Не побоюсь сказать, что 10 декабря на митинге «За честные выборы» в Москве собралось от 60 до 80 тыс. человек. Людское море раскинулось не только на всю Болотную площадь, но и заняло прилегающие окрестности… Из кремлёвских окон зрелище должно было впечатлять.
Таких митингов Москва не видела с 1990 г., когда около 200 тыс. человек собралось на Манежной площади, чтобы выразить протест против 6-ой статьи советской конституции, устанавливавшей монополию коммунистической партии на власть. И вот снова люди вышли выразить протест против фактической монополизации власти партией «Единая Россия», которую десятки тысяч участников митинга считают фальсифицировавшей результаты выборов депутатов Государственной Думы.
Над собравшимися людьми реяли самые разнообразные флаги – и десятков незарегистрированных партий и движений от ультра-либеральных до ультра-социалистических, и красные флаги СССР, и националистические чёрно-жёлто-белые знамёна, и легитимистский бело-жёлто-чёрный флаг Имперской России. На митинге были представители самых разнообразных взглядов, которых объединяло одно – желание, чтобы правила игры были честными и соблюдались. И этот лейтмотив митинга не заглушить ничем. Если угодно, люди вышли на площадь, чтобы выразить своё возмущение враньём и обманом. Вышли, чтобы показать, что они – люди и требуют уважения к себе. Вышли, чтобы ясно заявить, может быть, и неосознанно, что Право должно быть выше политической целесообразности.
Другой вывод, который незримо следовал из взгляда на собравшихся, – пришли люди, которые не видят себя в сложившейся властной конфигурации современной России, но тем не менее любят свою страну и хотят, чтобы Россия была успешным, благополучным государством, в котором уважать и ценить можно не только прошлое, но и настоящее. Оттого и флаги в основном были незарегистрированных партий и движений. Люди имеют мнения, опыт, видение будущего страны, но система не позволяет им быть услышанными. Годами это неудовлетворение выплёскивалось в Интернет, в блоги. И, наконец, оно нашло овеществление «оффлайн». Почему же это произошло именно сейчас? Пожалуй, оттого, что раньше всё-таки была какая-то отдушина в виде находившихся в явном меньшинстве, но всё же официальных идейных партиях, выражавших интересы разных групп населения. Национал-патриот мог проголосовать за «Родину», либерал – за «Союз правых сил», левые не разочаровались ещё в КПРФ. В этот раз для миллионов людей выбора на выборах просто не было. Голосовать было не за кого. Выбирать было не из кого. И это разозлило думающее меньшинство, пожалуй, гораздо больше, нежели вбрасывание бюллетеней, «карусели» и единодушное голосование Чечни, московских психбольниц и мордовских тюрем. Системная оппозиция перестала восприниматься не только как оппозиция, но даже как политическая сила. А внесистемной оппозиции власть так и не позволила материализоваться, отказав в регистрации и правой «Великой России», и либеральной «Партии народной свободы», и новой коммунистической партии «РОТ Фронт». Потому единство в чём-то фундаментально общем оказалось сегодня для участников манифестации важнее и существеннее частных идейных расхождений.
Однако думающее идейное меньшинство (каких бы идей это меньшинство ни придерживалось) было лишь одной из двух групп участников сегодняшнего митинга, составив, по моим наблюдениям, до трети протестующих. Две трети – главный герой дня – люди, вышедшие в «оффлайн».
Переход из «онлайн» в «оффлайн» особенно был примечателен. Потому глубоко символично, что событие сие произошло именно на Болотной площади, а не на площади Революции (до той самой революции, в честь которой площадь ныне обзывается, – Воскресенская площадь), как планировалось изначально. Никакой «революции» сегодня в России, слава Богу, не происходило. До Воскресения России, увы, сегодня также было ещё очень далеко. А произошло пробуждение людей, «спавших» до этого, не интересовавшихся политикой, думавших, что это их не касается. Эти люди, которых в политологии принято называть «болотом», перестали этим самым «болотом» быть сегодня на Болотной площади. Как сказал один из моих друзей, участвовавший и в сегодняшнем митинге, и в митинге на Чистых Прудах несколько дней назад: «Я и такие как я вышли на улицу из «Фейсбука» и искренне удивились тому, как нас много».
Тысячи людей, подавляющее большинство тех, кто участвовал в митинге, публично выразили политическую активность впервые. У многих из них, в отличие от тех участников, кто принёс атрибутику своих незарегистрированных объединений, нет ясно выраженной политической позиции, пристрастия к той или иной идеологии. Но они твёрдо поняли одно – так дальше нельзя: нельзя говорить одно, думать другое, а поступать по-третьему. Политической шизофрении нужно положить конец.
Уже после митинга я с ещё одним другом зашёл в кафе. До этого пустое оно наполнилось людьми до отказа в течение считанных минут – участниками митинга. К нашему столику подсела компания из трёх девушек-студенток. Одна из них работала наблюдательницей на региональных выборах в Тульской области от партии «Справедливая Россия» (характерно, что из представителей думских партий на митинг пришёл только Геннадий Гудков из «Справедливой России»). Когда она и ещё несколько других наблюдателей отказались подписывать протокол, их просто заперли в помещении до двух часов ночи. А потом приехали, как она сказала, «мужчины со стеклянным взором». И тогда они протокол подписали. Две её подруги на выборы не ходили. Как они отметили, до выборов ни в их студенческом общежитии, ни в целом в университете политических обсуждений не было, царила апатия. Но объявленные результаты выборов вызвали невиданную негативную реакцию. Они магическим образом пробудили интерес к политике. А это значит – к судьбе своей страны, к пониманию того, что твоя судьба, судьба твоих родителей и твоих детей – зависят от судьбы того общего корабля, на котором мы плывём по жизни – от судьбы России. Всё кафе с упоением обсуждало прошедший митинг и спорило о том, как он повлияет на судьбу страны: подействует или не подействует, заставит власть меняться, или не заставит.
Сегодня в Москве царил какой-то особый дух. В людях было столько доброжелательности! На лицах были улыбки. Незнакомые люди начинали разговаривать друг с другом. Обмениваться мнениями. Рассказывать о впечатлениях. На Москву это было, прямо скажем, не вполне похоже. Эта атмосфера перекинулась и на полицейских. Думаю, что после неблагоприятного фона от столкновений на Чистых Прудах полиции были даны соответствующие инструкции. Сегодня люди в форме вели себя без каких-либо нареканий, подчёркнуто вежливо, корректно и по закону. Так, как митингующие требовали себя вести и членов Центральной избирательной комиссии.
Митинг на Болотной площади принёс людям осознание того, что они не одиноки в своём восприятии мира. Митинг показал, что в нашей стране можно высказывать своё мнение и делать это не только на кухне. Митинг показал, что у нас много общего, даже если мы разные. Наконец, митинг показал, что будущее за нами, а не за жуликами и ворами. Потому что сегодня на площадь добровольно и бесплатно пришло будущее России – молодые и образованные, зрелые и опытные, пожилые и умудрённые. Вышла действительно страна!
На что же это повлияет? Отменят ли результаты выборов, объявленные сегодня же ЦИК? Нет, не отменят. Сможет ли митинг помешать Путину стать Президентом России в марте 2012 г.? Вряд ли. Сегодняшний митинг принесёт другие плоды – он заставит страну думать и дышать по-другому. Общество ясно выразило свой запрос. Власть сегодня в прямом смысле слова увидела, что во всех слоях общества царит единодушное неодобрение существующим порядком вещей. И власти придётся внутренне под этот запрос подстраиваться под возрастающим давлением общества. Игнорировать выраженное сегодня недовольство не получится. Но этот процесс не будет быстрым. Он займёт не месяц и даже не год. Но этот процесс пойдёт. Неизбежно. Ибо это единственный способ сохранить бурлящий котёл от взрыва, который не нужен совершенно никому.
Версия для печати