На рассмотрение Госдумы 31 октября поступил законопроект № 374502-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О средствах массовой информации“» (далее — законопроект). Законопроектпредполагает введение института саморегулирования для редакций средств массовой информации (СМИ), под которыми законодательство сейчас понимает организации, учреждения, предприятия либо граждан, объединения граждан, осуществляющих производство и выпуск СМИ (ч. 9 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 № 2124-1 «О средствах массовой информации», далее — Закон).
Если законопроект будет одобрен и получит статус федерального закона, редакциям СМИ придется вступить в саморегулируемые организации СМИ (СРО СМИ) в обязательном порядке. Только при этом условии они смогут осуществлять профессиональную деятельность (новый п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона).
Законопроект предусматривает возможность создания двух типов СРО СМИ — федеральных (с количеством членов 1500 и более) и региональных (300 членов и более). Заметим, что по данным Роскомнадзора на сегодняшний день в реестре СМИ содержатся данные о 88 393 средствах массовой информации (www.rkn.gov.ru> Массовые коммуникации > Реестры > Перечень наименований зарегистрированных СМИ). При этом несколько аффилированных лиц будут рассматриваться как одно лицо (один член СРО). Главный критерий разделения — территория распространения продукции СМИ. В СРО федерального уровня должны будут вступить те редакции, продукция которых распространяется на всей территории России, нескольких субъектов РФ или за пределами страны. Членами региональных СРО должны будут стать редакции СМИ, распространяющие свою продукцию в пределах одного субъекта РФ или муниципального образования. Одна редакция сможет состоять только в одной СРО (ст. 20.1 Закона в ред. законопроекта).
Саморегулируемые организации будут разрабатывать и утверждать стандарты и правила, регламентирующие предмет деятельности СМИ, кодекс этики СРО и иные необходимые положения.
В случае исключения судом редакции СМИ из СРО за несоблюдение требований законодательства предлагается лишить учредителя права учреждать новую редакцию на три года (ч. 3 ст. 16, ч. 6 ст. 18 Закона в ред. законопроекта).
В законопроекте особое внимание уделяется вопросу регулирования компенсационного фонда СРО СМИ, который будет формироваться за счет членских взносов. Для федеральных СРО размер такого фонда должен будет составлять не менее 300 000 руб. на одного члена, а в региональных — не менее 50 000 руб. на одного члена. Конкретные размеры членских взносов и порядок их уплаты будет определять соответствующая СРО СМИ, в законе они не установлены. Правда, учитывая минимальные суммы, которые нужно внести в компенсационный фонд за каждого нового члена СРО, можно предположить, что размеры членских взносов будут соотносимы с представленными цифрами (300 000 и 50 000 руб. на члена). В этом случае есть вероятность, что небольшим СМИ придется прекратить свою деятельность, либо платить взносы за них будут «заинтересованные лица».
Основанием для обращения взыскания на средства компенсационного фонда СРО СМИ согласно законопроекту является установленный органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия:
- факт вреда, морального вреда, причиненного лицу в результате распространения СМИ не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство лица либо причинивших ему иной неимущественный вред;
- факт распространения сведений, нанесших урон деловой или иной репутации лица;
- факт распространение сведений, которые могут ввести в заблуждение неограниченный круг лиц;
- иные факты нарушения кодекса этики СРО.
Законопроектом также предусмотрено создание одного национального объединения СРО СМИ, состоящего не менее чем из 50% таких СРО. Причем оно вправе будет приобрести указанный статус только через год после включения в государственный реестр СРО первой СРО СМИ.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, его цель состоит в создании предпосылок для формирования эффективного нормативного регулирования деятельности редакций СМИ и последовательной гармонизации российского законодательства с международным законодательством и практикой.
В случае принятия законопроекта в качестве закона он вступит в силу по истечении года со дня официального опубликования.
Источник Версия для печати