Бесплатно

С нами Бог!

16+

01:49

Среда, 16 окт. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Левые миражи

Автор: Поверницын Фёдор | 25.04.2010 01:39

В обществе бытует мнение о том, что реставрация левой идеологии может принести пользу. Это мираж.

Последняя декада апреля весьма своеобразна по своим годовщинам: 20 апреля – день рождения Гитлера; 22 апреля – день рождения Ленина; 23 апреля – день смерти Ельцина. И ультраправые, и ультралевые, и ультралибералы имеют, как говорится, повод. И они им пользуются, что даёт возможность увидеть и оценить, к какому лагерю относит себя тот или иной политик.

В газете «Завтра» 21 апреля увидела свет статья «Победитель», написанная известным российским экономистом, председателем оргкомитета по созданию партии «Родина: здравый смысл» Михаилом Делягиным. Пропустить эту статью незамеченной было бы неверным.

Лейтмотив статьи довольно прост: Ленин – великий прагматик, с решительностью и даже беспринципностью (т.е. способностью менять суждения порою на 180 градусов) готовый добиваться поставленных целей. Ленин – строитель подлинного демократизма. Ведь демократизм – это не соблюдение какой-либо формы, а умение учитывать волю большинства народа. Построенный Лениным Советский Союз на протяжении десятилетий был «фактором раскрепощения человека» в международной политике. Квинтэссенция статьи заслуживает цитаты: «Целью Ленина было построение в условиях уже более чем столетней давности более свободного, более справедливого, более гуманистичного общества.

И, несмотря на весь ужас, грязь и кровь революционной деятельности и гражданской войны, несмотря на то, что основная часть созидательной работы была сделана уже после его смерти, а во многом и помимо его непосредственных замыслов, она была сделана его людьми и его организацией, любовно собранной и свинченной им буквально вручную – по человечку, по камешку.
И потому он – победитель».

Статья появилась не где-нибудь, а в газете «Завтра». И это симптоматично. Проханов – этатист. Ему безразлично моральное наполнение, во имя которого сила государственной машины задействуется. Он пребывает в восхищении от самой этой силы. Именно это делает газету «Завтра» средоточением государственнических сил, не обременённых христианским самосознанием. Ведь христианство ставит мораль превыше силы. А коммунизм – силу превыше морали. В условиях упадка государства, наблюдавшегося в 1990-е гг., ностальгия по боеголовкам и стуку каблука по трибуне ООН многим в нашей стране вскружила голову. Смысл своей деятельности многие, назвавшие себя патриотами, увидели не в том, чтобы направить в созидательное русло народную энергию, которая смела с лица земли коммунистический мрак, а в том, чтобы попытаться этот мрак восстановить. Как писал Михаил Ходорковский (газета «Ведомости», 1 августа 2005 г.): «В 1990 – 1991 гг., посреди очевидной бессмысленности затянувшегося советского строя, страна бредила свободой. Правом быть собой, думать, говорить, читать, слышать и видеть, ездить за границу, не ходить на партсобрания и еженедельные политинформации, забить болт на овощные базы и не отчитываться за каждый свой шаг перед первым отделом. Мы ждали демократии как чуда, которое само собой, безо всякого человеческого участия и усилия решит все наши проблемы на десятилетия вперёд… Но к середине 90-х стало ясно, что чудо демократии как-то не задалось. Что свобода не приносит счастья. Что мы просто не можем быть честными, умеренными и аккуратными по-буржуазному, по-швейцарски». Левый поворот начался не с одноименной статьи Ходорковского, эта статья лишь сигнализировала о каких-то процессах. Левый поворот начался в 1994 – 1995 гг., когда народ разочаровался в результатах тех реформ, которые были проведены правительствами Ельцина.

Ходорковский предрекал левый поворот, неизбежность победы левых на честных, демократических выборах. И власть прислушалась к Ходорковскому. В конце 2005 г. началась кампания по давлению на главную оппозиционную партию России «Родина». Слабость «Родины» была в её внутренней неоднородности. Она объединяла как вполне правых политиков (Дмитрий Рогозин, Андрей Савельев), так и левых, которые затем под различными мотивами начали действия по развалу сперва фракции, а затем и партии «Родина». Правая оппозиция была вытеснена из легального поля, попытка создания партии «Великая Россия» была пресечена: партия получила отказ в государственной регистрации. На этом фоне Кремль объединяет стремящихся к сотрудничеству с ним политиков в левый, социал-демократический проект «Справедливая Россия».

По сути дела «Справедливая Россия» мыслилась как полностью подконтрольная лево-центристская альтернатива КПРФ. Это была реакция власти на разговоры о левом повороте. При этом никакой правой подконтрольной оппозиции не создавалась: зачем? Ведь «Единая Россия» заявила, что именно она занимает нишу «консерваторов» и «патриотов». Для более радикальных «консерваторов» и «патриотов» существует проект ЛДПР.

Сейчас мифу о левом повороте начинает следовать оппозиция. Решение Михаила Делягина занять левый спектр политического поля (иначе зачем петь панегирик Ленину и размещать его в «Завтра», чтобы левый электорат услышал?) весьма показательно. Огорчаться этим не приходится: гораздо хуже было бы, если бы конъюнктурно мыслящий политик объявил себя правым. Приходится только удивляться. Левый поворот в России изжил себя именно за годы нахождения в Кремле Владимира Путина. И слава Богу, ибо никакой либерализм не может быть такой угрозой, как всё разрушающий социализм, не случайно названный когда-то Ницше «до конца продуманной диктатурой ничтожнейших и глупейших».

Проведённые ВЦИОМ опросы показали, что в 2010 г. по сравнению с 2001 г. многократно возросла доля тех, кто безразлично относится к Ильичу: 39% против 21% девятью годами ранее. Доля тех, кто вспоминает «вождя мирового пролетариата» с симпатией и уважением, напротив, существенно сократилась: таковых осталось 43%, а было – больше половины (55%). Другой опрос ВЦИОМ показывает, что с каждым годом жители России всё больше и больше осознают положительное значение политики перестройки. Если в 1996 г. 34% жителей России считали, что если бы перестройки не было, то они жили бы лучше, то в 2010 г. таких осталось только 15%. Важно отметить, что коммунизм однозначно отвергается молодым поколением: среди граждан от 18 до 34 лет лишь 7% отрицательно оценивают последствия перестройки. Напротив, около 43% оценивают её влияние положительно. От политики реформ, которая включает не только перестройку, но и период реформ Ельцина и его команды, выиграли по собственным оценкам 24% граждан России, проиграли 42%. Но, что чрезвычайно важно, в 1999 г. соотношение было 11:75. С каждым годом базовые ценности, принесённые крахом коммунизма: свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, свобода передвижения, свобода предпринимательства, гарантии частной собственности, – оцениваются россиянами всё больше.

Важно отметить, что на протяжении 1993 – 1999 гг. негативное отношение к реформам действительно возрастало, достигнув пиковых значений именно в 1999 г., но затем пошло на убыль. Левый поворот к социализму не состоялся. Социалисты потерпели главное поражение – поражение в общественном сознании.

Интересный опрос был проведён ВЦИОМ в 2007 г.: респондентам предложили определить своё отношение к различным ценностям (положительное или отрицательное). Затем из числа положительных ответов были вычтены отрицательные. Таким образом, можно определить рейтинг ценностей, наиболее приемлемых для большинства жителей России. Что же это за ценности? Вот пять ценностей с наивысшим рейтингом: порядок, справедливость, стабильность, достаток, свобода. Все эти ценности имеют положительный рейтинг свыше 35% и отрицательный не более 3% респондентов. Посмотрим на сопоставление правых и левых ценностей: успех – 31%, равенство – 16%; собственность – 10%, социализм – 1%. О чём это говорит? Ответить на этот вопрос поможет список ценностей, занявших 6 – 10 места в предпочтениях жителей России: патриотизм, русские, труд, успех, права человека. Мы видим, что большинство жителей России разделяет как раз традиционные правые ценности. Если угодно – ценности национальные, националистические. И именно национальное, традиционалистское движение является выразителем ценностей большинства жителей России. Выразителем этих ценностей люди не считают ни социалистов, ни либералов: коммунизм имеет антирейтинг (-12%), как и либерализм (-14%).

Россия стоит перед правым поворотом. России нужен синтез всего положительного опыта, накопленного страной за последние сто лет, но на основе, на закваске традиционных, вековых ценностей нашего народа. Именно об этом не устаёт говорить Глава Российского Императорского Дома Великая Княгиня Мария Владимировна.

Россия снова стоит перед той дилеммой, о которой идеологи русского монархизма и национализма Лев Тихомиров, Михаил Меньшиков, Николай Марков, Иван Солоневич предупреждали ещё в I половине XX в.: мы ищем третьего пути, сочетающего как корпоративность, так и индивидуальную свободу, что чуждо как либерализму, так и социализму. И именно это даёт веру в окончательное торжество традиции в общественном мнении жителей России вопреки любым левацким миражам современности.

 

Версия для печати