Пробки на Ленинградском шоссе в Москве на прошлой неделе просто парализовали жизнь столицы. Проблема приобрела такой резонанс, что даже вызвала реакцию со стороны федеральных властей. При этом принципиально не важно, какая причина лежала в основе транспортного коллапса на севере Москвы: нерадивость кого-либо из чиновников, желание спровоцировать проблемы «Шереметьево» и стимулировать пассажиропоток во «Внуково», или что-либо ещё. Дело в том, что пробки стали для Москвы таким же знаковым явлением, как и туман для Лондона. Разговор о пробках – это элемент светской беседы, если позволите.
Москвичи, имеющие детей, прекрасно знают о проблемах с очередями в детские сады, о трудностях при устройстве ребёнка в школу, о недостатке детских площадок. Недавно же один из столичных чиновников, ничесоже сумняшеся, заявил, что желающие гулять по паркам должны искать место жительства в других городах: мол, точечная застройка будет продолжена. Городская инфраструктура не справляется с потоком желающих жить в столице.
Однако достаточно съездить, например, в Кострому или Владимир, чтобы убедиться собственными глазами, почему люди готовы переносить все вышеперечисленные сложности, лишь бы иметь возможность достойно жить, а не выживать и не находиться на грани существования в провинции, даже в провинциальных центрах.
Вот, динамика численности населения двух крупнейших городов России (Москвы и Санкт-Петербурга) за последние сто лет:
Год – Москва – Санкт-Петербург – Россия (в современных границах) – доля двух крупнейших городов
1897 – 1 038 625 – 1 264 900 – 67 500 000 – 3,4%
1915 – 1 817 000 – 2 318 600 – 89 900 000 – 4,6%
1926 – 2 019 500 – 1 616 100 – 92 700 000 – 3,9%
1959 – 5 032 000 – 2 888 000 – 117 200 000 – 6,8%
1979 – 7 830 509 – 4 072 528 – 137 400 000 – 8,7%
1989 – 8 769 117 – 4 990 749 – 147 000 000 – 9,4%
2002 – 10 126 424 – 4 661 219 – 145 600 000 – 10,2%
2010 – 14 562 099 – 4 600 310 – 141 930 000 – 13,5%
Как мы видим, с 1897 г. доля населения Москвы и Санкт-Петербурга в структуре населения России увеличилась с 3,4% до 13,5%, т.е. в 4 раза. Причём, если на протяжении периода с начала XIX в. и до начала Второй мировой войны численность населения двух крупнейших городов России была сопоставимой (в период с окончания Первой Отечественной войны в 1812 г. до конца 1920-х гг. Петербург был больше Москвы), то после Второй мировой войны численность населения Москвы стала стремительно возрастать, ныне превосходя население Северной столицы уже в три раза.
При этом следует учитывать, что эти данные не учитывают так называемых лиц, «пребывающих» в столицах. Законодательство России различает «место жительство» (определяемое не местом, где человек живёт фактически, а адресом, по которому он располагает необходимыми документами для проставления штампа в паспорте) и «место пребывания», где человек фактически находится и проживает. Человек совершенно законно может годами проживать по месту пребывания, продлевая временную регистрацию, при этом не считаясь жителем города. Только официально и только иностранных граждан в Москве пребывает около 1,8 миллиона человек. Сколько в столице пребывает российских граждан, постоянно зарегистрированных в Московской и сопредельных областях, оценить сложно. Но объективно численность населения Московского мегаполиса приближается к 20 миллионам человек, а Санкт-Петербурга – к 6 миллионам человек. Это позволяет оценить долю этих городов в структуре населения России (с учётом лиц, «пребывающих» в России) в 17 – 18% населения.
Для сравнения, доля двух крупнейших городов страны в структуре населения составляет: в Китае – 2,7%, во Франции – 4,1%, в Германии – 6,4%, в Польше – 6,5%, в США – 7,3%, в Бразилии – 8,9%, в Испании – 10,3%, в Канаде – 12,8%, а в Великобритании – 14%.
Как мы видим, такой концентрации населения, как в России, нет ни в одной из сопоставимых с Россией по тем или иным социально-экономическим параметрам стран. Почему это происходит? Из-за неудовлетворительного уровня социально-экономического развития регионов. Нормальный человек имеет вполне нормальные цели: хочет иметь достойную заработную плату, чтобы содержать семью, хочет иметь место для жизни, отвечающее требованиям нормальности, хочет иметь выбор при покупках, хочет иметь выложенные тротуары и дороги, по которым можно ездить… Список можно продолжить. Сравнительно небольшой процент населения в любой стране занят в видах деятельности, где самореализация возможна исключительно в столице в силу особого, специфического статуса такого города. Потребности и желания подавляющего большинства других людей могут быть удовлетворены в любом другом месте, где созданы соответствующие условия.
Конечно, можно сказать, что каждый человек волен сделать жизнь вокруг себя лучше. Но так же очевидно, что силы отдельного человека довольно малы: он может убрать территорию у своего жилища, но вряд ли способен постелить дорожное полотно в целой, например, Калуге. Для решения таких масштабных задач люди несколько тысячелетий тому назад объединились в государства, а для решения этих задач государством люди платят ему налоги.
Если в 1999 г. федеральный бюджет был в два раза меньше, чем в совокупности консолидированные бюджеты субъектов Федерации, то к 2008 г. федеральный бюджет был уже в полтора раза больше, чем консолидированные бюджеты субъектов Федерации. В результате этой бюджетной реформы, постепенно проведённой в 2000 – 2008 гг., 20% всех бюджетных денег России оказалось сконцентрированными в Москве. Московский городской бюджет превосходит бюджет Санкт-Петербурга, например, в 3,7 раза. Всего в четырёх субъектах Федерации (Москве и области, Санкт-Петербурге и области) сконцентрирована треть бюджетных доходов всей страны.
Безусловно, в таких условиях принципиально невозможно полноценное развитие регионов. Люди, вослед за финансовыми возможностями, будут перемещаться в Москву. Здесь скученность населения будет возрастать всё больше. Это, конечно, будет отрицательно сказываться на демографической ситуации (в маленьких квартирках едва ли люди смогут полноценно растить двух – трёх, тем более – четырёх детей), вести к обезлюживанию и заселению иммигрантами всё больших просторов нашей Родины. Поэтому грамотная бюджетная реформа – одна из первоочередных задач сегодня. Конечно, силовые структуры (армия, милиция, спецслужбы) должны финансироваться централизованно, из федерального центра, это обеспечивает единство страны, но желательно финансирования всё большего числа социально-экономических функций передавать на региональный уровень. Больше доходов должно оставаться в регионах, где создан соответствующий продукт, за который государству уплачены соответствующие налоги. Это повлечёт и изменение миграционных потоков. Гораздо больше возможностей для нормальной, достойной жизни появится и в регионах Дальнего Востока, и в Сибири, и на Урале.
Проведённый в годы президентства Владимира Путина курс на централизацию доходов в федеральном центре, чтобы противодействовать обособлению регионов, выполнил, насколько мог, свою миссию. Настало время посмотреть на другие, долгосрочные проблемы развития страны. Посмотреть, пока спрут окончательно не скрутил Россию.
Версия для печати