевича Соловьёва (1791—1861); мать, Е. И. Шатрова, была дочерью мелкого чиновника, выслужившего дворянство, и племянницей ярославского епископа Авраама (Шумилина). До 13 лет Закону Божьему и древним языкам учился у отца, будучи с 8 лет записан в Московское духовное училище с оговоркой, что по светским предметам ученик будет получать знания в коммерческом училище, а экзамены сдавать в духовном. Религиозное воспитание проявилось в том, какое значение в исторической жизни народов он придавал религии вообще и, в применении к России, православию в частности. Много читал, отдавая предпочтение исторической литературе. По собственным словам Соловьёва к тринадцати годам он прочитал «Историю государства российского» Н. М. Карамзина не меньше двенадцати раз.
В 1838 году он окончил с серебряной медалью 1-ю Московскую гимназию, в которой учился с 3-го класса (1833—1838), и поступил на 1-е отделение (историко-филологическое) философского факультета Московского университета (впоследствии — историко-филологический факультет). В университете русскую историю, излюбленный Соловьёвым предмет, читал М. П. Погодин; но лекции профессора — пересказы «Истории государства Российского» Карамзина, не удовлетворяли его. Интерес он проявлял к лекциям Т. Н. Грановского, читавшего курс истории Средних веков. Курс Грановского внушил Соловьёву сознание необходимости изучать русскую историю в тесной связи с судьбой других народностей и в широкой рамке духовной жизни вообще: интерес к вопросам религии, права, политики, этнографии и литературы руководил Соловьёвым в течение всей его научной деятельности. В этот период Соловьёв некоторое время сильно увлекался Гегелем и «на несколько месяцев стал протестантом», но, как сам он отметил: «отвлечённость была не по мне, я родился историком». Книга Эверса «Древнейшее право Руссов», излагавшая взгляд на родовое устройство древних русских племён, составила, по словам самого Соловьёва, «эпоху в его умственной жизни, ибо Карамзин наделял одними фактами, ударял только на чувство», а «Эверс ударил на мысль, заставил думать над русской историей».
В 1842 году он окончил университетский курс и уехал на два года за границу, в качестве домашнего учителя в семье графа С. Г. Строганова — платные уроки русского языка он давал в московских дворянских домах уже с 1838 года. Это дало Соловьёву возможность слушать профессоров в Берлине, Гейдельберге и Париже; в Праге познакомился с Ганкой, Палацким и Шафариком.
В 1844 году вернулся в Москву, в 1845 году защитил магистерскую диссертацию «Об отношениях Новгорода к Московским великим князьям» и занял в Московском университете, в должности адъюнкта, кафедру русской истории, остававшуюся вакантной после ухода Погодина. Работа о Новгороде сразу выдвинула Соловьёва как крупную научную силу с оригинальным умом и самостоятельными воззрениями на ход русской исторической жизни; Грановский отмечал: «Мы все вступили на кафедры учениками, а Соловьёв вступил уже мастером своей науки». Следующая работа С. М. Соловьёва, оконченная летом 1846 года, — «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома» (М., 1847) доставила ему степень доктора исторических наук, политэкономии и статистики и должность экстраординарного профессора. В 1850 году он был утверждён в звании ординарного профессора Московского университета.
В 1851 году вышел первый том его 29-томной «Истории России с древнейших времен».
В 1856—1869 годах С. М. Соловьёв был деканом историко-филологического факультета Московского университета; с 1871 года состоял ректором университета, принципиально и твёрдо отстаивая интересы науки и принципы университетской автономии. В 1877 году, когда появилось открытое письмо тридцати пяти учёных против намечавшихся реформ, он принял решение заявить о своей отставке с поста ректора; также оставил профессуру и числился в университете «сторонним преподавателем». Б. Н. Чичерин писал в это время: «Катков и Толстой с их клевретами выжили наконец из университета и этого достойного, всеми уважаемого и крайне умеренного человека. Честность и наука были опасным знаменем, от которого надобно было отделаться всеми силами».
Заслуженный профессор Московского университета (1859).
В 1878 году он был избран почётным членом Московского университета. В мае 1879 года оставил службу; возглавил Московское общество истории и древностей Российских.
Кроме деятельности в Московском университете, преподавал русскую историю членам императорской семьи, в том числе великому князю Александру Александровичу (будущий Александр III). В 1860-х годах С. М. Соловьёв был инспектором Московского Николаевского института, а в 1870-х — директором Оружейной палаты.
Был награждён многими орденами высших степеней, в том числе орденом Белого Орла.
Сергей Михайлович Соловьёв скончался 16 октября 1879 года. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.
***
Он родился в Москве в семье священника, но корни были крестьянскими. Унаследованная от предков способность к самоотверженному труду и воспитанная в нем строгость нрава стали той основой, на которой вырос выдающийся ученый, ставший ректором Московского университета, академиком, учивший цесаревичей и вырастивший 12 своих детей, оставивших заметный след в русской культуре и общественной мысли. Жизнь Соловьева была подчинена строгому распорядку: зимой он каждый день вставал в 7, летом — в 6 часов утра и работал до 9 часов, пока в доме было тихо. В десять уходил из дома — читать лекции, работать в архиве, возвращался в половине четвертого. Полчаса на обед — и работа до девяти вечера. В одиннадцать вечера ложился спать. Особые дни выделялись для написания статей и рецензий. Этот уклад не менялся годами. По воскресеньям он ходил в церковь, по субботам бывал в Английском клубе, посещал оперу, принимал гостей. Потом встречи с друзьями стали происходить по пятницам, сам же разъезжать с визитами не любил. Даже летом на даче режим дня фактически не менялся. Во время работы никто не имел права тревожить историка, вход воспрещался всем без исключения.
Только благодаря такой самоотдаче каждый год выходил один том соловьевской «Истории». Ее первый том появился в августе 1851 года, последние страницы 29–го тома были продиктованы за десять дней до смерти. И в общественном сознании, и во мнении критиков главный труд жизни ученого не сразу нашел признание. Он не писал для забавы читателя, не превращал свое сочинение в собрание анекдотов, многим его повествование казалось сухим, другие, как Лев ТОЛСТОЙ, вычитывали лишь то, что «рядом безобразий совершилась история России». Справедливую оценку Соловьеву дал другой выдающийся историк — Василий КЛЮЧЕВСКИЙ, сказавший о своем учителе: «Русский до мозга костей, он никогда не закрывал глаза, чтобы не видеть темных сторон в прошедшем и настоящем русского народа. Живее многих и многих патриотов чувствовал он великие силы родного народа, крепче многих верил в его будущее… Он слишком глубоко любил и уважал русский народ, чтобы льстить ему, и считал его слишком взрослым, чтобы под видом народной истории сказывать ему детские сказки о народном богатырстве».
Читайте:
История России с древнейших времен, 29 томов в шести книгах.
С.М. Капилупи. Соловьёв и Достоевский.
Источник Версия для печати