Не так давно, в одном телевизионном интервью, я стал участником некоего блиц-опроса, который начали с вопроса, как бы я определил понятие «Русская цивилизация»?
С моей точки зрения, как убеждённого традиционалиста, это одна из крупнейших и важнейших, самобытных мировых цивилизаций, базирующаяся, в первую очередь, на христианских православных духовно-нравственных ценностях, объединяющая кроме русской культуры, которая строится, опять же, в первую очередь, на православных традициях, культуры многих народов, которые Русское государство взяло под свою эгиду и опеку.
Возникает вопрос: какие же ценности Русской цивилизации являются фундаментальными?
С точки зрения традиционалистов, в первую очередь, это, конечно, православные, духовно-нравственные ценности. К ним можно добавить традиционные для исторической России идеалы: идеалы нравственности, христианской терпимости, уважения к личности, просвещенного патриотизма и жертвенного служения Отечеству.
Опрос в том «блице» был очень кратким, а теперь, в сегодняшнем выступлении, я могу немного развить мысли, вызванные тем «блицем».
Постоянно и в средствах массовой информации, и в дискуссиях, в том числе, среди представителей достаточно консервативных организаций, возникает и обсуждается вопрос, что такое национальные интересы нашего общества, национальные интересы России.
Конечно, можно говорить о национальных интересах России с точки зрения геополитики, о национальных интересах в экономике.
Но если говорить о национальных интересах России с точки зрения основ общества, его устоев, то тут, с точки зрения традиционалистов, важно осознать и понять, что фундаментальные ценности Русской цивилизации и есть национальные интересы.
Нам представляется, что это важно осознать и государственной власти, власти вообще, осознать и всему обществу. И, поняв, проникнувшись тем, что ценности Русской цивилизации и есть для нас те самые национальные интересы, понять, что их надо сберегать, защищать так же, как и любая страна защищает свои национальные интересы. Ответственность за это сбережение лежит не только на власти светской и на представителях власти духовной всех традиционных конфессий, но и на обществе в целом.
Только единение государственнических и глубоких духовно-нравственных начал позволяло нашему государству с глубокой древности и вплоть до рубежа нашего века преодолевать острые кризисы в развитии России, возникавшие, когда такое единение нарушалось.
Именно поэтому и Российское дворянское собрание, и целый ряд возникших в начале 1990-х гг. организаций консервативной, традиционалистской направленности провозгласили своими основными целями, в первую очередь, воскрешение разрушенных и утраченных духовных, морально-нравственных и культурных ценностей, восстановление и продолжение прерванной исторической преемственности поколений и исторической государственности, формирование общественного сознания на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, веры предков и исторических традиций Российской государственности, возрождение исторического, государственного и национального самосознания народов России, возрождение величия Отечества, утверждение в России истинной культуры, принципов гражданского достоинства и чести, традиций верного служения своему Отечеству, уважения к российской истории, высокой нравственности и духовности. И лишь затем, как последующую цель, курс на возрождение и умножение материальных ценностей.
Реально происходящий обратный опыт – первоочередное развитие и накопление материальных ценностей – имеет для нашего общества печальный результат.
Говоря о ценностях Русской цивилизации, о национальных ценностях и интересах России, наверно справедливо затронуть и вопрос о искомой всеми и вся Русской национальной идее, столь широко обсуждавшейся совсем недавно в 1990-е гг..
Возьму на себя смелость утверждать, что большинство традиционалистов согласны с теми философами, мыслителями, проповедниками, которые утверждали, что основы Русской национальной идеи в стремлении к объединению народов, входящих, как бы теперь сказали, «в зону русского, российского влияния», к сохранению самобытности, в стремлении к справедливости и соборности. При этом, русским народом, русским обществом хорошо понималось, да и в большинстве своём понимается и сейчас, что сохранение и развитие подлинной соборности возможно только при власти единоначальной, власти монархической.
Подчёркивая важность правильного понимания традиционной русской национальной идеи, российские традиционалисты всегда выступают за всемерную поддержку и приоритет национальной самобытности и вечных традиционных ценностей народов России, за возрождение и занятие надлежащего места в нашей жизни веры предков как испытанного средства обеспечения должной морали и нравственности в обществе.
Идея построения на земле рая безбожного доказала полную свою утопию и принесла нашему Отечеству лишь страшные беды.
Российское дворянское собрание считает, что вера – это гарантия нравственности и моральных устоев, предсказуемости поведения и стабильности существования людей. Современным традиционалистам, да и вообще всем гражданам, искренне радеющим о благе своего Отечества, независимо от их нынешней государственной принадлежности и национальности, необходимо перенять, сохранить и вновь ощутить в себе глубину веры наших предков, их добротолюбие, всепрощающую любовь, уважение к традициям, стабильности, семье, Родине.
Исторически принцип образования и эффективного развития России, как государства, основывался именно на многонациональности, многоукладности и, конечно, многоконфессиональности.
Но, будучи традиционалистами православными, мы не можем не отметить, что относясь с уважением ко всем вероисповеданиям народов России, православные традиционалистские организации неизменно подчёркивают особую важность в возрождении России христианских ценностей и роли Русской Православной Церкви как в многовековой истории России, так и в наши дни. Именно православие всегда было духовным источником, питавшим российскую государственность.
Поэтому в возрождении, в первую очередь, православия, как вероисповедания основной массы российского населения, мы видим важнейший элемент духовного возрождения России.
Именно поэтому важнейшими и приоритетными направлениями деятельности, например, для Российского дворянского собрания всегда было осуществление и развитие плодотворного сотрудничества с Русской Православной Церковью, активное участие в церковно-общественных акциях, и оказание всяческой возможной с нашей стороны поддержки Церкви в её свидетельствовании православия и общественно-социальных трудах, в её великой спасительной деятельности, в единении двух частей Русской Церкви, утверждение в российском обществе высокой нравственности и духовности, традиционных для нашего народа ценностей.
Для Российского дворянского собрания Русская Православная Церковь и её Предстоятель неизменно являются высшим нравственным арбитром.
Наша страна возникла на стыке нескольких великих цивилизаций и, отразив все агрессии, направленные на неё с востока, юга и запада, благодаря своему уникальному геополитическому положению и усилиям всех населявших её народов, сама стала являть собой великую цивилизацию.
Историческая Россия была не случайным механическим объединением народов и территорий, а естественно сложившимся целостным культурно-политическим организмом, развившимся в рамках объективно необходимых географических границ. Россия никогда не знала национального угнетения, населяющие её многочисленные народы имели возможность сохранить свою самобытность и развивать национальную культуру.
И мы, как традиционалисты, выступаем за возрождение России как великой державы, гармонично вобравшей в себя в современных условиях все лучшие качества, проявившиеся в период её почти 1150-летнего существования, провозглашаем традиционализм, стабильность и согласие как главные качества будущего правового государства.
Зачастую можно услышать возражения, мол, как же двигаться вперёд, как развиваться государству, если держаться обоими руками за традиции и идеалы, казалось бы, прошлых веков?
Залогом успеха при любом развитии только и может быть правильное соотношение традиций и инноваций. При этом любые проводимые политические ли, экономические ли или социальные преобразования не должны прерывать преемственную связь российского общества, Русской цивилизации с вековыми национальными духовно-нравственными устоями и традициями в угоду установления и утверждения инородных, чуждых порядков.
И если говорить о национальной идее, которая всегда объединяла и вполне способна и сегодня объединять народы исторической России, то русские традиционалисты готовы предложить такую форму консолидации нашего общества и гражданского согласия, как проверенную веками форму Российской Монархии.
И на вопрос «блица» в том самом телевизионном интервью, с которого началось моё сегодняшнее выступление, каким бы мне представлялось желательное будущее для России, моим ответом было, что такое будущее мне видится, как Российская Держава, построенная на ценностях Русской цивилизации, мощная, процветающая, достаточно богатая страна, единая, без каких-то сепаратистских устремлений, в идеале во главе с монархом, знаменем этого единства.
Версия для печати