13 сентября (31 августа по юлианскому календарю) 1924 г. Великий Князь Кирилл Владимирович издал манифест о принятии им в соответствии с Законом титула Императора Всероссийского в изгнании.
Этому акту предшествовало несколько лет размышлений, сомнений, духовных борений и тягостных переживаний.
Революция, начавшаяся в феврале 1917 г., унесла жизни миллионов соотечественников, в том числе, всех Романовых, оставшихся на Родине. Ни один из династических потомков Императора Александра III по мужской линии не спасся: все они были казнены в 1918 г. О расстреле св. Императора Николая II большевики объявили официально. Св. Патриарх Тихон имел мужество отслужить панихиду и произнёс обличительную проповедь, осуждающую казнь отрекшегося Государя. Однако в отношении судьбы Цесаревича Алексия Николаевича и Великого Князя Михаила Александровича ясности на первых порах не было. Многие полагали, что им, возможно, удалось уцелеть. Некоторые продолжали лелеять надежду, что жив и сам Император Николай II.
Такой точки зрения придерживался несколько лет и старший из двоюродных братьев Царя-Страстотерпца Великий Князь Кирилл Владимирович. Даже в момент принятия на себя блюстительства всероссийского престола 26 июля/8 августа 1922 г. он засвидетельствовал: "Мы уповаем на то, что жив Государь Николай Александрович, и что весть об Его убиении распространена теми, для коих Его спасение было угрозою. Не может наше сердце отказаться от надежды на то, что вернется Он, Пресветлый, к Престолу Своему".
Но к 1924 г. не осталось никаких сомнений в том, что Император, его сын и родной брат казнены в 1918 г. Кирилл Владимирович убедился в этом, ознакомившись с материалами, предоставленными ему в Ницце в начале 1924 г. следователем по особо важным делам Н.А. Соколовым, расследовавшим обстоятельства цареубийства.
Блюсти престол, таким образом, было не для кого. В соответствии с Основными государственными законами Российской Империи все права и обязанности всероссийского Императора юридически перешли к старшему представителю старшей династической линии Российского Императорского Дома Романовых, коим являлся Кирилл Владимирович.
Великому Князю потребовалось ещё несколько месяцев, чтобы тщательно обдумать все нюансы создавшейся ситуации. Как человек чести, он не мог уклониться от ниспосланного ему Богом долга. В то же время, Кирилл Владимирович прекрасно осознавал, что царское служение - это не просто политическая функция, а сакральное состояние, исполненное колоссальным духовным напряжением и многими испытаниями и искушениями.
Власть никогда не рассматривалась Романовыми как желанный плод, но всегда - как тяжкий Крест. А в случае с Кириллом Владимировичем не было и реальной власти. Ему довелось стать преемником своих венценосных предков не на величественном престоле могущественной Империи, а в горестном и бедственном изгнании.
Судьба, казалось бы, давала ему шанс не возлагать на себя всю полноту ответственности, не подвергать себя и свою семью опасностям, сопряженным со статусом Императора. Не только противники и недоброжелатели, но и многие верные Кириллу Владимировичу люди высказывали мысли о "нецелесообразности", "несвоевременности" и прочих политических факторах, препятствующих официальному принятию им достоинства Императора.
И всё-таки чувство долга возобладало. 13 сентября 1924 г. манифест был подписан Государем и передан для обнародования [1].
О правовой основе этого акта, предшествовавших событиях, процессе подготовки текста и последствиях написано много статей и книг. Правовая сторона дела безупречна [2]. Святитель Иоанн (Максимович), имевший не только духовное, но и юридическое образование, в письме Цесаревичу Владимиру Кирилловичу от 28 сентября 1938 г. [3], наряду с беспристрастным анализом как положительных, так и отрицательных последствий Манифеста 13 сентября 1924 г., точно определил: «Принятие Императорского титула Вашим Родителем имело свои благие последствия, указав русским людям на их Законного Царя и положив конец сомнениям о порядке престолонаследия» [4]. Политические же оценки - предмет мнений и интерпретаций, коих может существовать неисчислимое множество. Сейчас представляется важным сосредоточить особое внимание на духовной составляющей жизни и деятельности Кирилла I.
Члены Российского Императорского Дома воспитывались в строго православном духе. Кирилла Владимировича, его братьев и сестру с детства [5] наставлял сподвижник св. прав. Иоанна Кронштадтского священник Александр Дернов [6]. "Он был нашим духовным пастырем, - пишет Кирилл I в своих воспоминаниях, - и я испытываю величайшее уважение к этому человеку исключительной эрудиции и культуры, преподававшему нам историю церкви, катехизис и многое другое, что входило в его компетенцию" [7].
Другие педагоги и воспитатели приучили детей Великого Князя Владимира Александровича к дисциплине и труду (в том числе, столярному делу), любви к знанию и достижениям культуры, умению дорожить своими идеалами и одновременно понимать и уважать людей иных убеждений. С 1891 г. Кирилл Владимирович начал занятия по программе Морского кадетского корпуса. Знания, умения и навыки, приобретенные им в детстве, получили дальнейшее развитие в еще более строгих условиях, вдали от родительского дома с его атмосферой «добра, справедливости, высоких нравственных идеалов, изысканных манер, взаимопочитания и любви» [8]. Это была суровая, местами даже жестокая школа, но она пошла на пользу: укрепила дух, закалила характер, усилила чувство долга и ответственности.
В своих воспоминаниях Кирилл Владимирович не идеализирует описываемые события и не избегает критических оценок, в том числе, и в отношении самого себя. Тем не менее, он остался благодарен тем, кто наставлял его и готовил к самостоятельной жизни.
Воспитание, несомненно, имеет огромное значение. Но никакое воспитание не может изменить сущность человека, заложенную в нем с рождения, унаследованную генетически. Эти врожденные качества можно развивать и совершенствовать или, наоборот, подавлять и заглушать. Однако они всё равно остаются и проявляются, особенно в критические моменты.
Кирилл Владимирович, как и практически все люди его круга, был светским человеком и не избежал ряда соблазнов юности и молодости. Но присущее ему чистосердечие помогло уберечься от уклонения с пути, определенного ему по Православной вере и родовому предназначению.
Если изучать биографию Кирилла I не по пасквилям и фельетонам и не по вырванным из контекста сплетням, а по совокупности исторических источников, воссоздается цельный и объемный образ, бесконечно далекий от карикатуры, изображаемой сознательными клеветниками и легковерными ко злу недалекими людьми.
Не секрет, что пропаганда создала из первого Императора в изгнании в массовом общественном сознании некоего монстра. По черной мифологии, до Революции горделивый и властолюбивый Великий Князь со своей родней лелеял мечту занять трон и всячески интриговал против св. Императора Николая II, затем предал его во время февральско-мартовских событий 1917 г., явившись в Государственную думу с красным бантом, потом «первым сбежал из России», а находясь за рубежом, «расколол русскую эмиграцию», став «самопровозглашенным императором». При этом он умудрился всё это сделать, не имея никакой поддержки и встречая со всех сторон только ненависть и презрение. Таков миф, по своей низости вполне сопоставимый с клеветой, долгие годы окружавшей память Святых Царственных Страстотерпцев.
Нацистский министр пропаганды д-р Й. Геббельс откровенно признавался: «Чем чудовищнее ложь, тем легче в неё поверят массы». Методологические приверженцы этого принципа совершенно не заботятся о логике и последовательности, не говоря о соответствии фактам. Но стОит хотя бы чуть-чуть задуматься, чтобы понять, насколько упомянутая картинка не только лжива, но и самопротиворечива.
Весь образ жизни Великого Князя Кирилла Владимировича – и в самых героических, и в вызывающих обсуждение вопросах – категорически не соответствует мифу о его «властолюбии». С началом Русско-японской войны он сразу отправился на театр военных действий, причастившись Святых Христовых Таин и попрощавшись с самыми любимыми и близкими людьми в сознании, что это, вероятно, их последняя встреча. Хитрые властолюбцы так не поступают. Даже в драматической истории его борьбы за свою любовь, вызывающей много желчи у злопыхателей, Кирилл Владимирович проявил себя совсем не как человек, рассчитывающий занять престол. Он прекрасно понимал, что его политическое и общественное положение понесет существенный урон из-за брака, первоначально не одобренного Императором. Но был готов на жертвы ради любви, именно потому, что даже не мыслил о появлении для него возможности восшествия на трон.
Читайте далее по ссылке
Первая публикация: Закатов А.Н. Царь-Исповедник // Монархист (Санкт-Петербург), 2024, июль, № 127
Читайте также:
Кирилл Владимирович, Император. Моя жизнь на службе России
Источник Версия для печати