Бесплатно

С нами Бог!

16+

05:40

Четверг, 05 дек. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Владимир Астапкович/РИА «Новости»

Фото: Владимир Астапкович/РИА «Новости»

Дума по новым правилам

14.04.2013 17:55

Возвращение выборов по одномандатным округам, предложенное Владимиром Путиным в новой редакции закона о выборах в Государственную думу, повышает шансы «Единой России» на возвращение в парламенте конституционного большинства.

Правда, эксперты и политики не исключают и возвращения ярких регионалов, а возможно, и появления «депутатов с Болотной площади». В самой партии власти инициативу Путина считают очередным шагом для повышения политической конкуренции.

Президент Владимир Путин внес в Госдуму новый законопроект об изменении системы парламентских выборов. В нем фактически оформляется возврат к смешанной системе, которая существовала в России с 1993-го по 2007 год, когда половина депутатов избирается по партийным спискам, а вторая половина — по одномандатным округам. Текст документа размещен в электронной базе нижней палаты парламента. Законопроект, внесенный предшественником Путина на посту президента Дмитрием Медведевым 16 февраля прошлого года, который сохранял пропорциональную систему выборов, но учреждал 225 региональных групп, одновременно ликвидируя федеральную часть партийных списков, был отозван. Медведевский законопроект был частью большого пакета политической реформы, на которую власти пошли после многотысячных митингов протеста в декабре 2011 года, однако он оказался единственной инициативой, которую глава государства внес в Госдуму, но до которых у депутатов руки так и не дошли.

Согласно новому законопроекту, 225 одномандатных округов создаются на 10-летний период, по истечении которого их границы будут пересмотрены в соответствии с изменившейся демографией регионов: каждый округ должен представлять примерно равное число избирателей.

Вместе с одномандатными округами возвращается и старая норма, позволявшая политикам идти на выборы и по партийным спискам, и в качестве одномандатников — в прошлом это давало возможность популярным политикам, встававшим во главе региональных групп, выступать в качестве «паровозов», в случае выигрыша в одномандатном округе освобождая строчку в партийном списке для менее известных кандидатов.

Самовыдвиженцы должны будут собрать подписи не менее чем 0,5% избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного округа, а вот партии получают право участвовать в федеральных выборах (включая выдвижение одномандатников) без сбора подписей.

В предложенной редакции закона о выборах в Госдуму сохраняется прежняя норма, позволяющая партиям приглашать в свой список не более 50% беспартийных, а также прежний запрет на формирование избирательных блоков.

Проходной порог предлагается установить на уровне 5% — эта норма действует уже несколько лет с одной оговоркой: выборы 2011 года должны были пройти с прежним заградительным барьером в 7%.

Политики и эксперты прокомментировали пересмотр Путиным предложенной Медведевым реформы.

Аркадий Любарев, эксперт Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина:
Медведевский вариант предлагал совсем другую систему, практически ту же, что была в 2007—2011 годах, — пропорциональную систему с небольшими вариациями. Сейчас власти приняли решение о переходе к смешанной системе, поэтому закон пришлось писать заново. Предложения Медведева прозвучали тогда совершено невнятно. При нынешнем уровне поддержки «Единая Россия» может получить гораздо больше мандатов за счет одномандатных округов, нежели она получает по партийным спискам. Цель этого законопроекта была в том, чтобы Госдума не изменилась, и большинство осталось за единороссами.

Евгений Ройзман, президент фонда «Город без наркотиков», партия «Гражданская платформа»:
Медведевский вариант отвергли. Это реально шаг вперед. Система демократическая всегда держалась на депутатах-одномандатниках. Одномандатник — это человек, который не должен отчитываться перед партийный руководством, это депутат, которому избиратели могут посмотреть в лицо. Он подотчетен только своим избирателям. Я был депутатом независимым, одномандатником, и я по поводу каждого закона думал — как к этому отнесутся люди. Если человек голосует за партию, он не может посмотреть ей в глаза, а если человек голосует за человека, то он может посмотреть ему в глаза, спросить с него.

Григорий Голосов, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге:
Медведевский законопроект практически ничего не менял в существующей системе. А Владимир Владимирович, очевидно, рассудил, что изменения назрели, почему он так рассудил, понятно: потому что «Единая Россия» перестала выигрывать выборы по пропорциональной системе.

Старая избирательная система возвращается для того, чтобы законсервировать ситуацию с политической монополией «Единой России» на уровне Госдумы.

Изменится ее персональный состав в том смысле, что половина Думы будет избираться в одномандатных округах, от этого там будет более сильная региональная составляющая.

Сергей Железняк, заместитель председателя Государственной думы, фракция «Единая Россия»:
Этот законопроект — результат серьезной общественной дискуссии. Он, с одной стороны, позволит сохранить все возможности политических партий действовать и конкурировать друг с другом. С другой стороны, позволит небольшим партиям и беспартийным кандидатам пробовать себя в одномандатных округах, там, где они смогут рассчитывать на поддержку избирателей. В результате возможности для всех политических сил, в том числе и вновь сформированных, увеличиваются. По сути, все развитие политической системы идет к максимальной персонификации, когда важно не только то, какие идеи озвучиваются кандидатом, но и что из себя каждый конкретный кандидат представляет.

Вадим Соловьев, секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной думы:
Переход на смешанную систему выборов в парламент более удобен «Единой России», потому что по партийным спискам она уже не способна выиграть выборы и получить большинство. В смешанной системе есть два нюанса: там, где у них 50% по партийному списку, они ввели «систему Империали», то есть те голоса, которые получают партии, не проходящие в Госдуму, все передаются «Единой России». Поэтому она заинтересована в том, чтобы было как можно больше мелких партий, которые могли бы собрать 0—0,5%.

В общей сложности все эти партии могут собрать 10—12%, которые перейдут к «Единой России». По одномандатным округам они могут получить вообще 100%.

Во-первых, за счет просеивания через сбор подписей одномандатников на выборы пропустят только контролируемых кандидатов. Во-вторых, по одномандатным округам они пустят своих кандидатов, как это было на последних муниципальных выборах в Москве, когда «Единая Россия» не выдвинула ни одного своего кандидата, все они шли якобы независимо. А потом оказалось, что 70% из них единороссы. Это обман избирателя. Плюс в одномандатных округах выдвигают «денежные мешки», которые скупают все с потрохами. Эта система, они думают, обеспечит им победу на выборах. Но это полный обман и фальсификация.

Владимир Рыжков, сопредседатель партии РПР-ПАРНАС:
Медведевский вариант закона был настолько запутан и непонятен, что даже эксперты не понимали, как он будет работать. Поэтому от него решили отказаться и выбрать более простой, понятный и функциональный вариант. Я не думаю, что это какая-то антимедведевская акция, просто предыдущая схема была неудачной. Принципиально на выборах в 2016 году ничего не изменится, потому что этот закон не решает главной проблемы нашей избирательной системы, которая заключается не в том, как выбирать, по спискам или по округам, а в том, что нет условий для честной конкуренции. У «Единой России» громадное преимущество в деньгах, в административном ресурсе, что позволяет им фальсифицировать выборы, и монополия в СМИ. Эти три проблемы закон не затрагивает вообще. В подобных условиях какая разница, как выбираются люди?

Ярослав Нилов, заместитель руководителя фракции ЛДПР в Государственной думе:
Предыдущий вариант закона был достаточно сложный. Новый вариант объясняет все четко и ясно, как говорится, на пальцах. Сегодняшняя редакция кардинально меняет подход, разделяя состав Госдумы пополам на одномандатников и тех, кто пройдет по пропорциональной системе. Это 225 избираемых по одномандатным округам, 225 избираемых по пропорциональной системе, головка списка сохранятся. Уменьшается количество кандидатов, региональных групп, сохраняется порог в 5%, избирательных блоков нет. При медведевской модели партия власти, набрав 30%, могла получить максимум 150 депутатов. При новой модели, даже если они получат 30% от 225 мест, это будет 70 депутатов. Но по одномандатным округам, используя административный ресурс, они смогут провести представителей партии власти и «Общероссийского народного фронта», забрав максимальное количество округов. По этой схеме они смогут иметь не простое, а конституционное большинство.
Здесь есть минусы.

Могут пройти одиозные кандидаты, которые представляют, например, «болотное движение». Хотя сегодня уже наши избирательные технологии позволяют убирать неугодных кандидатов, заставлять писать отказы от участия, снимать по надуманным причинам и т. д.

ЛДПР против введения одномандатных округов, потому что мы знаем, как у нас проходят выборы в них и кто там побеждает.

 

Источник Версия для печати