Полемика вокруг Храма Святой Екатерины внезапно стала одной из главных новостей в общероссийском масштабе, потеснив даже новости с Украины. Казалось, все более-менее «медийные» люди (включая и Президента) высказались по этому поводу. Аргументов «за» и «против» высказано много и не по одному разу. Можно ли сказать что-то принципиально новое? Не знаем. Но наш Екатеринбургский отдел Российского Имперского Союза-Ордена не счёл возможным промолчать в такой ситуации. Возможно, положения, изложенные ниже покажутся банальными (или, наоборот, спорными), но свою позицию мы обозначить должны.
Итак, самое главное, – мы ЗА храм Святой Екатерины.
Почему?
Во-первых, как православные мы не можем противиться воле нашего Владыки Кирилла. Епископ – глава всех христиан, вверенной ему территории, он – пастырь словесного стада, ему следует подчиняться во всех случаях, если только епископ не учит ереси. Есть ли ересь, или нарушение заповедей, Святых Канонов в воле Владыки о строительстве храма? Нет. Поэтому диким кажется заявление некоторых храмоборцев: «я православный человек, но, вот, против строительства этого храма». Тут хочется предложить человеку просто ответить для себя на вопрос: или он православный и принимает всё учение Церкви без изъятий со всеми канонами, правилами и воззрениями на священноначалие, или он просто из тех, у кого «Бог в душе». Последняя позиция тоже понятна, ругать за неё, в общем-то, смысла нет, человек свой выбор сделал, но Православием такую доктрину называть не следует.
Во-вторых, такого объекта как «сквер возле театра драмы» попросту не существует. На всех картах это место обозначено как «Октябрьская площадь». Площадь и сквер – разные понятия. Давайте, уважаемые читатели, их не смешивать и называть площадь площадью.
Мы не будем повторять банальные истины, что храм займёт только малую часть площадки у театра Драмы, что территорию облагородят и посадят новые деревья. Казалось бы, это всё проговорено уже столько раз, что вызывает недоумение повторяющаяся «мантра»: «я не против храма, я за сквер». Зелёные насаждения останутся в любом случае! Самый популярный контраргумент на это: «а я не верю, что проект исполнят в точности, нас обманут». Но в данном случае, всё сводится к «верю/не верю». А мы, вот, не верим, что Вы, наш уважаемый оппонент, бескорыстно защищаете Октябрьскую площадь; наверное, Вам заплатил какой-нибудь Госдеп или Ми-6. И при таком соревновании кто во что не верит диалог зайдёт в тупик. Конечно, были бы основания не верить, если бы рядом с каждым православным храмом была бы ровная закатанная в бетон площадка. Но такого нет. Взгляните, на любой храм в Екатеринбурге. Каждая община в меру сил старается обустроить прилегающую территорию: кто-то деревья высадит, кто-то – цветы, кто-то – детскую площадку поставит. Почему вокруг храма Св. Екатерины эго не может быть?
Теперь немного об истории вопроса. Храм Св. Екатерины начал строиться в Екатеринбурге в 1721 г. Это была небольшая деревянная церковь. Но это был первый храм в городе. В 1747 г. храм сгорел. Долгое время, его не могли восстановить, но в 1758 г. началось строительство каменного храма. На этом же месте, на этом же алтаре. Храм не переосвящали, так что с т. з. церковной традиции история Собора Св. Екатерины продолжалась непрерывно с 1721 г. до… до 1930 г. Когда храм был взорван большевиками. Последние как-то не проводили ни референдумов, ни общественных слушаний.
Десять лет назад православные христиане решили строить храм Святой Екатерины на историческом месте и воссоздав исторический облик. Это предлагают сейчас многие из противников строительства храма возле театра драмы. Даже как-то странно, что всем внезапно понравилось историческое место и исторический облик храма. Почему странно? Потому что в 2009 г. резко определённые группы граждан полюбили площадь Труда, фонтан «Каменный цветок» и деревья на этой площади! Всё проходило ровно по тому же сценарию: митинги, сбор подписей против строительства, плач над зелёными насаждениями.
Христиане уступили.
В 2017 г. решено было строить храм Св. Екатерины на искусственном острове на городском пруду. Проект был уже новым, не повторял храм XIX в. Что, в принципе, выглядело логично: если храм строят не на историческом месте, то и облик храма может быть иным. Что началось? Верно. Опять некие группы граждан резко возлюбили пруд. Начали его обнимать. И даже чистить. Нет, последнее мероприятие – дело полезное. Но… Но вот только хулиганы, сломавшие забор в начале этой недели, топили его… в том же самом пруду! А куда же делась вся любовь к водоёму?
Но и в вопросе с Храмом-на-воде христиане уступили.
Итак, православные люди дважды уступали оппонентам. Они продемонстрировали готовность к диалогу, они продемонстрировали умение слушать и слышать. Никто из сторонников храма не ломал фонтан, не ломал деревья, не загрязнял пруд только потому что его желание построить храм не осуществилось. Какой контраст с храмоборцами!
И вот, в 2018 г. было решено строить храм на новом месте. Это уже третье место и второй проект храма.
И… и в третий раз началась «сказка про белого бычка». Теперь уже Октябрьская площадь стала «любимым местом отдыха горожан». «Но ведь десять лет назад таким любим местом отдыха была площадь Труда?» - в праве спросить читатель. «Верно» - ответим мы. «Любимые места отдыха горожан» кочуют. Во всяком случае, в сознании некоторых граждан.
Логично, что православные сказали на этот цирк: «хватит». После того, как были проведены общественные слушания, после того, как были даны все заверения, что большая часть зелёных насаждений не пострадает, возня против строительства храма стала восприниматься однозначно: как целенаправленная попытка затянуть время и сорвать строительство. Зачем? Храм Святой Екатерины должен стать подарком к 300-летию города, в 2023 г. Если начать строительства в 2019 г. – успеть можно. Но если пойти на уступки храмоборцам и начать проводить референдум, искать новое место… то наступит 2023 г., а Собора Св. Екатерины не будет. Ну а после те же самые люди заявят: «Юбилей прошёл, зачем же строить собор? Раньше надо было».
Все аргументы православных в расчёт не брались. «Не Вы, а мы граждане» - гордо говорили храмоборцы. «Это мы – достойны представлять жителей города, нас большинство». На общегородской молебен в День Торжества Православия вышло около 10.000 человек. «Ложь!» - кричат храмоборцы! «Студентов согнали, автобусами свозили, каждому 300 рублей выдавали!». 28 апреля на Пасху в отвратительных погодных условиях (снег, холодно и мокро) прошло 20.000 человек. «Неправда!» - кричат храмоборцы. «Все просто большой кулич поесть хотели! Всех насильно согнали!». Акции храмоборцев привлекали в десятки (а может быть и в сотни) раз меньшее число людей, но именно этих людей предлагают нам считать «гражданским обществом», которое вправе говорить от лица всего Екатеринбурга.
После освящения места строительства храма, казалось бы, страсти должны были утихнуть. Но – нет. В отличие от христиан, которых храмоборцы клеймят как «фанатиков» и «нетерпимых к чужому мнению» людей, враги Церкви перешли к прямому хулиганству.
13 мая, после того, как был поставлен забор, он был снесён хулиганами. О масштабах спланированности провокации в интернете до сих пор спорят. Но тот факт, что сразу же обнаружились фотографы, что сразу же начались провокации, в т.ч. и с участием детей, всё это показывает, что хулиганские акции стихийными не были.
После того, как забор пытались уничтожить, естественно была вызвана охрана, зарвавшиеся хулиганы были оттеснены от стройплощадки, а забор восстановлен на своём законном месте, храмоборцы начали скулить: «а нас то за что!?». Действительно, как могли «совесть нации» и «гражданское общество» наказать за хулиганство? Это же не «фанатики православные», которым запрещено иметь своё мнение, это же «элита»! Конечно, это всё гадко: стремление переложить с больной головы на здоровую. Дело тут даже не в том, что это стройплощадка храма. Попробуйте сломать забор на любой стройплощадке. Через некоторое время приедет охрана и популярно объяснит Вам, что Вы не правы.
Именно этот разгон хулиганов и привёл к мощной медийной атаке на Святую Церковь. В ход идёт всё. Даже татуировку у одного из охранников в виде Лабарума объявили «неонацистской» (Святой Равноапостольный Царь Константин, видимо, был «неонацистом». В IV веке, ага…).
Вместо того, чтобы проявить твёрдость и показать, что они не напрасно носят меч (Рим. 13:4), власти… пошли на переговоры с хулиганами. А молебен о мире, который хотела провести Церковь, один раз перенесли (с 14 на 17 мая), а потом и вовсе отменили. Теперь (18 мая 2019 г.) вновь говорят о выборе или даже переносе места собора…
Краткую хронику событий мы дали. Хотелось бы остановиться ещё на одной манипуляции храмоборцев. «Зачем – говорят они – Вам, православным, столько храмов. В центре их и так много, а вот зелени в центре совсем нет». И в качестве примера приводят такие картинки:
Хорошо, господа. А давайте таким же образом посчитаем зелёные насаждения рядом с Октябрьской площадью. Проверим, действительно ли это единственный островок зелени среди стекла и бетона?
Как видим – нет.
Саму площадь мы обведём зелёным, а другие парки, скверы и т. п. зелень – красным.
Фото 1.
Как видим на Востоке от площади – аж шесть зелёных массивов (не считая зелёной лужайки у Храма на крови)! Причём, обратите внимание: территория у театра драмы на «Яндекс-картах» не закрашена даже зелёным! Так, небольшие зелёные пунктиры.
Фото 2.
К югу от площади мы видим зелёную аллею возле Уральского университета и огромный исторический сквер. До него от театра драмы – двадцать минут ходьбы.
Фото 3.
На западе от театра драмы, действительно, растительности не много. Только вдалеке мы видим большой парк. До него идти где-то полчаса.
Но, обращаю внимание читателей, и храмов в этом районе тоже нет.
Фото 4.
На севере так же мало и зелёных насаждений, но и храмов в рассматриваемом районе так же нет.
Итак, мы видим, что утверждение о том, что площадь у театра драмы является единственным зелёным насаждением во всём центре Екатеринбурга является неверным. Даже в случае полного уничтожения площади перед театром драмы (чего, как было указано выше, не будет) у горожан будет ещё много мест в центре города, где можно будет прогуляться и отдохнуть.
Остаётся ответить на самый популярный вопрос: а зачем храм Святой Екатерины обязательно должен быть в центре города? «Поставьте его на окраине» - говорят храмоборцы. Но дело всё в том, что строится будет даже не храм Святой Екатерины, а кафедральный собор Святой Екатерины. Кафедральный собор может быть только в центре. Априори. Это всё равно, что сказать: «зачем строить в центре города ещё одни музей? Музеи и так пустые стоят. Езжайте на окраину и стройте там».
Очень часто храмоборцы стремятся искусственно противопоставить храм и другие объекты (чаще всего называются школы и больницы). Дескать, почему строите храм, а не школу или больницу? Сам такой вопрос доказывает абсолютно искажённое представление человека о Церкви и о храме. Для него храм – что-то из области «излишеств», что-то, без чего можно и обойтись. Нужно ли говорить, что это не так? Нужно ли говорить, что храм не просто так же нужен, как школа или больница, но что храм единственный может дать жизнь вечную, посредством преподаваемых в храме Таинств. Нужно ли говорить, что храм – это окошко в Небесное Царствие, что в храме каждую Литургию снисходит Святой Дух? Нужно ли говорить, что при правильном взгляде на храм, всё сразу встанет на свои места. Людям предлагается частичка Царствия Небесного на земле, где преподаётся жизнь вечная, предлагается путь в нетленные Райские кущи. Неужели выбор здесь не очевиден?
В заключении нужно сказать ещё очень важную вещь. Почему же православные вообще захотели воссоздать собор Святой Екатерины? Из-за чего? Мы не будем писать здесь, что собор станет жемчужиной Екатеринбурга, центром туризма и паломничества. Да, наверное, это будет. Но не это главное. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом невозможно. В основе Евангелия лежит любовь. В основе здравого смысла заложена выгода». Именно любовью христиан Екатеринбурга к Святой Екатерине и объясняется стремление восстановить храм в Ея честь. Святая Екатерина дорога нам не как просто символ, а как живой человек – наша сестра во Христе. А для любимого человека всегда хочется сделать приятное. Собор в честь нашей Сестры, с коей мы чаем увидится на Небесах – самое лучшее, что мы сможем воздвигнуть в нашем граде, а в сердцах наших прославим заступницу великомученицу:
О свята́я великому́ченице Екатери́но! Приими́ сие́ похва́льное пе́ние и изба́ви нас от враг ви́димых и неви́димых и от ве́чнаго муче́ния твои́м благоприя́тным хода́дайством сохрани́, да с тобо́ю при́сно пое́м Бо́гу: Аллилу́иа.
Екатеринбургский отдел Российского Имперского Союза-Ордена во имя Святых Царственных страстотерпцев
Версия для печати