Великий поэт Гавриил Державин с удивительной прозорливостью написал при его рождении:
Полсвета властелин!
Он будет, будет славен…
Крестили его во имя святителя Николая Чудотворца – впервые среди всех правителей России. Императрица Екатерина Великая благословила внука иконой Богородицы Одигитрии, с которой он не расстанется до самой смерти.
Император Николай Павлович глубочайшим образом осознавал, что он не просто правитель России, но Помазанник Божий. Однажды он сказал: «Не сам я взял то место, на котором сижу, – его дал мне Бог. Оно не лучше галер, но я защищал бы его до последней степени». Та высшая степень ответственности, с какой погибший на своём посту его отец император-мученик Павел служил России, вошла в кровь и плоть его наследников. Это было стояние, сопряжённое со смертельным риском. Из шести Императоров погибли трое – половина. Вплоть до Великой (Первой мировой) войны наш офицерский корпус никогда не нёс таких потерь. Когда в Москве бушевала эпидемия холеры, Император отправился туда, чтобы поддержать москвичей и проследить за достаточностью предпринимаемых мер. Императрица Александра Феодоровна, боявшаяся за своего мужа, привела к Николаю I всех его детей, чтобы удержать Государя от поездки. «Уведи их, – твердо сказал Император, – в Москве сейчас страдают тысячи моих детей».
Эпоха Николая I – одна из ключевых во всей тысячелетней русской истории. Известно высказывание В.В. Путина в 2021 г. о том, что Россия стала сверхдержавой при императоре Александре I – очевидно, здесь имелась в виду роль России в победе над тогдашним «коллективным Западом» во главе с Наполеоном и её роль на Венском конгрессе 1815 г. как главной силы в Европе и главного гаранта всеобщей безопасности. А новая агрессия объединенного Запада против России в виде Крымской войны также стала фактическим подтверждением статуса Российской Империи как сверхдержавы в период правления Николая I. Но в Крымской войне Запад уже даже и не пытался вторгаться в глубь России, а только лишь безуспешно штурмовал её самые дальние морские окраины – и с весьма позорным для себя результатом. Это показывает, что в эпоху Крымской войны Россия по отношению к Западу стала еще более сильной, чем это было в 1812-1814 гг. Все это – результат правления Николая I. Но этот факт до сих пор почти не осознается.
Совершенно естественно и закономерно, что эпоха, которая привела к столь явному росту могущества России как сверхдержавы при Николае I, в максимальной степени подверглась оболганию и русофобской лжи. В книге А. Тюрина «Правда о Николае I. Оболганный император» (2010) хорошо сказано об этом: «Николай I – самый недооцененный и оболганный император в истории России. Его царствование совпало с эпохой гегемонии колониального хищника – Британии. Единственной крупной страной, сохранившей самостоятельность, была николаевская Россия. Она не клянчила деньги у иностранных кредиторов, обращая собственные капиталы на развитие русского хозяйства, а не на обогащение западных воротил. Казак с шашкой и мужик с топором осваивали “фронтир” на Амуре и в предгорьях Тянь-Шаня. Русские товары завоевывали восточные рынки. Угнетенные народы Балкан и Малой Азии видели в русском царе спасителя и защитника… его царствование было одной из самых великих и созидательных эпох в истории России».
Внешняя политика Императора Николая I была непрерывной череда военных успехов и расширения государства. Особое значение имела Крымская война, по поводу которой до сих пор господствует сто же привычный, сколь и ложный миф о «поражении» России в ней. В реальности же в той войне Россия добилась своей цели (не утратить территории), а объединенный Запад – ни одной из своих, которые были точно такие же, как и у Наполеона – расчленение России, лишение её суверенитета и т.д. Но объединенный Запад – союз трех мировых Империй, в совокупности занимавших половину мировой суши и контролировавший весь мировой океан – понеся огромные потери и огромные затраты, не добился ничего, т.е. по факту потерпел такое же поражение, как и Наполеон в 1812 г.
При Николае I промышленность и торговля России выросли в несколько раз по объему, Россия стала «кормилицей Европы». Активно осваивались Дальний Восток, Аляска и Новороссия, по строительству железных дорог Россия стала одним из мировых лидеров. Финансовая реформа сделала положение русского рубля неуязвимым вплоть до революции 1917. При Николае I стремительно развивалась система образования, количество гимназий увеличилось в несколько раз, были созданы многочисленные новые учебные заведения, в том числе Киевский Университет Св. Владимира, университет в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), будущий С.-Петербургский Технологический Институт, Императорское Техническое Училище и Константиновский Межевой Институт в Москве, Военная и Морская Академии и 11 новых кадетских корпусов. Николай I отличался благочестием, и многие часы проводил в молитве. В 1839 году произошло присоединение к Православной Церкви униатов на Украине.
Признаки сверхдержавы были у России уже при Екатерине Великой – участие в европейских войнах, раздел Польши, выход флота в Средиземное море, освоение земель на Дальнем Востоке, в Америке и Новороссии. Уже само по себе расположение государства на трех континентах является одним из признаков того, что оно может быть сверхдержавой. Кроме России, тогда таких стран было всего три: Британская, Французская и Османская Империи. Но это лишь формальный признак. Сущностный признак сверхдержавы – это не только огромная территория, но в первую очередь, наличие в самой основе её существования определенного проекта мироустройства. При Императоре Николае Павловиче Россия вернулась к своей изначальной мировой миссии Катехона – Удерживающего мир от натиска антихристовых сил.
При Николае Первом именно Россия остановила общеевропейскую антихристианскую масонскую революцию 1848 года. Агрессия трех мировых империй против России в Крымской войне – нападение коллективного Запада – по факту уже было первой «мировой войной». Эта агрессия была фактическим признанием самим Западом России как сверхдержавы, которую нужно остановить. Крымскую войну на самом деле Россия выиграла, потому что устояла (Турция вообще была разгромлена в Закавказье), и Запад не добился ни одной из своих целей в той войне (расчленение территорий, экономическое подчинение и т.д.), не смотря на огромное превосходство, огромные денежные затраты и столь же огромные их потери. Миф о «поражении» в той войне, созданный на Западе и активно поддержанный русофобской интеллигенцией в самой России вплоть до настоящего времени, нужно активно разоблачать. Фактически при Николае Первом шла первая «холодная война» России с коллективным Западом во главе с Британией. Такое глобальное духовное противостояние – это также четкий признак России как сверхдержавы.
«Последним рыцарем Европы» назвал Николая I создатель Германии О. фон Бисмарк. Николай I был очень умным, хорошо образованным человеком – первым, кто по-настоящему оценил А.С. Пушкина как личность – чрезвычайно ответственно относящимся к своим обязанностям государя, принимающим на себя личную ответственность за всё, происходящее в стране, добросовестным, абсолютно ответственным, фанатически трудолюбивым. Человеком высшего долга, чести и служения, хладнокровным, выдержанным и бесстрашным в минуту опасности. Строгим и требовательным, но удивительно человечным в отношениях с людьми. Русский народ уже тем ему обязан, что он удержал страну на краю той адовой смуты, которую готовили России «декабристы».
При этом государь проявил крайнюю христианскую гуманность к мятежникам (для сравнения – через несколько лет в Париже было расстреляно 11 тыс. участников мятежа 1830 г.). Создание тайной политической полиции и антикоррупционной службы в виде III Отделения Императорской канцелярии было крайне необходимо для России. Но слишком уж малочисленной и ласковой по стилю работы была эта спецслужба. Впрочем, её результатом стала масса антикоррупционных дел впервые за 100 лет после возникновения коррупции при Петре I. Николай I провел огромную работу по подготовке освобождения крестьян, но война и смерть не дали завершить это дело.
Великий русский философ Владимир Соловьев в статье «Памяти Императора Николая I» совершенно справедливо и точно писал: «в Императоре Николае Павловиче таилось ясное понимание высшей правды и христианского идеала, поднимавшее его над уровнем не только тогдашнего, но и теперешнего общественного сознания. Не перед одною же внешнею силой преклонился гений Пушкина и не одна грандиозность привязала к государю сердце поэта!».
Первыми оценили Императора великие поэты: провидец Г. Державин и восхищенный им Пушкин, который перед самой смертью сказал: «Скажите государю, жаль, что умираю, весь был бы его…». А за год до смерти Императора, уже Аполлон Майков, предчувствовавший, что истинный облик Николая Павловича современникам не дано разглядеть, что этот образ вернется к потомкам, и только ими будет по-настоящему оценен, написал:
Великий человек! Прости слепорожденным!
Тебя потомство лишь сумеет разгадать,
Когда История пред миром изумленным
Плод слезных дум Твоих о Руси обнажит.
И, сдернув с истины завесу лжи печальной,
В ряду земных царей Твой образ колоссальный
На поклонение народам водрузит.
Источник Версия для печати