История России неразрывно связана с культурой и подвигами воинского сословия Российской империи - казаков. Казаки являлись и первопроходцами и открывателями, а также преданными защитниками Православной веры, Царя и Отечества. Казаков называли Христолюбимым воинством, рыцарями Белого Царя, рыцарями Святой Руси, хребтом Государства Российского, православными богатырями земли Русской. Даже иностранцы к казакам относились с уважением за их мужество, самопожертвенность и выносливость.
В Российской Империи до 1917 года существовало 11 казачьих войск:
Донское,
Кубанское,
Терское,
Оренбургское,
Сибирское,
Уральское,
Забайкальское,
Астраханское,
Семиреченское,
Амурское,
Уссурийское.
Ни в одной стране мира не было такой отлаженной системы защиты своего отечества.
24 января 1919 года коммунисты принимают секретную директиву "Ко всем ответственным товарищам работающих в казачьих районах" . Эту директиву разработал председатель ВЦИК Свердлов. Этот документ положил начало массовому уничтожению казаков.
Эта директива затем дополнялась различными приказами и постановлениями.
5 февраля 1919 года приказ номер 171 РВС Южного фронта "О расказачивании". Этот приказ прямо предписывал :
физическое истребление казаков, способных носить оружие по крайней мере 100 тысяч, от 18 до 50 лет, физическое уничтожение, так называемых верхов станиц (атаманов, учителей, судей, священников) , хотя бы и не принимающих участие в контрреволюционных действиях, выселение значительной части казачьих семей за пределы Донской области, переселение крестьян из малоземельных северных губерний на место ликвидированных станиц. Орджоникидзе и Фигатнер организовывали массовое выселение также Терских казаков из станиц и передавали земли политые казачьей кровью чеченцам и ингушам. Иона Якир с отрядами китайцев вырезал целые казачьи хутора. Были ещё человеконенавистнические директивы Донбюро РКП(б) об аресте видных представителей казачества и аресте родственников казаков, замешанных в контрреволюционных действиях, а также в случае обнаружения у кого-либо из жителей станицы оружия, расстреливать
не только владельца, но и несколько заложников. Коммунисты стали арестовать и расстреливать старых воинов с медалями за взятие Шипки, ещё участвовших в русско-турецкой войне, георгиевских кавалеров, священнослужителей, казачьих жён, дочерей и сыновей в качестве заложников.
Бессонов и Веселовский докладывали Войсковому Кругу : "В одном из хуторов Вешенской станицы старому казаку за то , что он в глаза обозвал коммунистов мародерами, вырезали язык, прибили его гвоздями к подбородку и так водили по хутору, пока старик не умер. В станице в Каргинской забрали 1000 девушек для рытья окопов. Все девушки были изнасилованы и, когда восставшие казаки, подходили к станице, выгнаны вперёд окопов и расстреляны... С одного из хуторов прибежала дочь священника со "свадьбы" своего отца, которого в церкви "венчали" с кобылой. После "венчания" была устроена попойка, на которой попа с попадьёй заставили плясать. В конце концов батюшка был зверски замучен...".
Была развёрнута и компания обоснования террора в коммунистической печати. В феврале 1919 года в газете "Известия" появилась статья командира Латышских стрелков Вацетиса, что у казачества нет заслуг, а есть заслуги только перед тёмными силами... И далее Вацетис, продолжая выплёскивать свою ненависть к казачеству, сравнивает казаков с животными.
Ненавидел казаков и приплывший на корабле в 1917 году из США в Россию и ставший во главе Красной Троцкий. Он также он призывал "к поголовному уничтожение казаков".
Есть ещё свидетельство, письмо Дзержинского - Ленину от 19 декабря 1919 года, в котором указывается, что на тот момент в плену у большевиков содержалось около миллиона казаков: "В районе Новочеркасска содержится в плену более 200 тысяч казаков Войска Донского и Кубанского. В городах Шахты и Каменске более 500 тысяч казаков. Всего плену около миллиона человек. Прошу санкций". На письме резолюция Ленина: "Расстрелять всех до одного, 30 декабря 1919 года".
*******
Директива Реввоенсовета Южного фронта от 16 марта 1919. Вышла после начала Вёшенского восстания, подписана Колегаевым - бывшим руководителем левых эсеров, вступившим в РКП (б) летом 1918-го.
"Предлагаю к исполнению следующее:
а) сожжение восставших хуторов,
б) беспощадные расстрелы всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании,
в) расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения восставших хуторов,
г) массовое взятие заложников из соседних к восставшим хуторов,
д) все станицы и хутора, замеченные в оказании помощи восставшим, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и предаваться сожжению при первом случае обнаружения такой помощи."
*******
Реввоенсовет Южного фронта во ВЦИК, по телеграфу в Москву
"Необходимы концентрационные лагеря с полным изъятием казачьего элемента из пределов Донской области и полосы фронта"..
*******
Постановление Донбюро РКП (б) от 21 апр 1919
"Провести:
1. Обезземление* многоземельного черкасского казачества, обезземление наиболее контрреволюционных групп других Округов.
2. Упразднение Войсковой собственности на землю (уничтожение Войсковых, юртовых земель), наделение этой землёй малоземельных местных крестьян и переселенцев с соблюдением, по возможности, форм коллективного землепользования.
3. Конфискация рыболовного имущества у казаков на Дону и передача его рыболовным артелям и крестьянам - рыбакам.
4. Наложение контрибуций на отдельные станицы.
5. Проведение чрезвычайного налога с таким расчётом, чтобы он главной своей тяжестью, наряду с крупной буржуазией, лёг на казачество. Необходимо широко провести вывод казаков за пределы области. Призванные казаки направляются в строительные батальоны и на принудительные работы всякого рода. Должно быть широко произведено переселение крестьянских элементов из Центральной России"..
* Так в документе.
*******
Письмо члена Донревкома Исаака Исаевича Рейнгольда в ЦК РКП (б), июль 1919.
"Бесспорно, принципиальный наш взгляд на казаков, как на элемент, чуждый коммунизму и Советской идее, правилен. Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и всяческое заигрывание с казачеством. Ни на минуту нельзя упускать из виду того обстоятельства, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица – вооружённый лагерь, каждый хутор – крепость. По расхлябанности советских органов Директива о расказачивании попала в руки казаков и послужила прекраснейшим материалом для агитации против Советской власти, как явно стремящейся к уничтожению казачества. По отношению к казачеству не была с самого начала применена большевистская национальная политика, вплоть до создания Советского Донского правительства, под вывеской которого было бы гораздо эффективнее проводить на Дону красный террор против казачьей контрреволюции, действуя и оружием и словом, и аграрно - переселенческой политикой".
*******
Л. Троцкий, воззвание "Слово о казаках и к казакам", 1918 год.
"Всё чаще раздаются голоса рабочих и крестьян: "Нужно истребить всех казаков, тогда наступит мир и спокойствие в Южной России!". Чем дольше будут казаки оставаться слепым орудием в руках Краснова, тем суровее будут расправляться с ними солдаты Красной армии. Казаки, которые сложат оружие и подчинятся советской власти, не понесут никакого наказания. Казак, который добровольно сдастся в плен, будет принят, как друг."
*******
Из письма большевика Краснушкина в Казачий Отдел ВЦИК "О ситуации в Хопёрском Округе".
"Смертные приговоры сыпались пачками, причём часто расстреливались совершенно неповинные: старики, старухи и дети. Расстреливали "по подозрению". Достаточно было ненормальному в психическом отношении сотруднику Ревтрибунала Дёмкину во время заседания Трибунала заявить, что ему подсудимый известен как "контрреволюционер", чтобы Трибунал, не имея никаких других данных, приговаривал человека к расстрелу. Расстрелы проводились часто днём, на глазах у всей станицы по 30 - 40 чел сразу, причём осуждённых с издевательствами, с гиканьем, криками, вели к месту расстрела. На месте расстрела осуждённых раздевали догола и всё это на глазах у жителей. Всех расстрелянных слегка закапывали близ мельницы, невдалеке от станицы. В результате около мельницы развелась стая собак, растаскивавшая руки и ноги казнённых по станице…".
*******
Из письма большевика Хопёрского Округа Нестерова.
"Руководящим принципом служило – чем больше вырежем казачьЯ, тем скорее утвердится Советская власть на Дону!".
*******
Фев 1919, совместная "Инструкция" Уральского Ревкома и командующего 4-й армией М.В. Фрунзе.
"Все семьи, находящихся в рядах казачьих формирований, объявляются арестованными и заложниками, которым запрещено покидать место жительства. При попытке бежать одного из членов семьи – расстреливается вся семья. При бегстве семьи – расстреливается все казачьи семьи этого населённого пункта. Все казаки, находящиеся в рядах Уральской армии, объявляются вне закона и подлежат беспощадному истреблению".
*******
Фев 1919, статья в газете "Известия" под названием "Борьба с Доном", подписанная Иоакимом Вацетисом, на тот момент занимавшим должность Главнокомандующего Вооружёнными Силами РСФСР.
"... Казаки по природе ленивы и неряшливы, предрасположены к разгулу, к лени и к ничегонеделанью. Казачьи полки не отличались ни боеспособностью, ни особенной лихостью, ни развитием, казачество показало себя в массе трусливым, непригодным для нынешнего боя и обладающим стремлением окапываться в тылу. Казак, как мало интеллигентный человек, лгун и доверять ему нельзя. В ухе у казака обыкновенно серьга, а то иногда их даже две. Иногда приходится видеть казака, у которого даже в носу проделана дырка для вставления особого сорта кольцеобразного приспособления. Общий закон культурного развития не мог иметь на казачество абсолютно никакого воздействия. Казачья масса ещё настолько некультурна, что при исследовании психологических сторон этой массы, приходится заметить большое сходство между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира...
В таком виде Дон в настоящее время не может быть оставлен. Стомиллионный русский пролетариат не имеет никакого нравственного права применить к Дону великодушие. Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. "Всё потрясающие" и "всевеликие" конные казачьи полчища должны быть ликвидированы. Реакционное брюхо Дона должно быть вскрыто, и всё содержимое должно быть сожжено в пламени революции...".
***
Марианна Колосова
КАЗАЧАТ РАССТРЕЛЯЛИ
Видно, ты уснула, жалость человечья!
Почему молчишь ты? – не пойму никак.
Знаю, не была ты в эти дни в Трехречье*,
Там была жестокость – твой извечный враг.
Ах, беды не чаял беззащитный хутор…
Люди, не молчите, – камни закричат!
Там из пулемета расстреляли утром
Милых, круглолицых, бойких казачат…
У Престола Бога, чье подножье свято,
Праведникам – милость, грешникам – гроза.
С жалобой безмолвной встанут казачата…
И Господь заглянет в детские глаза.
Скажет самый младший: «Нас из пулемета
Расстреляли нынче утром на заре».
И всплеснет руками горестными кто-то
На высокой белой облачной горе.
Выйдет бледный мальчик и тихонько спросит:
«Братья-казачата, кто обидел вас?»
Человечья жалость прозвенит в вопросе,
Светом заструится из тоскливых глаз.
Подойдут поближе, в очи ему взглянут –
И узнают сразу. Как же не узнать?!
«Был казачьих войск ты светлым Атаманом,
В дни, когда в детей нельзя было стрелять».
И заплачут горько-горько казачата
У Престола Бога, чье подножье свято.
Господи, Ты видишь, вместе с ними плачет
Мученик-Царевич, Атаман Казачий!
*
По материалам общеказачьей газеты "Станица" № 41
Историческая справка:
"Трёхречье (Захинганье) - это территории за Большим Хинганом (горной системой на северо-востоке Китая и востоке Монголии). "Область трех рек" размером около 11500 кв.км образована притоками Амура - реками Сунгари, Уссури и Аргунь. Земли эти издавна посещалась забайкальцами, перегонявшими сюда стада и табуны на пастьбу, заготовлявшими здесь сено, охотившимися, а иногда и распахивавшими целинные земли. Отдельные русские хутора в Трёхречье появились довольно давно - до сих пор находят здесь избы поселенцев 1895-1900 гг. В описываемое время там жило не менее 18 000 чел. - выходцев из России.
Массовый уход аргунских и ононских казаков в Китай начался как только большевики начали расправу с казачеством. Первыми ушли хозяева заимков по восточным притокам Аргуни - Хаулу, Дербулу, Гану, Мергелу. На русской территории у них оставались лишь дома, немного коров и лошадей для домашнего обихода, а ,все остальное было уже в Китае.
Территория приаргунских станиц простиралась в 20-х годах от восточного берега Аргуни до западных склонов Большого Хингана, а с юга на север от КВЖД до верховьев Гана и Дебула. Места эти китайцами не обживались: зимы здесь суровы, лето засушливо. Поселились тут забайкальцы, как они думали, временно, уверенные в скором возвращение на родную землю. Пока же вели довольно скромное хозяйство... Многие, спасаясь от принудительной коллективизации, селились не только в Трёхречье, но и в других местах Барги, достигая Хайлара и даже Харбина."
Свидетельства очевидцев:
"В ночь на 1 октября 1929 года на рассвете хутор Танехэ (35 вёрст от Якеши) был окружён советским отрядом. Глава этого отряда потребовал от старшины посёлка именной список жителей Танехэ и собрал всё мужское население и 4-х учеников по 13-14 лет. Повели в сторону от посёлка, отведя версту, приказали собраться в кучу и сесть. И, наведя два пулемёта, расстреляли.
Жилища, имевшие запасы, сена, и два маслоделательных завода - Воронцова и Проскурякова - были сожжены... Убито и похоронено 64 человека. Напавший отряд численностью в 50 человек, из посёлка Танехэ отправился на посёлок Чанкир; в 20 верстах от посёлка Ты<...>ыр (неразборчиво), где также всё мужское население расстреляно. Убито и похоронено 26 человек...
По словам раненных они опознали советских партизан Забайкалья и Нового Цурухайтуя и Цагайтуя. Один из напавших, Топорков, убил своего зятя Кулакова, сестра его просила на коленях не убивать её мужа.
Есть слухи, но ещё не проверенные, что посёлки Найжин и Кущи подверглись той же участи. Имеются сведения о том, что 4 октября в 5 часов утра отрядом красной конницы был сделан вторичный налёт на посёлок Танехэ в Трёхречье. Забрав по выбору женщин и 50 лучших лошадей с телегами, а также некоторое имущество, отряд к 11 часам ушёл по направлению к границе СССР...
Согласно сведениям за время с 1 октября советскими отрядами расстреляно свыше 100 человек и разграблено до шести хуторов. За один вчерашний день большевики расстреляли ещё 50 человек сверх этих чисел. Мужчин расстреливали в ряд и расстреливали из пулемётов на глазах жён, матерей и детей. Женщин заставляли приготовлять для убийц пищу, после чего над ними надругивались и затем расстреливали. Расстреливали также и детей до 10 летнего возраста. Даже моложе 5 лет бросали в колодцы на глазах у обезумевших матерей.
Советские информаторы сообщают, что было расстреляно 140 человек".
"Гун-Бао" (№ 843, 8 октября 1929 г.) газета русских эмигрантов в Китае
"Мы далеко не все представляем собой осколки отступившей в Китай частей Белой армии, которые известны в СССР под названием "белобандитской шайки"... Заселяли Трёхречье главным образом забайкальские и отчасти амурские казаки, эмигрировавшие из СССР, в силу тяжелых экономических условий. Никакой борьбы с советской властью они ни на территории СССР, ни вне её никогда не вели. Придя в Трёхречье со своим скотом и частью с сельскохозяйственным инвентарём, они сразу же сели на землю и занялись хлебопашеством, сельским хозяйством, охотой и рыбной ловлей. Вначале эти переселенцы проходили, хотя и нелегально, но при попустительстве советской власти, которая смотрела на это сквозь пальцы, и только с конца прошлого года власти стали ставить препятствия переселенцам и, даже, бывали случаи, вооруженных стычек с пограничной стражей, но всё же эмигрировать удавалось.
В конце сентября в Трёхречье проникли незначительные красноармейцы, которые никаких агрессивных мер не проводили. Казаки тоже со своей стороны никакой вражды не проявляли. На другой день после этого явилась новая группа, которая уже от имени советского командования предложила казакам вернуться или же хотя бы вернуть скот.
Через два дня налёт повторился. Проходя через разграбленный посёлок, красноармейцы объявили женщинам, что их мужья казнены по приказанию советского правительства и что они должны подвергнуться той же учаспт со своими детьми. Расстреляв оставшихся женщин и детей, красноармейцы направились в следующие посёлки, где повторили своё кровавое дело..."
"Гун-Бао" (№ 844, 9 октября 1929 г.)
"Организован набег советских частей, сделанным одновременно в нескольких пунктах этого района. Переправа через реку Аргунъ была совершена в один день, т. е. 28 сентября.
Отряд, разгромивший посёлки Цанкыр и Танехэ, прошёл предварительно от реки Аргунъ около 150 вёрст и потому только 1 октября явился в населённый пункт и учинил свою рассправу. Что же касается другого отряда, вышедшего сразу в населённый район на берегу Аргуни в 300 вёрстах от Хайлара, то там расправа, о которой только теперь стало известно, имела место ещё 28 сентября.
В этот день отряд красных, состоящий из набранных в районе Нерчинских заводов молодых коммунистов и местных бывших каторжан, но производимый военным командованием Красной Армии, переправился на правый берег Аргуни. Переправа была проведена под прикрытием моторного катера, вооружённого пулемётами.
Отряд ок. 200 человек встретил на китайском берегу мужественное сопротивление небольшого китайского кордона (10 чел.) у посёлка Дамысо-бо. В результате этого сопротивления начальник кордона Лю Си-фу и 6 человек китайских солдат были убиты.
Посёлок Комары подвергся немедленному же разграблению, почти все жители, не успели бежать и, не ожидавшие над собой расправы, были уничтожены, а имущество их разграблено и дома сожжены.
Здесь отряд перешёл в соседний посёлок Дамысово, насчитывающий несколько десятков домов и являющийся в этом районе самым крупным и богатым. Зверству красных в этом посёлке не было пределов. Расстреливались и убивались на месте не только мужчины, и женщины, но и малолетние дети. Были случаи, когда детей хватали и с высокого берега бросали в волны Аргуни, посылая "спасать родителей". Когда же обезумевшая мать, бросившись за ребёнком, выплывала с ним, то тут же на берегу приканчивали и мать и дитя. Ворвавшись в дом местного хуторянина Зырянова, красные звери не остановились перед убийством его маленького сына трёх месяцев...
Ограбив и уничтожив поголовно таким образом целый ряд прибрежных по Аргуни беженских посёлков, красные переправились обратно на свой берег, увезя с собой всё награбленное. Все дома были сожжены и посёлки почти сравнены с землёй. Трупы расстрелянных остались валяться на улице, где их застала смерть.
Недалеко от этого места в пути была настигнута красными подвода с маслом, следовавшая в Хайлар. Эту подводу сопровождали шесть человек. Большевики убили их всех и затем положив их на подводу подожгли масло. Трупы в продолжении нескольких часов жарились и кипели в горящем масле".
"Гун-Бао" (15 октября 1929 г.)
"Нагрянули под вечерок, когда скот и табуны пригоняются на ночь домой. Выгнали табуны и рогатый скот в степь и, отрядив по два-три гонщика, пошли со стадами к русской границе. Остальные рассыпались по зимовьям, всех выгоняли, вещи перетряхивали, грудных детей вынимали из люлек, а то и просто выкидывали. Искали золото во всех видах, Что нашли, сколько нашли - никому не сказывали...
27 сентября ранним утром раздались выстрелы над поселком Танехэ. С плоскогорья хребта спускались конные всадники. Первой жертвой пал Якимов Гриша, мой двоюродный брат. Он ходил за лошадью в поле, ему надо было ехать в город Хайлар, где он учился в гимназии. Его заставили гнать лошадей домой во двор, а затем скомандовали идти на место сбора жителей, но на полпути застрелили. Вооруженные пулеметами, винтовками, штыками и гранатами, бандиты носились по поселку, выгоняя людей на край села, поджигая дворы и опустошая хаты. Наши родители, Сергей Ананьевич и Анна Васильевна, взяли нас, своих детей (три девочки и младший мальчик четырех лет) и пошли на указанное место, откуда наш папа уже не вернулся домой. Враги оцепили собравшихся, кружась на лошадях, о чем-то совещались, а мы в страхе ожидали недобрый конец. Вскоре объявили женщинам с детьми идти по домам, а мужчин 80 человек, где были глубокие старики и 14-летние подростки, быстро погнали за посёлок.
На повороте высокой горы этого хребта, против кладбища скомандовали стать на колени, говоря с насмешкой: "Вы верите Богу, пусть Он спасет вас!"... Обстрел из пулемета, куча окровавленных тел, раненых всячески добивали"
Воспоминания Н.С.Якимовой, Тула, январь 1994 г.
"Насилию, разбою, дикой расправе не было конца. В одном из казачьих поселений было убито 140 человек, включая женщин и детей. Несколько раненых добрались до Хайлара и поведали об ужасах, перенесённых мирным населением. Свыше шестисот трёхречинских поселенцев было вывезено в Советский Союз. Японское консульство на ст. Маньчжурия пыталось защитить мирное русское население, но ничего не могло сделать. Судьба вывезенных выяснилась позже: часть была расстреляна, большинство попало в концлагеря и тюрьмы".
"Финал в Китае", 1958 г., П. Балашкин
"Душу раздирающие сведения идут с Дальнего Востока. Красные отряды вторглись в пределы Китая и всей своей жестокость обрушились на русских беженцев, выходцев из России, нашедших в гостеприимной Китайской стране убежище от красного зверя.
Уничтожаются целые посёлки русских, истребляются всё мужское население, насилуются и убиваются дети, женщины. Нет пощады ни возрасту, ни полу, ни слабым, ни больным. Всё русское население, безоружное, на китайской территории Трёхречья умерщвляется, расстреливается с ужасающей жестокостью и с безумными пытками. Вот замученные священники: один из них привязан к конскому хвосту. Вот женщины с вырезанными грудями, предварительно обесчещенные. Вот дети с отрубленными ногами; вот младенцы брошенные в колодцы; вот расплющенные лица женщин, вот 80 летние старцы в предсмертных муках расстрела; вот реки, орошаемые кровью убегающих в безумии женщин и детей, расстреливаемых из пулемётов красных зверей,
Кровь леденеет, когда читаешь сообщения компетентных лиц с Дальнего Востока о зверствах красных в захваченной ими части Китая. Всё существо содрогается от этой небывалой кровавой расправы с безоружным населением и детьми.
Вопиют архипастыри и пастыри Дальнего Востока, протестуют пред всем миром русские общественные организации, взывает ко всем русская печать.
Вот уже 12 лет насильники в Москве раздирают русские души, уничтожают древние святыни, подвергают гонению духовенство и верующих, морят и гноят в тюрьмах множество невинных людей, культивируют утончённые пытки, перед которыми бледнеют все, ведомое в этой области истории"
из письма Митрополита Антония (Храповицкого) - первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, адресованного главам правительств, Церквей и ведущих газет мира.
Версия для печати