Важно отметить не то, что РЗС занимала откровенно левую позицию в политическом спектре, желая конкурировать с КПРФ за левый электорат (зная Михаила Делягина, думаю, это скорее было конъюнктурное решение – вера в то, что «левую партию» Кремль «пропустит», правую – ни за что). Важно другое – своим решением министерство юстиции продемонстрировало, что государственная власть не намерена допускать никаких самостоятельных политических сил на поле официальной политики. Что бы ни декларировал Медведев. Сам Михаил Делягин, комментируя решение министерства юстиции, сравнил процедуру государственной регистрации с «печной заслонкой», а не с «ситом». Без особого соизволения ни один политический институт не может стать политической партией, т.е. организацией, имеющей законное право на борьбу за власть конституционными методами. Это главное послание, данное министерством юстиции. На какие бы пункты «ж» оно ни ссылалось в юридическом обосновании своей позиции.
Повторюсь, принципиально не важно, каких политических взглядов придерживаются Делягин и Кучеренко. Точно также в государственной регистрации было отказано националистической партии «Великая Россия», возглавляемой монархистом-легитимистом Андреем Савельевым. Точно также в государственной регистрации было отказано либеральной партии «Народ за демократию и справедливость» бывшего Председателя Правительства Михаила Касьянова.
Каждый, кто когда-нибудь имел дело с русской печкой, знает, что бывает, если забыть открыть печную заслонку. Смертельно ядовитый угарный газ постепенно начинает заполнять помещение.
Власть создала нежизнеспособную политическую модель, где проявление свободной политической активности граждан возможно в поле общественных дискуссий (по-русски – «болтологии»), но невозможно в форме законной, через выборы, борьбы за власть. Участвовать в выборах могут только партийные кандидаты, а по-настоящему свободных и независимых партий нет. В России воспроизведена политическая модель ГДР, где один из руководителей Российской Федерации служил: руководящая и направляющая роль одной партии и набор «поддерживающих с оговорками» сателлитов. Это шапито, театр марионеток, который после уничтожения последних независимых от Кремля политических структур, коими были патриотическая партия «Родина» и либеральная партия «Союз правых сил», с каждым годом всё больше превращается в театр абсурда, что очевидно для представителей, кажется, всех без исключения политических взглядов. Для всех, кто не желает прислужить нынешней бюрократии и обезумевшей от вседозволенности и распущенности олигархии, места в официальной политике просто нет. Монополизм или олигополизм, как угодно, но не конкуренция. Даже представители власти уже осознают, что критическая масса людей в стране всё больше заинтересована в содержательной альтернативе тем силам, которые представлены в политическом поле после зачистки 2006 – 2008 гг. Осознают, но не решаются что-либо предпринять.
Даже с этой системой можно было бы жить, если бы она рождала какой-то интеллектуальный продукт, направленный на развитие страны. Как «модель азиатских тигров»: Тайваня, Южной Кореи, Сингапура. Но этого не происходит. Кризис российской государственности скоро будет виден даже слепым. Острейший конфликт в Ливии, происходящий на наших глазах, остаётся без реакции России – нам нечем реагировать, нечего противопоставить. А Франция может направить Флот, может послать «Миражи», может подавить головорезов Каддафи силами Иностранного легиона. А мы можем только «воздержаться от голосования» и сказать, что «выиграем при любом решении конфликта». Национальное бессилие, черты которого были заметны уже в «маленькой победоносной войне» в Осетии в 2008 г., всё явственнее проступает.
Проблема «Единой России» состоит в том, что она не является силой развития страны. Это сила консервации статус-кво, а статус-кво – это загнивание российской государственности. Наивно полагать, что проводимый курс приведёт к тому, что недовольные и талантливые либо уедут за рубеж, либо согласятся прислуживать режиму. Найдутся и первые, и вторые. Но найдутся и третьи, которые возглавят протест «поколения Манежной площади».
В вышедшем в прошлом году на экраны фильме «Уолл Стрит 2» главный герой, обращаясь к аудитории из ровесников нашего «поколения Манежной площади», сказал: «Вы поколение трёх «ни»: ни денег, ни работы, ни будущего». Те, кто пришёл на Манежную площадь, не уедут, а хлебных мест на коррупционном кормлении им олигархия предложить не может. Об анонсированном проекте привлечения молодёжных активистов к политике, который собиралась на словах развивать «Единая Россия», давно не вспоминают. Зато всплывают дела о мошенничестве, когда «лица, не имевшие возможности повлиять на принятие решения», предлагают банкирам стать членами Совета Федерации за 1,5 млн долларов США.
А печная заслонка закрыта.
Версия для печати