Законодательство РФ за подобные публичные высказывания позволяет привлечь к ответственности, в том числе – уголовной. Напомним, что скандальный совет «питаться макарошками» или фраза: «никто не просил ваших родителей вас рожать» имели некоторые негативные последствия для их авторов.
Но тут речь идёт об образовании, уникальной сфере, где «всё всегда делают правильно». Потому мы решили
не спешить с обличением Федотова. Было важно наверняка убедиться, что никакой реакции власти в данном случае не последует (прошлой осенью у Кравцова, огульно обвинившего в некомпетентности половину учителей математики, и волос с головы не упал — см. https://vk.com/wall-62604527_20945).
Так и случилось. Федотов по-прежнему пребывает в должности проректора РАНХиГС при президенте РФ, «организует стратегическое и перспективное планирование деятельности Академии» и много чего ещё (см. https://www.ranepa.ru/ob-akademii/rektorat/fedotov). Его пожурили слегка – и только.
А ведь учительское сословие – один из столпов государства: учитель – школа – дети – будущее страны.
Кто будет спорить?
Мы можем себе представить, чтобы функционер уровня Федотова безнаказанно брякнул подобное про военнослужащих или росгвардию? Так почему такое возможно в отношении учителя?
Если коротко, ответ вынесен в заголовок.
ЕГЭ и последовавшие за ним формализованные системы тестового контроля (ОГЭ и ВПР) в считанные годы разрушили образовательные традиции (подробно см. https://vk.com/doc-62604527_437327207), но ещё остаётся значительное число учителей, которые стараются следовать им.
Они – наша надежда на возрождение образования и одновременно – главная угроза «достигнутому результату». Поэтому власть гнобит учителя по всем возможным направлениям. Цель этой линии – переформатировать учительское сословие и, в конечном счёте, полностью ликвидировать его (в прежнем понимании профессии).
В школе выстроена система тотального недоверия к учителю. Власть отстранила его от выпускных экзаменов, ставит под сомнение оценки, которые он выставляет ученикам, причём делается это демонстративно, на глазах детей, буквально с начальной школы.
Этой цели служат упомянутые трёхбуквенные проклятия современной школы: ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Образование охватила тотальная бюрократизация, которая привела к тому, что написание различных бумажек стало основной функцией педагога (ничего иного от него, по сути, не требуют).
«Новая система оплаты труда» (НСОТ) внесла полный раздрай в учительский коллектив, прежние коллеги стали конкурирующими единицами (см. https://vk.com/wall-62604527_21234).
Учителям постоянно твердят, что они «отстали от времени», им надо непрерывно «повышать квалификацию», и для того внедряют НСУР («национальную систему учительского роста»), скандальный ЕФОМ (см. https://vk.com/wall-62604527_20945), аттестацию и проч. Словом, долбят, долбят и долбят.
Все эти «требования» абсолютно несовместимы с творческой работой по обучению и воспитанию детей.
В нацпроекте «Образование» из 11 пунктов, касающихся школы, 4 нацелены на «повышение квалификации» существующих учителей (см. https://vk.com/wall-62604527_23515), но при этом ни слова не сказано о системе подготовки новых учительских кадров, которую уже на протяжении многих лет без лишних слов последовательно разрушают. Кстати, упомянутый Федотов, ясно высказался и по этому вопросу:
«Я не понимаю, зачем нужны педагогические вузы как таковые. Этот атавизм в принципе не нужен, равно как и педагогические профессии».
Прочитав такое, впору ставить вопрос о вменяемости этого проректора. Но у Федотова «есть концепция». Он объясняет, что настоящие учителя должны произрастать из среды профессионалов: математиков, физиков, филологов, которые, почувствовав тягу к детям и получив дополнительную педагогическую подготовку, придут
в школу.
И тому есть примеры! Но сколько их? Очевидно, Федотов убеждён, что для детей «элитки» (которых ещё не отправили за бугор) – хватит. А всем остальным будет достаточно дырки от бублика.
Заметим, что ПМЭФ — эта та площадка, где «медиумы говорящие» «жирных мира сего» делятся сокровенным. Тут впору напомнить давнее выступление Грефа, которое подцеплено ниже как иллюстрация к этому тексту.
Проблему дефицита педагогов уже невозможно замалчивать. И тут неизбежны следующие вопросы:
Какова потребность страны в учительских кадрах и в какой мере эту потребность способна удовлетворить нынешняя «отреформированная» высшая школа?
На эти вопросы ответа нет. Их даже никто не ставит на официальном уровне. Абсолютно тихо идёт процесс, который мы проиллюстрируем на примере подготовки учителей математики в конкретном регионе — Карелии.
В 80-е годы математиков для школы выпускали в республике два вуза: педагогический институт и университет. Ежегодно вместе они давали порядка 60 — 70 молодых специалистов, которые надёжно попадали в школы
по распределению.
Теперь пединститут присоединён к университету (таким путём в РФ «оптимизировали» две трети педагогических вузов времён СССР), и приём на педагогический профиль «математика. информатика» составляет всего 15 (!) бюджетных мест. При этом работать в школе планируют не более 40% студентов-педагогов Петрозаводского университета.
В ПетрГУ есть ещё специальность «математика» с профилем «математика в образовании, фундаментальных и прикладных исследованиях», куда набирают по бюджету 20 человек. Но это бакалавры с обучением в 4 года без какой-либо практики общения с детьми.
К тому же из этих двадцати до выпуска традиционно доходит лишь малая часть. Например, в прошлом году диплом получили двое (!). В нынешнем на выпуске было 7 человек, но только один из них решил пойти в школу.
Итак, мы видим реальные цифры подготовки учителей математики в Карелии: было — 70, стало – в десять раз меньше (детей и школ теперь тоже меньше, но далеко не в 10 раз). И это типичный регион (который не Москва и не Питер). Заметим при этом, что конкурс на профиль «математика и информатика» в ПетрГУ высок, и можно без проблем резко увеличить набор и выпуск. Но этого не делают!
Подчеркнём, что приведённые выше цифры — не экстремальный выброс одного года, а норма всех последних лет. И в этой статистике строгое доказательство грядущей неизбежной ликвидации школьного математического образования в конкретном российском регионе. И так — практически по всей стране.
Как уже было отмечено, проблему обвально нарастающего дефицита учителей власть долгое время старательно замалчивала. В этом смысле показателен отчёт министра Васильевой в Думе осенью прошлого года, где она говорила, что нехватка учителей составляет всего 1%, и нет ничего страшного, когда учитель физики ведёт биологию.
Тогда думский спикер Володин по недомыслию отклонился от «генеральной линии», и стал откровенно троллить косноязычную даму. Васильева обиделась и вскоре «им всем» отплатила, заявив (со ссылкой на некие исследования), что к 2029 году дефицит учителей-предметников составит 188,7 тыс человек (см. https://tass.ru/obschestvo/6079938).
Четыре значащих цифры прогноза однозначно говорят о его научной несостоятельности, но тема была обозначена. На прошедших в Госдуме 24 июня слушаниях по «острым вопросам образования» министр переобулась окончательно.
Вот цифры из её доклада.
Сегодня в школах работает лишь 5,5% учителей в возрасте моложе 30 лет, при этом старше 50 — 39%. (Статистика не даёт количества педагогов старше 60 или 70 лет, а было бы интересно сравнить эти цифры с 5,5% молодёжи.)
Средняя нагрузка учителя составляет 1,38 ставки, а по отдельным регионам (Кемеровская область) — 1,78.
Кроме того, 21,5% учителей «совмещают» (по словам Васильевой), то есть ведут дисциплины, не соответствующие их профилю.
«Считаю недопустимым ситуацию, когда учителя физической культуры читают информатику» и таких в стране — аж 306 человек. (источник всех цитат с заседания ГД - https://www.youtube.com/watch?v=JYipnB0KpCc)
Полгода назад физик биологию «читать» мог, а сегодня учитель физкультуры — информатику — уже никак. Впрочем, оставим такие мелочи.
Отмечая наличие проблемы, министр сходу предлагает её «решение»: надо незамедлительно увеличить норму нагрузки учителя с 1 до 1,23 ставки. Вот так!
Норма 18 часов в неделю на ставку определена на основе многолетнего опыта. Это тот максимум, который может выдавать средний учитель, качественно выполняя свои обязанности. Превышение порога ведёт к выгоранию или имитации работы.
Тут можно задать только один вопрос: почему 1,23, а не сразу 1,38 (см. цифры выше), и тогда дефицит «в среднем» сразу исчезнет?
Очевидно, Васильева понимает, что «закрывать» таким способом проблему, от которой стонет школа, – не годится даже ей. Поэтому «норма» – 1,23, и недостаток учителей тогда составит 11% (цифры Васильевой), он как бы есть, но не такой шокирующий.
И вот ещё «перл» от министра, как бы объясняющий низкий процент молодёжи (цитата):
«И у нас вот этих ям только благодаря тому, что наши уважаемые учителя продолжают работать, достигая пенсионного возраста».
И верно: уйдут пенсионеры – процент молодых вырастет. Только кто учить будет?
Васильева в очередной раз говорила о бюрократическом прессе. Эту тему она ведёт уже три года, пора бы и власть употребить, но там по-прежнему ничего не меняется. Точнее, изменения есть.
Если прежде она утверждала, что учитель должен заполнять три документа: дневник, журнал, программу, то теперь их стало четыре:
программа,
календарно-тематическое планирование,
электронный журнал,
электронный дневник.
Цифровизация, однако.
Ничтожные зарплаты рядовых учителей стали притчей во языцех, и эту тему обсуждали в ГД широко и бессмысленно, ибо при этом НИКТО не затронул тему НСОТ. А ведь механизм действия НСОТ разобран во всех деталях (см. https://vk.com/wall-62604527_21234).
Это система позволяет руководителям бюджетных учреждений безнаказанно грабить рядовых сотрудников в обмен на лояльность к проводимой политике. НСОТ – основная причина вопиющих диспропорций в оплате учительского труда, стимулирующая лизоблюдство и конкуренцию в среде педагогов, и всё это – на глазах у детей.
(Заметим, что низкая оплата – не главная причина утраты учительских кадров. Основная беда в том, что в школе сегодня ТОШНО РАБОТАТЬ.)
Обсуждаемое заседание Думы 24 июня было созвано по инициативе известного депутата О.Н.Смолина.
Он подбирал состав выступающих, и сам был третьим основным докладчиком (наряду с Васильевой и Кравцовым).
Смолин сказал много правильных слов в защиту учителя и получил заслуженную поддержку аудитории. В частности, он ярко и убедительно говорил о недопустимости переработки для учителя, о том, что педагог должен получать достойную зарплату за работу на одну ставку.
Представим себе чудо, что его предложение принято. Но тогда в образовании сразу образуется кадровая дыра в 300 тысяч вакансий. Кем её заполнять? Разве не ясно, что предложение Смолина неотрывно от решения этой проблемы?
Но при этом о дефиците учительских кадров он не сказал ни слова, а представители Минобра, в ведении которого подготовка учителей, даже не были приглашены на заседание. В такой постановке предложение Смолина абсолютно невыполнимо. О чём тогда речь?
Анализ показывает, что слова депутата были адресованы строго нынешним учителям, и он внимательно следит за тем, чтобы они ни в чём не вызывали отторжения. Зачем трогать проблему новых кадров для школы? Ведь кто-то может увидеть в этом угрозу себе со стороны молодых конкурентов.
Смолин часто говорит о том, что надо поднимать социальный статус педагога. Но опускает этот статус, в первую очередь, демонстративное недоверие к учителю со стороны власти, о чём уже сказано выше.
Однако возврат доверия предполагает одновременно и делегирование ответственности. Ещё недавно педагог обязан был УЧИТЬ И НАУЧИТЬ КАЖДОГО. Эта формула была аксиомой профессии, ей до сих пор следуют все настоящие учителя.
При ином подходе наша страна обречена (подробно см. https://vk.com/wall-62604527_5155). Поэтому выделенный капсом текст является ключевым положением в борьбе за возрождение образования. Речь о профессиональном долге учителя, и если о нём никак не вспоминают, то это — верный признак популизма.
Вместе с введением ЕГЭ и фактической отменой выпускной аттестации в школу пришла свобода не учить и не учиться, халява, быстро развратившая значительную часть учительского корпуса. Смолин не желает ссориться
с такими, ему «дороги все».
Дважды вместе с едроссами он блокировал законопроект об отделении школы от ЕГЭ и восстановлении обязательной выпускной аттестации по основным дисциплинам (Смолин — зам председателя профильного комитета, который рекомендовал отклонить проект; см. также результаты голосования в ГД 18 ноября 2015 г. —
https://vk.com/wall-62604527_3919 и https://vk.com/wall-62604527_11050 ).
Но одна лишь ориентация на учителя не объясняет всей логики действий депутата. Смолин прекрасно осведомлён о НСОТ, её разрушительном воздействии на образование, и Дума – самое подходящее место для пересмотра этой системы. Но он не затронул её, и никто из желающих обсудить эту тему не получил доступа к микрофону, хотя такие были, а вопрос об учительских зарплатах мусолили не менее получаса.
Снова случайность?
Здесь просматривается «диалектика процесса».
Учитель, которого власть третирует на каждом шагу, нуждается в защитнике.
И такой есть.
Яркий и убедительный психотерапевт в учительском хосписе.
Для ликвидаторов педагогического сословия приближается тяжёлое время, когда скрывать эту линию будет всё труднее. У них ещё есть в резерве переход на новый ФГОС в старшей школе (с 2020 года), согласно которому в 10-11-х классах должно быть пять «профилей», что приведёт к укрупнению средних школ и в городе и массовой их ликвидации на селе с соответствующим сокращением потребности в кадрах.
Главное для «реформаторов» – довести процесс до точки невозврата, когда можно будет однозначно заявить:
«Всё. Учителей в школах нет, и взять их негде, потому что системы подготовки кадров тоже нет.
Поэтому выход один – РЭШ (электронная школа)».
Личность формируется личностью. Эту аксиому педагогики сформулировал великий Ушинский.
Волчья стая воспитает волка, не надо нам сказок про Маугли.
Компьютеры электронной школы будут формировать из наших детей биороботов.
P.S. Этот текст – не очередная пугалка. Таким образом мы решили ещё раз обозначить проблему, о которой почему-то все молчат.