Это музицирование (труба, фортепьяно, клавесин), чтение мемуарной и художественной литературы, рисование, черчение, встречи с художниками и скульпторами, посещение театров и музеев. В дневниках около 150 раз коротко отмечено «рисовал». Занятия рисунком у Николая Павловича были регулярными и не прекращались во время вояжей и военных маневров. Иногда он занимался и черчением. Смотрел также гравюры и английские увражи. В детстве эти занятия соответствовали его наклонностям к рисованию и гравированию, которое было любимым занятием и Марии Федоровны. Первым учителем рисования Николая был ректор Императорской Академии художеств Иван Акимович Акимов (1754–1814), оказавший большое влияние на становление русской исторической живописи. В январе 1810 г. его заменил, в прошлом ученик И. А. Акимова, Василий Козьмич Шебуев (1777–1855). Определенное влияние на великого князя оказал художник-баталист и рисовальщик Александр Иванович Зауервейд-старший (1783–1844), уроженец Курляндии, с 1814 г. находившейся на русской службе…
Рисунки Николая I отложились в составе Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Это фонды Библиотеки Зимнего дворца (Ф. 728) и Николая I (Ф. 672). В каталоге «Рисунки членов российской императорской фамилии» в общей сложности учтено 293 рисунка [33, с. 24– 33; 131–155]. Некоторые из них ранее были воспроизведены в каталоге выставки «Урок рисования» в 2006 г. [41, л. 6–7]. Второй по численности коллекцией рисунков Николая Павловича обладает ГМЗ «Павловск». Рисунки Николая Павловича, очень часто – рисунки-шаржи, свидетельствуют об определенных успехах великого князя, причем эти навыки он сохранил и в зрелые годы, украшая своими рисунками интерьеры покоев. Об известном профессионализме Николая Павловича как рисовальщика свидетельствовали современники. Художник-реставратор А. Ф. Солнцев признавал за ним «известные знания и техническую сноровку» [10, с. 354]. Одно из свидетельств точности и наметанности глаза Николая Павловича приводится в воспоминаниях М. Ф. Каменской со слов ее отца вице-президента Академии художеств Ф. П. Толстого. Николай Павлович однажды карандашом по]правил рисунок ноги воина на его проекте медали. Вспыльчивый граф сначала рассердился, но дома, принимая в обнаженном виде изображенные им позы у зеркала, сказал жене: «Каков молодец, какова у него верность взгляда, а я, скот этакий, еще обозлился на него... А он прав, тысячу раз прав! Гляди: это государь сам поправил мне правую ногу... Что ж мне не даешь лаку? Я покрою им карандаш его величества и сохраню эту редкость потомству...”» [10, с. 156]
***
Николай I (1796–1855) с ранних лет увлекался рисованием. Из военных наук, которым его обучали, больше всего он любил фортификацию и инженерное дело, особенно чертежи и эскизы. Ещё учеником он просил своих учителей нарисовать что-нибудь на бумаге, а затем он с удовольствием раскрашивал рисунок и преподносил членам семьи в качестве подарка. Вскоре простое увлечение переросло в настоящую страсть этим делом.
В более поздние годы царевич учился у Ореста Кипренского, который обучал его искусству гравюры. Эта техника настолько удавалась Николаю Павловичу, что он создал целую серию гравюр «Обмундирование российских войск». Остаётся только любоваться с какой тщательностью были воспроизведены даже самые незначительные элементы военной формы. Энтузиазм государя был неиссякаем: бывало, он трудился и днём, и ночью, чтобы усовершенствовать свои навыки.
В 1829 году Николай I написал серию акварелей на тему итальянской гвардии. Также ему принадлежат карандашные рисунки женщин в парадной форме лейб-гвардии Кирасирского его величества полка. К слову, увлечение этим делом передалось и наследнику престола, цесаревичу Александру II Николаевичу. В период Великих реформ он внёс большой вклад в изменение обмундирования русских солдат и офицеров.
Николай Павлович также был первым русским царём, игравшим на духовом инструменте (его дед Императора Петр III Федорович играл, как известно, на скрипке). Он освоил флейту, валторну, корнет и корнет-а-пистон. Современники отмечали его хороший слух, благодаря которому император писал маршевые пьески и исполнял их на домашних концертах.
На фото рисунок Императора Николая I «Автопортрет в образе восточного всадника»
Источник Версия для печати