В эфире радио «Комсомольская правда» (радиостанция одноименной газеты) будущее государственное устройство России обсудили лидер незарегистрированной партии «Великая Россия» д.п.н. Андрей Савельев и член федерального политсовета партии «Правое дело» к.ф-м.н. Борис Надеждин.
В эфире Андрей Савельев отметил: «Я выступаю за монархию. Есть монархисты, подобные коллекционерам марок. Я всё-таки приближен к реальной политике, к политической публицистике. Что касается сильной руки, то хорошо бы, если бы была сильная рука, но одновременно чтобы у этой руки, во-первых, были мозги, во-вторых, было чувство справедливости и понимания национальных традиций России, т.е. собственно основы России, на чём она всегда стояла и до сих пор ещё стоит. Вы противопоставили монархию, республику, сильную власть и парламентскую республику. Есть определённая национальная государственная традиция, она связана в России с монархией. Во всём мире история любого крупного государства была связана с монархической властью. А республике совсем немного жизни в истории. Она ещё очень молодая. И она связана с кошмарами мировых войн в ХХ в. Установление республиканского правления с разрушением монархий и империй привело к тягчайшим испытаниям. Весь мир и нашу страну в том числе».
Отвечая на реплики Бориса Надеждина о том, что ему неизвестно, кто «Путин, Медведев или Зюганов» должен стать Царём, Андрей Савельев отметил: «Легитимный [Престолонаследник] есть только один на сегодняшний день. Я называю [его в своих выступлениях] постоянно. Может быть, это вам неизвестно. Легитимный монарх определяется законами Российской Империи о Престолонаследии, какими они были в 1917 г. И установленным родством. На сегодняшний день наследником Престола является Великая Княгиня Мария Владимировна. И в Российский Императорский Дом также входит наследник [Великий Князь Георгий Михайлович]».
Этот ответ г-ну Надеждину не понравился, поскольку, выказав уважение Великой Княгине, Борис Борисович выказал неудовольствие тем, что Великую Княгиню мало знают, кроме «узкого круга монархистов»: «А это не имеет никакого ровным счётом значения. Есть закон. Если Вы не знаете законы, это не освобождает вас от того, что этот закон будет следовать. Тем более, что за этим наследованием следует Божественная воля, которая всегда связана с Престолонаследием. И если кто-то хочет отступить от этой воли, это его проблемы», – парировал Андрей Николаевич.
Освещая для слушателей монархическую тематику, Андрей Николаевич отметил: «Монархия – это законная власть, которая передаётся по родовым связям, по законам, которые существуют в течение длительного времени. И изменить эти законы может только сам монарх, сообразуясь с традицией, с верой. А президент действительно избирается каждые четыре года. Это временщик. Тем более сейчас, когда президент избирается от партии. Он представляет партию. Он не связан ни с какими сакральными ценностями, с глубинной национальной традицией. Он связан только с текущей волей. И то в той форме, в которой она выражена путём голосования. Потому что там никаких нюансов нет. А также эта воля может существенным образом искажаться. Потому что мы прекрасно знаем, что одно дело – голосовать, другое дело – считать голоса. А монарх от всего этого не зависит. Кроме того, президент действительно такой же, как мы. Т.е. случайно появившийся из каких-то слоёв, которые иногда называют элитными. А Наследник известен заранее, он готовится к своей миссии. Вся его предшествующая жизнь связана с подготовкой к этой миссии. И всё его служение связано с тем, что эту миссию необходимо передать Наследнику, следующему за ним, тому, кто унаследует Престол. Здесь принципиально разные вещи.
Я за самодержавную монархию. Она даровала парламент в 1905 г. Нельзя противопоставлять монархию и демократию. Даже монархию и республику нельзя противопоставлять, как иногда делают, потому что та же Римская Империя прекрасно показывала, что император при наличии монархических полномочий являлся гарантом республиканских институтов. Такое явление как принципат известно историкам и проверено на деле, как некая идеальная форма государства, о которой писал ещё Аристотель. Что в идеальном государстве сочетаются монархические, аристократические и демократические принципы. Эти все принципы в государстве, которое можно выстраивать как идеальное, видны. В государстве, которое выстраивается по принципу выборности высших должностных лиц и парламента, ничего этого не присутствует. Какие-то элементы присутствуют, но они в то же время связаны с неправильными формами, которые развиваются прямо у нас на глазах. С деспотией, с олигархией, с охлократией. Я думаю, что монархическая идея, как теория, представляет прекрасную альтернативу. И мы должны к ней обратиться как политические прагматики. Не как мечтатели, которые думают: ах, как хорошо было бы Государя Императора иметь», – заключил Андрей Савельев.
Версия для печати