Проблема миграции – это проблема 17-18 млн человек, которые ежегодно прибывают в РФ с совершенно различными целями. Большинство из них приезжают из бедных стран Средней Азии и в религиозно-культурном отношении являются плохо интегрируемыми в наше общество представителями других цивилизаций.
Миграция законная и тем более незаконная порождает неизбежную напряжённость в русском обществе в силу её многочисленности, бесконтрольности со стороны властей и инокультурности стереотипов поведения приезжающих.
В немалой степени мигранты способствуют росту преступности в России, в основном в области всевозможного насилия, наркоторговли и ухода от налогов.
Полезны ли мигранты? Мигранты в основном устраиваются на неквалифицированную работу. Этот факт предлагается воспринимать как положительный для экономики страны. И одновременно он подаётся как безальтернативный. Мол, русское население не хочет работать по этим профессиям. При этом подобный посыл власть, да и лоббисты мигрантов никогда не проверяли на практике. Разве у нас занимаются системно внутренней трудовой миграцией? Разве у нас есть такие государственные программы?
Каждый из 17 млн мигрантов вывозит из РФ хотя бы по нескольку десятков тысяч рублей заработка, то есть в общей сложности никак не меньше 2-3 триллионов рублей. Странная прибыль для России?! В результате налаженной внутрироссийской трудовой миграции эти триллионы остались бы внутри нашей экономики.
Наши доморощенные «борцы за свободы» уже взяли под своё покровительство массово прибывающих в нашу страну трудовых «гостей». Либералы и всевозможные оппозиционеры ведут компанию, за то, чтобы сдача квартиры только гражданам России считалась ксенофобией.
Радикальные защитники мигрантов видят дискриминацию мигрантов уже в том, что вы не хотите им сдавать свою собственность (квартиру, комнату, дом или дачу). Россия должна быть открыта для любого мигранта из любой части мира. А сдавать квартиру «только гражданам России» – это недемократичный моветон, дискриминация, с точки зрения интернациональных борцов за свободу мигрантов.
В любом бизнесе, в любых межличностных отношениях у человека есть право выбора делового партнёра, с которым ему будет комфортно, в том числе и в смысле культурных стереотипов поведения.
Нужны ли мигранты России? Современная массовая выдача гражданства происходит без всякого выяснения мнения граждан России. Акции коренного населения при даровании мигрантам гражданства размываются. Чем дольше так будет продолжаться, тем больше влияние коренных граждан в такой системе будет падать. А приезжие, так как они инокультурны, будут ещё более организованны и будут стараться жить замкнутыми этническими анклавами. Рано или поздно это приведёт к тому, что они пойдут в политику отстаивать свои культурные требования. Так же, как это происходит в европейских странах.
В Европе тоже всё начиналось с завоза трудовых мигрантов, которые были нужны большим корпорациям как дешёвая сила, а европейским политиканам – как масса, которая нивелирует европейские народы для лучшего вхождения в единообразный Европейский союз. Но агрессивно навязываемый мультикультурализм провалился даже в Европе. А продолжающаяся миграция создаёт всё новые и более взрывоопасные прецеденты. Выход из создавшейся ситуации выглядит всё менее мирно.
Нужно ли нам идти по европейскому пути? Нужно ли продолжать наращивать многомиллионную миграцию?
Мы явно переусердствовали с численностью миграции, которая во многом становится не такой уж и трудовой в нашей стране. Наркоторговля, этническая преступность, теневая экономика, коррупционные связи, покупка гражданства РФ, межнациональные столкновения, распространение безработицы среди мигрантов – это реальность нашей жизни.
Пора наводить в этой сфере порядок. И прежде всего – с количеством и качеством трудовой миграции.
Нужно планомерное и системное замещение мигрантов коренным населением. Необходимо развивать внутрироссийскую трудовую миграцию. Запрещать в отдельных отраслях экономики наём иностранцев и потихоньку замещать либо местной внутрирегиональной миграцией, либо русской из стран СНГ. Там, где пока не можем обойтись без трудовой миграции, необходимо улучшать контроль, как правоохранительный, так и финансовый.
Огромные средства уходят в теневую экономику, в чёрный нал, вывозятся из страны. Россия недополучает большие средства, но получает огромную коррупцию. Экономию от мигрантов имеют в основном крупные бизнес-структуры, миграционные лоббисты и криминальные миграционные лидеры, которые поставляют своих соотечественников на этот рынок трудовых услуг. Нужно умерить аппетиты первых, расследовать деятельность вторых и пересажать третьих, если они виновны в криминале.
Могут сказать, что многие правоохранители, которые по долгу службы обязаны контролировать трудовую миграцию, сами коррумпируются. Да, это огромная проблема. Проблема, которая также вопиет о том, что такие мощные массы мигрантов невозможно эффективно контролировать. Слишком много там криминала и коррупционных соблазнов. Необходимо снижение количества приезжих, особенно в больших мегаполисах. Культурное поведение, принятие местных правил должны требовать именно правоохранительные органы. Ситуации, когда местным жителям становится невозможно жить в тех районах, где много мигрантов, – это социальная и гуманитарная катастрофа.
Особый вопрос – контроль за покупкой мигрантами гражданства РФ. Думаю, здесь особенно много коррупционной составляющей. Закрытые диаспоральные общества массово покупают гражданство и затем будут стремится во власть – устанавливать свои порядки. Как это было в девяностые годы с нашими преступными сообществами, делегировавшими во власть своих криминальных представителей.
Тактическая погоня за дешёвой рабочей силой в стремлении к сиюминутным успехам в экономике, которые к тому же не видны, может в долгую, для стратегического цивилизационного развития России стоить очень дорого. Критически дорого.
Пора принимать меры. Они должны быть спокойными, продуманными, но системными и неотвратимыми.
Нельзя сказать, что власть совсем не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.
Никакие частичные улучшения не способны изменить в целом плачевной и опасной ситуации с бесконтрольной миграцией.
Власть пытается улучшить существующую систему контроля миграции приняв Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы. Предполагаемое создание особых «благоприятных условий переселения в Российскую Федерацию и получения, при желании, российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими нам по ментальности и культуре», безусловно, положительный момент. Но он может утонуть в коррупционной составляющей сегодняшней системы получения гражданства. Русским людям из Украины, Белоруссии или других стран получить гражданство порой значительно сложнее, чем любому другому мигранту, готовому заплатить несколько сотен тысяч рублей (говорят о 400 тысячах) за российский паспорт.
В России предполагается отказаться от разрешения на временное проживание как от отдельного института. Именно этот миграционный статус даёт возможность массового уклонения мигрантов от получения разрешения на трудовую деятельность, а для русских является дополнительной ступенью, на которой с них взымаются деньги и бесконечные документы.
Создается унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания на территории РФ (более 90 дней в году). И он будет применяться, кроме Белоруссии, ко всем странам Евразийского экономического союза. С 1 января 2021 года вводится единая электронная виза.
Будет также проведена модернизация механизмов регулирования трудовой миграции. Теперь предприниматели должны будут «зарегистрироваться в государственной информационной системе и разместить в ней информацию о потребности в иностранной рабочей силе». Сначала будут искаться на эти заявки на работу граждане РФ, а затем эти предприниматели смогут «нанять любого имеющего единый документ иностранного гражданина».
Усовершенствованы будут и механизмы обеспечения безопасности в миграционной сфере. Так право на постоянное проживание и гражданство России будет теперь предоставляться «прежде всего лицам, владеющим русским языком и близким нам по ментальности и культуре». Прямо как с государствообразующим народом в Конституции. Понятно, что подразумеваются русские, но открыто это сказать пока не решаются.
Поручения, сформулированные президентом, могут отчасти решить наиболее острые проявления проблем миграции. Конечно, если соответствующие органы безопасности будут их выполнять. Но снижение миграционных потоков они не сильно скорректируют. И это останется огромной нерешённой проблемой. Нужно двигаться дальше по сокращению иностранных потоков и поставить законную трудовую миграцию под жёсткий контроль государства.