Бесплатно

С нами Бог!

16+

16:24

Четверг, 21 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

А.Ю. Сорокин. ОХОТА НА ЦАРЯ. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

13.03.2024 16:24

История покушений на Императора Александра II Николаевича, памятники Царю-Освободителю

Преобразования, твёрдую волю к проведению которых проявил Государь, вызвали злобную реакцию доморощенных революционеров. Император Александр II Николаевич своим примером показал всему миру, что монархия отнюдь не является тормозом к развитию, наоборот, он способна быть локомотивом прогресса и действительным залогом процветания подданных. Стремясь спровоцировать контрреформы, разных мастей социалисты, которым в противном случае пришлось бы остаться не у дел и заняться своим прямым делом – чисткой сараев, не только усилили пропагандистскую травлю, но и начали настоящую охоту на Царя-Освободителя.

 Спустя 10 лет с начала царствования и пять лет с момента освобождения крестьян состоялось первое покушение на Помазанника Божьего.

4 апреля 1866 года Император в четвертом часу дня, после обычной прогулки в Летнем салу в сопровождении племянника, Герцога Николая Лейхтенбергского, и племянницы, принцессы Марии Баденской, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту стоявший в толпе крестьянин Осип Комиссаров ударил стрелявшего по руке, и пуля пролетела мимо. Преступник был задержан на месте и по приказанию Императора отведен в III отделение. Государь сам от Летнего сада отправился прямо в Казанский собор – принести благодарение Богу за избавление от угрожавшей ему опасности. Между тем весть о чудесном спасении быстро разнеслась по городу. Густая толпа народа заливала Дворцовую  площадь, оглашая воздух криками «ура!». Государь несколько раз выходил к ней на дворцовый балкон. Вечером во всех церквах столицы служились благодарственные молебны.

Личность преступника установили быстро. Им оказался саратовский помещик Дмитрий Каракозов. Несмотря на исключение за участие в антиправительственных беспорядках из Казанского университета, он был принят в Московский, что было бы немыслимо, например, в СССР. Однако, вместо того чтобы с чувством благодарности готовить себя на службу народу в качестве учителя или адвоката, агронома или землемера, врача или инженера, он продолжил революционную деятельность и был вскоре вновь исключен. Одно время Каракозов жил в деревне у родных, а также работал письмоводителем при мировом судье Сердобского уезда Саратовской губернии. В 1865 году он вступил в образованное ещё в 1863 г. тайное московское революционное общество, возглавляемое его двоюродным братом, потомственным почетным гражданином и вольнослушателем Московского университета Н.А. Ишутиным и примыкавшее к «Земле и воле». В 1865 году ишутницы установили связи с петербургским подпольем, а также с польскими революционерами, русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калужской губернии и др., привлекая к своей деятельности и полулиберальные элементы. К началу 1866-го были созданы руководящий центр «Организация» и узкая контролирующая группа с симптоматичным названием «Ад». Вместе с некоторыми членами кружка Каракозов стал сторонником тактики индивидуального террора и считал, что убийство царя может послужить толчком для начала социалистической революции.

Мотивы своего поступка Каракозов изложил в найденной у него при обыске сразу после покушения рукописной прокламации «Друзьям-рабочим», в которой призывал народ к революции и установлению социалистического строя после цареубийства. На другой день, 5 апреля, Каракозова передали особой следственной комиссии, занимавшейся делами о прокламациях, антиправительственной пропаганде и пр. Каракозов имени своего не открывал. Но 7 апреля содержатель гостиницы сообщил полиции, что неизвестный, снявший у него номер, не возвращался. Комнату осмотрели, и нашли принадлежавшую Каракозову шкатулку и конверт с московским адресом Ишутина. Арестованные Ишутин и товарищи, жившие с ним, были доставлены в Петербург, где в неизвестном, называвшем себя Алексеем Петровым, признали Каракозова.

После того как его опознали, Каракозов дал о себе сведения. Вскоре следственная комиссия, закончив работу, передала дело в высший уголовный суд. Клиника Московского университета, освидетельствовав обвиняемого, определила, что его умственные способности нормальны, никаких припадков болезни, приводивших бы его в умоисступление, не обнаружены. 31 августа суд постановил: Дмитрия Владимирова Каракозова, 25 лет, по лишении всех прав состояния, казнить смертью через повешение.

Утром 3 сентября 1866 г. его привезли из Петропавловской крепости на Смоленское поле. Секретарь уголовного суда, обязанный по должности присутствовать при исполнении приговора, вспоминал:

«Несмотря на ранний час, улицы уже не были пустые, а на Васильевском острове сплошные массы народа шли и ехали по тому же направлению. При виде наших карет пешеходы просто начинали бежать, вероятно, из опасения опоздать. Смоленское поле буквально было залито несметною толпою народа.

Наконец мы подъехали к месту казни. Между необозримыми массами народа была оставлена широкая дорога, по которой мы и доехали до самого каре, образованного из войск. Здесь мы вышли из экипажа и вошли в каре. В центре был воздвигнут эшафот, в стороне поставлена виселица, против нее устроена низкая деревянная площадка для министра юстиции со свитой. Все выкрашено черною краской.

Скоро к эшафоту подъехала позорная колесница, на которой спиной к лошадям, прикованный к высокому сиденью, сидел Каракозов. Лицо его было сине и мертвенно. Исполненный ужаса и немого отчаяния, он взглянул на эшафот, потом начал искать глазами еще что-то, взор его на мгновение остановился на виселице, и вдруг голова Каракозова конвульсивно и как бы непроизвольно отвернулась от этого страшного предмета… Палачи отковали подсудимого, взвели его на высокий эшафот и поставили к позорному столбу. Министр юстиции обратился ко мне: «Господин секретарь, объявите приговор суда». Я взошел на эшафот, остановился у самых перил и, обращаясь к войску и народу, начал читать: «По указу Его Императорского Величества»; после этих слов забили барабаны, войско сделало на караул, все сняли шляпы. Когда барабаны затихли, я прочел приговор от слова до слова и воротился к министру.

На эшафот взошел протоиерей Иоанн Полисадов. В облачении и с крестом в руках он подошел к Каракозову, сказал ему последнее напутственное слово, дал поцеловать крест… Палачи свели его с эшафота, подвели под виселицу, поставили на роковую скамейку, надели веревку…

Я отвернулся и простоял за министром юстиции боком к виселице все 20 или 22 минуты, в продолжение которых висел преступник… Наконец министр сказал мне: «Его положили в гроб». Я обернулся к виселице и увидел у ее подножия простой гроб, который обвертывали веревкою. Тут же стояла телега в одну лошадь. На телегу положили гроб, и правосудие свершилось!».

8 апреля 1866 арестован в связи с покушением Каракозова Верховным уголовным судом к смертной казни был приговорён руководитель террористической организации Ишутин. Однако Государь помиловал преступника, заменив повешение бессрочной каторгой.  Всего по делу о покушении было привлечено 35 человек, 32 из которых были осуждены к разным мерам наказания.  Причем, осужденным Государь в значительнойтмере сократил сроки наказания.

Покушение на цареубийство вызвало взрыв патриотических и монархических чувств по всей стране; поступок крестьянина Осипа Комисарова сравнивался с подвигом Ивана Сусанина; в театрах играли оперу «Жизнь за Царя», течение которой многократно прерывалось общим пением «Боже, Царя храни». В первую годовщину покушения, 4 апреля 1867 года в присутствии Их Величеств и всех членов Царской Семьи состоялось торжественное освящение часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского, сооруженной в ограде Летнего сада в память о чудесном избавлении Императора Александра II (снесена в 1930 г.). На фронтоне часовни поместили надпись: «Не прикасайся к Помазаннику Моему». При возглашении многолетия Александр Николаевич сердечно обнял находившегося тут же Осипа Комиссарова, возведенного за спасение Императора в дворянство.

В 1867 году в усадьбе Знаменка под Петергофом по проекту Н.Л. Бенуа на личные средства унтер-офицера Морского Кадетского Корпуса Ивана Васильева была построена Часовня преподобного Иосифа Песнопевца, освящение которой после реставрации, состоялось 29 июля 2001 года.

Но не только в России подстерегала опасность Государя. 16 мая 1867 года Император, сопутствуемый двумя старшими сыновьями, Цесаревичем Александром Александровичем и Великим Князем Владимиром Александровичем, выехал из Царского Села за границу для посещения Парижской всемирной выставки, обозреть которую Наполеон III пригласил всех европейских Государей.

При возвращении Императора с сыновьями и Наполеоном III с большого военного смотра Французских войск на Лошанском поле, 25 мая/6 июня было совершено второе покушение на русского Царя. В районе Булонского леса, среди ликующей толпы, появления официальной процессии уже поджидал невысокий черноволосый мужчина Когда рядом показалась царская коляска, он два раза выстрелил из пистолета в Александра II. Император французов, сохранивший в этот драматический момент чувство юмора, сказал Александру II: «Если это стрелял итальянец, значит в меня, если поляк, – то в Вас». Стреляли в Царя. К счастью, пистолет разорвало от слишком сильного заряда, а при этом уклонилось и направление пули. Преступник лишь ранил лошадь сопровождавшего коляску шталмейстера. Покушавшийся был немедленно схвачен народною толпою. Террористом оказался житомирский уроженец Антон  Иосифович Березовский 1817 года рождения.  По словам самого Березовского, идея цареубийства зародилась в нем с раннего детства, но непосредственно решение он принял 1 июня, когда он находился на вокзале в толпе, наблюдавшей за встречей Александра II. 5 июня он купил за пять франков двуствольный пистолет, и на следующий день, 6 июня, позавтракав, отправился на свой кровавое дело. Уже 15 июля 1867 года состоялся суд над Березовским, дело рассматривали присяжные. Суд постановил отправить Березовского на пожизненную каторгу в Новую Каледонию. Впоследствии каторга была заменена пожизненной ссылкой, а в 1906 году, спустя 40 лет после покушения, Березовский был амнистирован правительством Клемансо.

Весть о втором покушении на священную особу Монарха с быстротой молнии распространилась по всей России, как и в предыдущем году вызывая общее чувство негодования к злодею, радости и благодарности Богу за спасение драгоценной жизни Императора, отправившегося 30 мая из Парижа через Штутгарт в Варшаву, где Александр II и Императрица проехали в открытой коляске в Бельведерский дворец. В память о втором случае чудесного избавления Государя от смерти в Житомире была построена часовня (снесена после 1917 г.). Надпись на ней гласила: «В память чудотворного избавления Государя Императора от злодейского покушения волынского поляка Березовского».

Пережив два покушения за два года и чудом оставшись в живых, Александр II не увеличивает количество охраны, не запирается в превращенном в крепость дворце. Он продолжает бывать на приемах, свободно разъезжать по столице, гуляет пешком по городу. 2 апреля 1879 года в девятом часу утра при возвращении Императора с прогулки в Зимний дворец шедший ему на встречу человек, одетый в пальто при форменной гражданской фуражке с кокардой, подойдя на близкое расстояние, произвел в Царя пять выстрелов из револьвера. К счастью, Государь  даже не был ранен. Сбежавшаяся толпа схватила преступника.

Весть о новом покушении быстро распространилась по Петербургу. Выйдя после обедни  и благодарственного молебна в Малый церкви Зимнего дворца к собравшимся в Белом зале собравшимся выразить свою радость о спасении Государя, Александр Николаевич произнес следующие слова: «Я глубоко тронут и сердечно благодарю за чувства преданности, выраженные вами. Сожалею только, что поводом к этому послужил столь грустный случай. Богу угодно было в третий раз избавить меня от верной смерти, и сердце моё преисполнено благодарности за Его милости ко мне. Да поможет он мне продолжать служить России и видеть её счастливою и развивающеюся мирно, как я того желал бы».

Террористом оказался сельский учитель, их исключенных студентов, Александр Соловьев, который во время судебного следствия заявил: «Идея покушения на жизнь Его Величества возникла у меня после знакомства с учением социалистов-революционеров». Принимая во внимание многолетнее участие его в преступной противоправительственной деятельности, а также отсутствие у Соловьева, до конца скрывавшего имена своих сообщников, всякого раскаяния верховный уголовный суд приговорил его к смертной казни, состоявшейся 28-го мая.

Чудесное трехкратное избавление Александра II от смертельной опасности до крайности озлобило революционеров. Летом 1879 года была создана специальная  созданная с целью цареубийства террористическая организация, кощунственно назвавшая себя «Народной волей». Образованный Исполнительный комитет (ИК) организации возглавили Александр Михайлов и Андрей Желябов. 26 августа 1879 г. на своем первом заседании члены ИК единогласно приговорили к смерти Императора Александра II. Для того, чтобы не повторять старых ошибок члены организации замыслили убить царя новым способом: путём подрыва поезда, на котором царь со своей семьёй должен был возвращаться с отдыха в Крыму.

Боевые группы «Народной воли» стали разъезжаться в назначенные города. Царя готовились атаковать в Одессе, Александровске (город между Курском и Белгородом) и Москве. Первая группа действовала близ Одессы. Здесь народоволец Михаил Фроленко устроился железнодорожным сторожем в 14 км. от города. Поначалу всё шло по плану: мина заложена, подозрений со стороны властей не было. Но затем план подрыва здесь провалился, когда царский поезд изменил маршрут, поехав через Александровск. У народовольцев был предусмотрен такой вариант и потому в начале ноября 1879 года в Александровск приехал, представляясь купцом Черемисовым, народоволец Андрей Желябов, сын дворового крестьянина Таврической губернии, исключенный с третьего курса Новороссийского университета за участие в беспорядках. Он купил земельный участок неподалёку от железной дороги с целью, якобы, строить здесь кожевенный завод. Работая по ночам, Желябов заложил под насыпью рельсового пути на 4-й версте от станции под глубоким оврагом два цилиндра с динамитом. 18 ноября, когда вдалеке показался царский поезд, Желябов занял позицию у железной дороги и, когда поезд поравнялся с ним, попытался привести мину в действие, однако после соединения проводов ничего не произошло: электрическая цепь имела неисправность.

Теперь надежда народовольцев была только на третью группу во главе с Софьей Перовской, дочерью петербургского губернатора, сбежавшей в 16 лет из дома. В группу входили также Михайлов, Гартман, Исаев, Баранников, Ширяев и другие. Задачей этого отряда террористов было заложить бомбу на Рогожско-Симоновой заставе, рядом с Москвой. Здесь работа была несколько осложнена охраной заставы: это не давало возможность заложить мину на железную дорогу. Для выхода из положения в 20-ти саженях от Курской железной дороги злоумышленниками был приобретен дом, из которого террористы прокопали 40-метровый подземный ход 0,37 сажени в ширину и в 0,5 в высоту. Медные трубы для мины ковались в Харькове, оттуда же привозились все прочие приспособления и динамит.

После того, как всё было готово, заговорщики установили бомбу. Они знали, что царский поезд состоит из двух составов: в одном из которых находится Александр II, а во втором его багаж; состав с багажом на полчаса опережает состав с царём. Но Провидение хранило Императора: в Харькове один из паровозов багажного состава сломался и первым пустили царский поезд. Заговорщики не знали об этом и пропустили первый состав, взорвав поздно вечером 19 ноября мину в тот момент, когда над ней проезжал четвёртый вагон второго состава. В результате взрыва перевернулся багажный вагон, еще восемь сошли с рельсов.

Узнав о том, что в очередной раз избежал гибели, Александр II, по словам очевидцев, горестно произнес: «Что они имеют против меня, эти несчастные? Почему они преследуют меня, словно дикого зверя? Ведь я всегда стремился делать все, что в моих силах, для блага народа!».

«Несчастные» же через некоторое время приступили к разработке операции нового покушения. В этот раз Исполнительный комитет принял решение взорвать покои Императора в Зимнем дворце. Через своих знакомых Софья Перовская узнала, что в Зимнем дворце ремонтируются подвальные помещения, в частности, винный погреб, расположенный прямо под царской столовой и являющий собой удобное место для спрятанной бомбы. Осуществить операцию поручили одному из новых членов организации – Степану Халтурину, сыну вятского крестьянина, одному из создателей «Северного союза русских рабочих», примкнувшего затем к «Народной воле».

Устроившись 20 сентября 1879 года во дворец столяром под фамилией Батышкова, Халтурин днём облицовывал стены винного погреба, а ночью ходил к своим «коллегам», которые передавали ему мешки с динамитом. Халтурину в подвальном помещении дворца была предоставлена для проживания комната, в углу которой он расположил громадный сундук, куда складывалась взрывчатка. Примечательно, что во время работ у Халтурина имелся шанс убить Императора, когда он ремонтировал его кабинет и был с Царём один на один, но, план террористов предусматривал более кровавое злодеяние.

В феврале 1880 года Перовская получила информацию о том, что на 5 число во дворце назначен торжественный ужин, на котором будет присутствовать Царь и все Члены Императорской Семьи. Взрыв, а динамита накопилось уже около 3 пудов, был назначен на 6:20 вечера, когда, предположительно, Александр Николаевич должен был уже быть в столовой. Но планам заговорщиков не было суждено реализоваться: поезд принца Гессенского опоздал на полчаса и сдвинул время торжественного ужина. Взрыв застал Александра II неподалёку от комнаты охраны, которая располагалась близ столовой. Принц Гессенский вспоминал: «Пол поднялся, словно под влиянием землетрясения, газ в галерее погас, наступила совершенная темнота, а в воздухе распространился невыносимый запах пороха или динамита».

Цесаревич Великий Князь Александрович писал в своем дневнике, отражавшем его впечатления от пережитого в этот день, который мог стать для него и других Романовых последним в жизни: «…Со станции все отправились в Зимний дворец к обеду, и только что мы успели дойти до начала большого коридора…, как раздался страшный гул и под ногами все заходило и в один миг газ потух. Мы все побежали в желтую столовую, откуда был слышен шум, и нашли все окна перелопнувшими, стены дали трещины в некоторых местах, люстры почти все заглушены, и все покрыто густым слоем пыли и известки. На большом дворе совершенная темнота, и оттуда раздавались страшные крики и суматоха. Немедленно мы с Владимиром побежали на главный караул, что было нелегко, так как все потухло и везде воздух был так густ, что трудно было дышать. Прибежав на главный караул, мы нашли страшную сцену: вся большая караульная, где помещались люди, была взорвана, и все провалились более чем на сажень глубины, и в этой груде кирпичей, известки, плит и громадных глыб сводов и стен лежало вповалку более 50 солдат, большей частью израненных, покрытых слоем пыли и кровью. Картина раздирающая, и в жизнь мою не забуду я этого ужаса! В карауле стояли несчастные финляндцы… Описать нельзя и слов не найдешь выразить весь ужас этого вечера и этого гнуснейшего и неслыханного преступления», – заканчивал делиться своими переживаниями наследник престола. Слава Богу, ни император, ни один из членов его семьи не пострадал.  Но в результате взрыва погибли 11 человек, около восьмидесяти было ранено, в основном солдат лейб-гвардии Финляндского полка и лакеев. Вот имена погибших: фельдфебель Кирилл Дмитриев, унтер-офицер Ефим Белонин, горнист Иван Антонов, ефрейторы Тихон Феоктистов и Борис Лелецкий, рядовые Федор Соловьев, Владимир Шукшин, Даниил Сенин, Ардалион Захаров, Григорий Журавлев и Семен Кошелев. Одиннадцать верных, отдавших свои молодые жизни за Царя и Отечество, были погребены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, где по сей день над братской могилой возвышается некогда величественный, но увы разграбленный в период постсоветских «реформ» памятник.

Весной и летом 1880 года Исполнительный комитет пытался организовать еще два покушения на Александра II (в Одессе и Петербурге), но оба не состоялись.

Осенью террористы решили ликвидировать Царя во что бы то ни стало, применив, если нужно, сразу несколько способов нападения. Убийство Помазанника Божьего народовольцы считали теперь делом революционной чести. «Честь партии требует, чтобы он был убит», - говорил о предстоящем покушении не имевший никакого представления о чести и долге Желябов.

И вот, в конце 1880 года народовольцами Богданович и Якимовым под видом торговцев сыром по подложным паспортам была снята лавка в полуподвальном этаже дома № 4  на углу Невского проспекта и Малой Садовой. По этим улицам проезжал Александр II по пути в манеж. Наблюдательный отряд из молодежи следил за выездами царя. Техники Кибальчич, Исаев, Грачевский и другие готовили динамит, гремучий студень, оболочки для бомб.

Несмотря на то, что новые хозяева «лавки» вызвали подозрение соседних лавочников, революционеры начали вести подкоп под Малую Садовую. Казалось, предусмотрели все. Если бы Царь при взрыве мины не пострадал, то начинали действовать метательщики бомб. В случае неудачи последних, Желябов собирался броситься на царя с кинжалом. Но уже к концу февраля над Исполнительным комитетом нависла угроза разгрома. 27 февраля 1881 г. вместе с приехавшим в Петербург руководителем одесских кружков Тригони в номере его гостиницы был схвачен с оружием в руках Желябов, который к концу 1880 году фактически стал главой Исполнительного комитета и в качестве члена распорядительной комиссии руководил всеми террористическими акциями. 28 февраля в «сырную лавку» на Малой Садовой под видом санитарной инспекции нагрянула полиция. И хотя она при поверхностном осмотре следов подкопа, а производить обыск, не имея на то особого разрешения, не решилась, вечером на квартире Веры Фигнер спешно собрались члены Исполнительного комитета. Всю ночь снаряжались четыре бомбы, в «сырной лавке» устанавливалась мина, которую должен был взорвать Михаил Фроленко.

Решено было взорвать подкоп 1 марта, при проезде Государя из Зимнего дворца в Михайловский манеж для присутствия при обычном воскресном разводе. Руководство метальщиками взяла на себя любовница Желябова, Перовская.

Рано утром 1 марта Перовская на одной из конспиративных квартир раздала по одному метательному снаряду четырем фанатикам: Рысакову, Гриневецкому, Емельянову и Тимофею Михайлову, недавно принятым в преступное сообщест­во и самим вызвавшимся совершить ужас­ное злодеяние. Главную надежду возлага­ли заговорщики на действие мины, к метательным же снарядам предполагали прибегнуть лишь в случае неудачи взрыва под улицей.

Утром того же дня Государь, по обыкновению говевший на первой неделе Великого поста и причастившийся накануне вместе со всеми членами Царственной Семьи своей и Малой церкви Зимнего дворца Св. Тайн, принял доклад министра внутренних дел и, позавтракав в тесном семейном кругу, отпра­вился в закрытой карете в Михайловский манеж на развод, бывший в тот день от лейб-гвардии Саперного батальона. Когда царский экипаж выехал из дворца, все уже было готово для взрыва в «сырной лавке», а четыре метальщика, вооруженные снаря­дами, стояли на условленных местах.

Но вопреки ожиданиям злодеев, госу­дарь проследовал в манеж не по Невскому и Малой Садовой, а более прямым путем, по набережной Екатерининского канала. По окончании же развода он поехал в Михайловский дворец, где посетил Великую Княгиню Екатерину Михайловну. Наблю­давшей за этим Перовской стало ясно, что Император возвратится по дворец тем же путем, то есть вдоль Екатерининского кана­ла. По данному ею сигналу метальщики заняли места у решетки канала: первым, саженях в 50-и от угла Инженерной улицы, стал Рысаков, вторым – Гриневецкий, тре­тьим – Емельянов, четвертым – Тимофей Михайлов. Сама Перовская перешла на противоположную сторону канала и останови­лась против Инженерной улицы.

Императорская карета отъехала от Михайловского дворца. Перовская, махнув платком, дала о том знать метальщикам. Государь сидел в карете один; за ним в одних санях ехал полицмейстер Дворжицкий, в друтих – корпуса жандармов капитан Кох и ротмистр Кулебякин. Конвой из конных казаков окружал экипаж.

Карета быстро неслась по набережной Екатерининского канала и уже миновала Рысакова, когда тот бросил под нее бомбу. Последовал страшный взрыв. Несколько человек упало, в числе их один из казаков конвоя и мастеровой мальчик, тяжелораненые. Государь приказал лейб-кучеру оста­новить экипаж и, выйдя из кареты, направился к месту взрыва, близ которого толпа из солдат и народа уже схватила Рысакова. На вопросы обступивших его офицеров, не ранен ли он, Император отвечал: «Слава Богу, я уцелел, но вот...» - указав при этом на лежавших на мостовой раненых. Государь подошел затем к Рысакову и спросил его, он ли стрелял и кто он такой? Злодей отве­чал утвердительно, но назвал себя вымыш­ленным именем. «Хорош!» — молвил Импе­ратор и, повернув назад в направлении к своей карете, сделал несколько шагов по панели вдоль канала. Второй метальщик Гриневецкий, стоявший опершись на решетку, бросил свою бомбу в ту минуту, как Государь проходил мимо нею, под самые ноги. Произошел второй оглушительный взрыв. Когда рассеялся дым, пораженным взорам присутствующих, как пострадавших, так и уцелевших, представилось ужасающее зрелище. Прислонившись спиной к решет­ке канала, упершись в панель руками, без шинели и без фуражки лежал окровавлен­ный Монарх. Обнажившиеся ноги царствен­ного страдальца были раздроблены; кровь сильно струилась по ним, тело висело кус­ками, лицо было все в крови. «Помоги», - едва внятным голосом произнес Государь, обращаясь к лежавшему возле него тяжелораненому полковнику Дворжицкому. Когда сбежавшиеся прохожие, в их числе несколько юнкеров Павловского военного училища и солдат 8-го флотского экипажа, возвращавшихся с караула, стали поднимать Государя, он уже потерял сознание. По распоряжению прибывшего из Михайловского дворца великого князя Михаила Николаевича императора положили на сани полицмей­стера и всего истекающего кровью повезли вЗимний дворец.

Государя внесли на руках в кабинет его и положили на выдвинутую посредине комнаты постель. Дежурный гоф-медик Маркус перевязал ему раны. Подоспевший лейб-медик Боткин прибегнул ко всем известным способам, чтобы возвратить страдальцу сознание. Голову Государя вспрыскивали водой, виски натирали эфиром, давали вды­хать ему кислород. Всё напрасно. Обильное кровотечение истоптало силы Царя-муче­ника. На спасение его не было никакой надежды.

Скоро прибыли в Зимний дворец Цеса­ревич, Цесаревна и прочие Члены Августейшей Семьи, окружившие одр умирающего Императора. Нес­метная толпа народа в немом ужасе навод­няла площадь пред дворцом.

На вопрос, Наследника: «Долго ли про­живет страдалец?» - профессор Боткин ответил: «От 10 до 15 минут». Цесаревич Александр Александрович отвернулся и горько заплакал. «Вот до чего мы дожили!» — воскликнул он и горячо обнял Великих Князей Владимира Александровича и Михаила Николаевича. По его приказанию в кабинет императора введен был протоиерей придворного собора Рождественский с запасными дарами. Государя причастили Св.Тайн. Все присутствующие опустились на колени. Протоиерей начал читать отходную. В 3 часа 35 минут пополудни Император Александр II отошёл ко Господу. Но имя Царя-Освободителя вечно хранится в нашей памяти.

Во многих городах России на народные средства были созданы прекрасные памятники, запечатлевшие светлый образ истинного благодетеля своего народа, милостивого Государя и великого преобразователя Земли Русской.

Одним из первых таких памятников стала часовня, возведенная на месте последнего покушения по проекту архитектора Л.Н. Бенуа. Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на родительский Престол Императора Александра III разрешить городскому общественному управлению возвести на средства города часовню. Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь,.. а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню. Работы велись быстро и 17 апреля 1881 года часовня, в годовщину рождения почившего в Бозе Императора, была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Поставил часовню купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

12 декабря 1881 г. Олонецкое губернское земское собрание, «...единодушно желая увековечить память о Царе-Освободителе Государе-мученике» в заседании постановило: «...воздвигнуть в г. Петрозаводске на средства губернского земства памятник в Бозе почившему Императору Александру II и учредить капитал Его имени, с целью употребления процентов с этого капитала на уплату казенных податей для бедных... крестьян». Пожертвования поступали из уездных по крестьянским делам присутствий, от уездных земских управ, от купцов и других частных лиц, от волостных правлений. Всего к ноябрю 1882 г. было собрано 1504 р. 28 к.

4 ноября 1882 г. в журнале Петрозаводской городской думы появилась следующая запись: «...Постановлено: городская дума, вполне сочувствуя высокой и благой цели Олонецкого губернского земского собрания увековечить в Олонецкой губернии блаженной памяти в Бозе почившего Царя-Освободителя Александра II сооружением Ему памятника в г. Петрозаводске... наилучшим для сказанной цели место в г. Петрозаводске может служить только площадь против губернской гимназии и нового кафедрального собора, полагает: уступить это место под постройку памятника Царю-Освободителю Александру II».

Земское собрание приняло решение назначить «...из сумм губернских земских сборов на сооружение памятника 20 000 рублей...». 29 января 1882 г. на ходатайство земства последовало Высочайшее разрешение императора.

Изготовление памятника было поручено академику И.Н. Шредеру. Пьедестал было решено сделать из Матюковского мрамора «...пожертвованного г. Савельевым из арендуемых им ломок, по рисунку архитектора академика профессора А.О. Томишко», камень добывался на Тивдийских мраморных ломках Олонецкой губернии.

«Олонецкие губернские ведомости» знакомили читателей с ходом сооружения памятника. Так, например, в августе 1884 г. было напечатано следующее сообщение:

«Петрозаводск, 10 августа.

...На прошедшей неделе доставлен был в Петрозаводск с Тивдийских мраморных ломок, водяным путем через оз. Сандал и Онежское пьедестал... для памятника Александру II-му. ...состоит из 20 камней. Главный из них весом около 800 пудов. Камень этот доставлен был с судна к месту памятника... воротом, в течение 3 дней. Остальные камни весом от 100 до 300 пудов перевезены на 4-х и 8-ми лошадях».

 Торжественная закладка памятника происходила в воскресенье 15 июля 1884 г. Был проведен соответствующий церемониал, молитва и крестный ход, после которого началась сама закладка. Епископ Олонецкий и Петрозаводский Павел зачитал надпись на металлической доске, которую затем должны были вмуровать в цоколь пьедестала: «Лета 1884, месяца июля, в 15 день, в благополучное царствование Государя Императора Александра III-го и с Высочайшего Его Императорского Величества соизволения, в управление министром внутренних дел действительного тайного советника графа Д.А. Толстого и Олонецкой губернией тайного советника Г.Г. Григорьева, при преосвященном Павле, епископе Олонецком и Петрозаводском, Олонецким губернским земством сооружен сей памятник императору Александру II, Освободителю крестьян и Основателю земства, павшему мученической смертью от святотатственной руки цареубийц 1 марта 1881 года. Изображение отлито по модели скульптора И.Н. Шредера. Пьедестал сооружен по рисунку академика А.О. Томишко». В закладной камень были опущены монеты, специально выписанные для этого случая из государственного банка чекана 1884 г.: медные - 1/4 , 1/2 , 1, 2, 3 коп., разменного серебра - 5, 10, 15, 20 коп., серебра 84 пробы - 25, 50 коп., 1 руб., золотые - 3, 5 руб. И закладной камень, сделанный из такого же мрамора, что и пьедестал, был вмурован в цоколь.

А в 1885 г. 30 августа на Соборной площади г. Петрозаводска состоялось торжественное открытие памятника Александру II. Вот как описывается это знаменательное событие в архивных документах.

«...Торжественная процессия расположилась на Соборной площади... По занятии духовенством места перед памятником было произнесено Господу Богу молебствие. По возглашении многолетия Государю Императору и царствующему Дому протодьякон провозгласил вечную память Императору Александру II, певчие трижды пропели «Вечная память», и по знаку председателя Олонецкой губернской земской управы с памятника спустилось покрывало. Епископ Павел окропил памятник святой водой; вместе с тем к подножию монумента были положены венки... В это время раздался колокольный звон, губернский батальон отдал честь, музыка играла встречный марш и началась пальба из орудий - 101 выстрел...

Памятник величествен и великолепен: Император изображен в общегенеральском мундире, с открытой головой, на плечи накинута порфира, спускающаяся аршина на 1,5 на пьедестал; поверх порфиры надета цепь ордена св. Андрея Первозванного; левой рукой он поддерживает мантию, а несколько вытянутой правой - держит свиток, на развернутой части которого написано «19 февраля 1861 г.»... Пьедестал вполне гармонирует с бронзой: он иссечен из темно-зеленого мрамора Тивдийских мраморных ломок, весь одноцветный...». Памятник должен был возвышаться от почвы до 10 аршин.

Интересно отметить, что установленный в г. Петрозаводске памятник Александру II был одним из первых памятников Царю-Освободителю в России.

Грандиозный памятник Императору Александру II в Москве был заложен в 1893 г., освящен и открыт в 1898 г. в присутствии Императорской Фамилии и представителей всех сословий России. Композиция памятника необычна: шатровая сень над фигурой Императора, увенчанная двуглавым орлом (мотив завершения кремлевских башен), окружена с трех сторон арочной галереей, своды которой были украшены изображениями правителей России от Владимира Святого до Николая I. Входы в галереи также отмечены шатрами, левый увенчан гербом Москвы, правый - фамильным гербом Рода Романовых. По бокам галереи имелись спуски в Кремлевский сад, из нее открывался прекрасный вид на Москву. Трехшатровая композиция памятника органически вписывалась в сложившийся ансамбль Кремля, богатство и изящество отделки вызывали восхищение современников. Создали памятник скульптор А.М. Опекушин и архитекторы П.В. Жуковский и Н.В. Султанов. Монумент не дожил до наших дней. Фигура царя-освободителя сброшена с постамента в 1918 г., сень и галерея окончательно разобраны в 1928 г.

В июне 2005 г. в Москве торжественно открыт новый памятник Александру II. Автор памятника - Александр Рукавишников. Памятник установлен на гранитной площадке с западной стороны Храма Христа Спасителя. На постаменте памятника - надпись «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».

Сразу же после злодейского убийства Императора 1 марта 1881 года памятник Царю-Освободителю решили поставить в Самаре. Созданная Городской Думой комиссия остановилась на проекте академика В.О. Шервуда, где Государь был изображен на пьедестале в форменном пальто и фуражке, а у подножия были четыре эмблематические фигуры, олицетворяющие собой четыре величайших события его царствования: освобождение крестьян от крепостной зависимости, покорение Кавказа, освобождение от турецкого ига братьев-славян, завоевания в Средней Азии. Золотом на двух щитах были прописаны деяния великого Царя-реформатора: присоединение Приамурского края, отмена телесного наказания, создание земских учреждений, гласное судопроизводство, всесословная воинская повинность. Все фигуры памятника были выполнены из чеканной бронзы, пьедестал - из финского гранита. Алексеевская площадь к тому времени стала главной площадью города. 8-го июля 1888 года в день Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Кафедральном Вознесенском соборе на Алексеевской площади была совершена закладка памятника, он был открыт 29 августа 1889 года. А 7 ноября 1927 года на постамент памятника Александру II была водружена бронзовая фигура Ленина.

Памятник Александру II в Минске, открытый в январе 1901 г. на Соборной площади (ныне площадь Свободы), возле минской ратуши, стал первым скульптурным памятником города. Торжественное открытие памятника, как новой достопримечательности города, собрало огромное количество минчан и гостей города. Перед их взорами предстал бронзовый бюст Царя-Освободителя, установленный на четырехгранной призме из черного гранита. Надпись на памятнике гласила: «Императору Александру II. Благодарные граждане города Минска. 1900 год». У основания памятника располагались мраморные столбики, соединенные цепью. В темное время суток он освещался двумя электрическими фонарями. Благодаря этому монументу сквер стал элитарным – в соответствии с предписанием городского совета в парк было запрещено впускать лиц «непристойно и грязно одетых». После революции 1917 года, памятник новой властью был демонтирован. Вместо него был установлен памятник «Солдат-революционер».

4 января 1896 года Саратовская городская дума постановила «для увековечения памяти Великого Преобразователя России Царя-Освободителя Александра II соорудить в Саратове памятник… за счет городских средств и добровольных пожертвований жителей Саратовской губернии». Че­рез два года был создан особый комитет по сбору пожертвований и постройке памятника. Всего было собрано около 35 000 рублей пожертвований. Остальную сумму (около 6500 рублей) выделил город. Был объявлен конкурс на проект памятника, на который поступило одиннадцать проектов, выставленных в 1901 году для обозрения и обсуждения. Жюри внимательно ознакомилось с представленными проектами, и два из них удостоились премий: первой в 1500 рублей – скульптор Н.П. Вол­конский и второй в 500 рублей – скульптор В.И. Перельман. Городская Дума утвердила решение жюри. Однако строительный комитет принял решение соорудить памятник по моделям «Заря» - М.А. Чижов и «Правда» - С.М. Волнухина. Из первого проекта была взята модель статуи Александра II, а из второго — пьедестал в виде четырёхгранной пирамиды с четырьмя символическими фигурами: крестьянин с надетым на левое плечо лукошком, осеняющий себя крёстным знамением (олицетворял освобождение крестьян); учительница с девочкой, склонившиеся над книгой (должны было олицетворять развитие народного образования); богиня правосудия, держащая в одной руке книгу законов и в другой весы; фигура коленопреклонённой болгарки, показывающей рядом стоящей с нею девочке на освободителя славян от турецкого ига. Закладка памятника произошла 30 мая 1907 года. Открыт был памятник к 50-летию освобождения крестьян, в 1911 году. 22 сентября 1918 года памятник был снят с пьедестала. Постамент был использован для памятника Дзержинскому, одна из фигур, окружающих памятник, стала памятником первой учительнице, а на месте памятника был возведён памятник Чернышевскому.

Самый большой в Российской Империи памятник Александру II был открыт и освящён на главной площади Киева – Царской (ныне – Европейской) на месте одной из трех часовен построенных ранее киевлянами. 30 августа 1911 года в присутствии Николая II, премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина, обер-прокурора Святого Синода Саблера, шефа жандармов Курлова, министра просвещения Кассо, сына болгарского Царя Фердинанда, представителей австрийского и швейцарского консульств, при огромном стечении верноподданных Российской Империи с памятника было сброшено покрывало. По замыслу итальянского скульптора Этторе Ксименеса (именно его проект одержал победу на международном конкурсе) Император Александр II был замечательно воплощён в бронзе и граните. 200 тысяч рублей были собраны населением России на создание этого памятника. В 1911 году страна отмечала юбилей реформы 1861 года – отмены крепостного права. Памятник отображал это событие. Памятник состоял из трёх пьедесталов. Вверху, на центральном – бронзовая фигура Императора. Он был изображён во весь рост с накинутой на плечи мантией. Вокруг памятника, на нижнем пьедестале, изумительный барельеф: крестьяне, благодарящие царя за отмену крепостного права.

Центральный пьедестал был украшен гербом Российской империи – двуглавым орлом и лаконичной надписью: «Царю-освободителю благодарный Юго-Западный край. 1911 год». По бокам пьедесталов были установлены скульптурные композиции Милосердия и Правосудия. Все три пьедестала были объединены широким фронтоном с барельефами, изображающие отдельные моменты жизни и деятельности Императора.

Пьедестал был изготовлен из розового гранита, а ступеньки, которые вели к постаменту – из серого. По бокам ступенек установили царские короны из бронзы.

После установления Советской власти на Украине памятник Александру II у входа в Царский сад претерпел изменения. Все металлические его части были ликвидированы. Бронзовый пьедестал до середины 30-х годов использовался как декоративный парадный вход в Пролетарский, а позднее – Пионерский сад (ныне – Крещатицкий парк).

12 января 1914 года состоялась закладка памятника на Красной площади города Рыбинска – в присутствии епископа Рыбинского Сильвестра (Братановского) и губернатора графа Д. Н. Татищева. 6 мая 1914 года памятник был открыт (работа А. М. Опекушина). В марте 1918 года бронзовая скульптура была обёрнута и скрыта под рогожей, а в июле сброшена с пьедестала. В 2009 году над воссозданием скульптуры Александра II начал работать Альберт Серафимович Чаркин; открытие памятника планировалось в 2011 году, к 150-летию отмены крепостного права.

Уже в наше время в Санкт-Петербурге было открыто три новых памятника Императору Александру II. Первый был открыт 31 мая 2003 г. перед зданием бывшей Николаевской академии Генерального штаба (Суворовский пр., 32 б). Памятник – подарок от Украины к 300-летию Санкт-Петербурга – представляет собой точную копию статуи, созданной в 1911-12 гг. скульптором М.М. Антокольским. Оригинал находится в Киевском музее русского искусства. Архитектор  нового памятника – С.П. Одновалов. Материал: бронза. Высота скульптуры 255 см.

 1 марта 2008 г. В Санкт-Петербурге во дворе Санкт-Петербургского государственного университета был открыт памятник Императору Александру II. Бронзовая композиция работы Павла Шевченко воссоздает трагический эпизод истории – теракт, произошедший 1 марта 1881 года. Как пояснил автор композиции скульптор Павел Шевченко, «в бронзе отражен момент взрыва бомбы террористов. Лицо Александра II выполнено с копии посмертной маски Императора, на которой проставлена дата знаменитого террористического акта». Также в скульптурную композицию художник поместил исторические детали. Например, прусский крест, разорванный герб Российской империи и крыло ангела-хранителя.

Место для установки памятника II выбрано не случайно. Здания, где сегодня располагаются аудитории филологического факультета СПбГУ, возведены по его указу.

31 мая 2005 г. на ул. Ломоносова, у главного управления Центробанка РФ по Санкт-Петербургу был установлен третий памятник Александру II. Архитектор проекта - Вячеслав Бухаев. Бронзовая копия бюста отлита с оригинала, хранящегося в Русском музее (скульптор М.А. Чижов). Надпись на постаменте: "Императору Александру II (1818-1881), основателю Государственного банка России" и выдержка из указа об основании банка.

в Кишиневе памятник Александру II открылся 17 апреля 1886 года, через пять лет после его убийства. Император в царской порфире держал свиток, на котором было вырезано: «12 апреля» (день объявления Манифеста о войне 1877-78 гг.). Левая рука была опущена на державу. Лицевую сторону мраморного постамента украшала надпись: «Царю-Освободителю Александру II 19 февраля 1855 г. - 1 марта 1881 г.». По углам постамента скульптор укрепил двуглавых орлов с распростертыми крыльями. Памятник окружала красивая цепь, которая крепилась к гранитным тумбам.

Прекрасный памятник Царю-Освободителю находится в столице Финляндии Хельсинки. Император Александр II в 1863 году даровал финнам автономию, не имевшую прецедентов по своей широте в других странах Европы XIX века. В знак признательности финский народ (по своей инициативе) собрал деньги на установление памятника Императору, который выполнен по проекту финского скульптора Вальтера Рунеберга (Walter Runeberg)  и установлен на площади в 1894 году. Скульптура выполнена из бронзы, пьедестал из красного гранита. Государь изображен во время произнесения речи о даровании Финляндии широких прав автономии. Фигура Александра II в высоту составляет 3,23 метра, а дополнительные фигуры по 2,3 метра. Общая высота памятника - 10,67 метров. Вокруг императорской фигуры расположена скульптурная группа: «Закон», «Мир», «Свет» и «Труд». На пьедестале памятника высечена дата получения Финляндией автономии.

До революции были открыты сотни памятников Императора Александру II ещё в десятках, если не сотнях, крупных и малых городах и даже посёлках и деревнях Российской Империи, большинство из которых было уничтожено при советской власти согласно подписанному Лениным, Луначарским и Сталиным Декрету Совета народных Комиссаров от 14 апреля 1918 г. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг…», которым поручалось уже к 1 мая снять «наиболее уродливые истуканы» и заменить надписи, эмблемы, названия улиц, гербы и т.т. «новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России».

Тем отраднее, что несмотря на несколько десятилетий коммунистического господства, памятники Царю-Освободителю были сохранены в Болгарии. Так, чудесный памятник высится в Софии. На его постаменте выбита надпись: «Братьям-освободителям признательная Болгария». Это величественный монумент появился благодаря Ополченскому комитету, возглавляемому Стояном Займовым. Средства на сооружение памятника Царю-Освободителю были отпущены Народным собранием Х созыва в 1899 году, а также собраны населением Болгарии при содействии местных ополченских комитетов. Первоначально предполагалось поставить памятник рядом с русским посольством, но впоследствии, в 1900 году, выбор пал на площадь Народного собрания. В международном конкурсе на лучший проект памятника конкурсе могли участвовать только профессиональные скульпторы. Конкурное задание предусматривало ряд обязательных условий для авторов. Так, композиция памятника непременно должна была включать барельефы и скульптурные группы.

В конкурсе приняли участие скульпторы из 12 стран: из Франции - 9, Италии - 5, Болгарии - 3, Чехии - 2, Дании - 1, Португалии - 1, Турции - 1 и Голландии - 1. В состав жюри входили: профессор Этторе Феррари из Римской Академии художеств, профессор Антонен Мерсье из Парижской Академии художеств, профессор Роберт Бах из Петербургской Академии художеств, а также болгарские художники и скульпторы - Иван Мырквичка, Антон Митов и другие. Первую премию жюри присудило проекту №11 под девизом «Рома». Его автором оказался флорентийский скульптор Арнольдо Цокки.

Первый камень в фундамент памятника был заложен в 25-ю годовщину Апрельского восстания - 23 апреля 1901 года.

Торжественное открытие памятника Царю-Освободителю состоялось 30 августа 1907 года в присутствии Царя Болгарии Фердинанда І и болгарского военного министра ген. Каульбарса, общественности, оставшихся в живых ополченцев и русских гостей, среди которых были сын Александра II Великий Князь Владимир Александрович, его жена Мария Павловна, их сын Андрей Владимирович, комендант Санкт-Петербурга ген. Паренсов и командир болгарского ополчения русский генерал Николай Григорьевич Столетов.

12-метровый памятник состоит из двух частей - полированного гранитного пьедестала с разнообразными барельефами и горельефами и конной бронзовой фигуры императора Александра II. Под статуей расположены бронзовые горельефы на темы освободительной войны 1877-1878 гг. Все фигуры впечатляют своей выразительностью. Перед нами предстают образы прославленных русских военачальников – генералов И.В. Гурко и М.Д. Скобелева, главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Спереди, на фасаде памятника – богиня победы Ника с расправленными крыльями. Её на своих плечах несут русские воины-освободители, а за ними идут болгарские ополченцы. На фоне героев, в горельефе заднего плана представлен болгарский народ в национальной одежде. Он устремился за победоносными войсками, исполненный решимости помочь им разгромить общего врага. Выразительность фигур русских и болгар хорошо передает основной замысел и идею автора памятника – братскую дружбу и бескорыстную помощь, оказанную русскими воинами болгарскому народу. В основании постамента помещён бронзовый венок – подарок Румынии, в память о румынских солдатах и офицерах, погибших в войне за освобождении Болгарии.

С трёх сторон гранитного пьедестала под горельефами видны бронзовые барельефы, рассказывающие о важнейших эпизодах войны – сражении под Стара Загорой, подписании Сан-Стефанского мирного договора и открытии Учредительного собрания в Тырново. 

Память Императора Александра II чтут в Болгарии и сегодня. Так, недавно в болгарском городе Генерал-Тошево на площади перед мэрией был открыт новый памятник Царю-Освободителю. Памятник, построенный на пожертвования Союза армян и семьи Овсепян, выполнен из вулканического камня двух цветов – красного и черного туфа. Возраст камня, высота которого составляет 4 метра – 10 миллионов лет. Это типичный материал для Армении – в Ереване вулканическим туфом выложена целая площадь. На памятнике вырезана надпись: «На Цар Александър Втори – освободил България 24.04.1877 г. Духът и душата си дай, но твоята родина на врага не давай».

И всё-таки, наверное, самым величественным памятником Государю является петербургский Собор Воскресения Христова, более известный как храм Спаса-на-Крови.

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И.С. Китнер, И.С. Богомолова, В.И. Шретер, А.Л. Гун, Л.Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную Великой Княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей – замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы Императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели Императора в храме в виде отдельного придела.

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.

После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева), окончившего Академию художеств. Этот проект был одобрен Императором 29 июля 1883 года.

Строительство девятиглавого высотой 81 м и вместимостью до 1600 человек храма-памятника, выполненного в «русском стиле» и напоминающего Храм Василия Блаженного в Москве, длилось 24 года, с 1883 года по 1907 г. 

Торжественная закладка храма состоялась 6  октября 1883 года, еще до окончательного утверждения проекта в 1887 г., ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 г. были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 г. закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном Металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А.М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6 июля 1897 г. на главном шатре был водружен крест.

Еще раньше, в 1895 г., известная мастерская Фроловых приступила - сперва снаружи, а затем внутри - к мозаичному убранству, которое обошлось в полмиллиона рублей. М.В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н.А. Кошелев - для Христа во славе на южном, Парланд - для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В.М. Васнецов - для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых царствующего дома работы костромского мастера Савельева.

Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П.А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.

Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время. Рисунки для мозаик интерьера выполнили В.В. Беляев, Н.Н. Харламов, А.П. Рябушкин, Н.А. Кошелев, Н.П. Шаховской, А.Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части - Страсти, Распятие и Воскресение, в восточной - сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим художественным единством.

Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал Нестеров, местные образа - В.М. Васнецов. Иконы в царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н.А. Бруни мастерская Фроловых.

Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С.Ф. Комарова, в мастерской известного ювелира П. Овчинникова сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу - уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца, - с гранильной фабрики в Екатеринбурге.

После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно - литию.

Здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. Известный знаток прот. Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии и настройкой колоколов храма, главный из которых весил 1100 пудов. От Михайловского сада церковная территория отделяется изящной оградой, сработанной на заводе К. Винклера.

19 августа 1907 года митрополит Антоний (Вадковский) совершил освящение Собора в присутствии Императора Николая II и иных Членов Императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн. рублей, которые были собраны по всей России. 27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди. В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма. А 17 октября 1930 г.  постановлением Президиума ВЦИК храм был закрыт и передан «под культурно-просветительные нужды». В 1934 г. Общество политкаторжан устроило в соборе выставку, посвященную «Народной воле». Однако через год ее закрыли, а храм сняли с государственной охраны.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом советско-германской войны встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг. После войны в храме находилось картофелехранилище, а затем Собор арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций. В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации в Соборе филиала музея «Исаакиевский собор». Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году. 19 августа 1997 года, через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей и только через семь лет, 23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в Соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

Генеральный секретарь Российского Имперского Союза-Ордена Андрей Юрьевич Сорокин

konst 

 

 

Версия для печати